logo
модуль 2 конфликтология

6.1. Непосредственные причины конфликтов Классификация причин конфликтов (а.Я.Анцупову)

К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их инте­ресов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки.

Объективные причины настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся, можно отнести сле­дующие:

Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объек­тивного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтно­го или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу дей­ствия которых человек выбирает конфликт в контексте сказанного выше, способ реагирования - субъективны.

При рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъектив­ными причинами конфликтов можно отметить:

Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.

Организационно-управленческие причины конфликтов - обстоятельства, связанные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллек­тивов, групп. Можно выделить четыре типа подобных причин.

Структурно-организационные - несоответствие структуры организации требованиям той деятельности, которой она занимается. Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельно­сти, которой она занимается, тем менее эффективным становится функциони­рование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах. Несоответствие структуры организации решаемым задачам может быть вызвано:

Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между различ­ными структурными элементами организации, между отдельными работниками. Эффективная работа ор­ганизации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней сре­дой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам.

4 курс !!!!!!!!!!!!Личностно-функциональные - несоответствие или неполное соответствие работника по его профессиональным, нравственным и другим качествам требова­ниям занимаемой должности. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и необходимость взаимодействия с окру­жающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конф­ликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами.

Ситуативно-управленческие - обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других за­дач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возмож­ность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу.

В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине конфликтогенных решений руководителей возникает 52% конфликтных ситуаций, по причине социально-психологической несовместимости работни­ков – 33%, из-за неправильного подбора кадров - 15% (В.Рубахин, А.Филип­пов). Данные показывают, что организационно-управленческие факторы могут выступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.

Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредствен­ным взаимодействием людей, фактором их включенности в социальные группы. Рассмотрим основные причины конфликтов.

Возможные значительные потери и искажения информации в процессе меж­личностной и межгрупповой коммуникации. Человек не может в общении пе­редать без существенных искажений всю информацию, касающуюся пробле­мы, обсуждаемой с партнером. Партнер в свою очередь оценивает ее и делает свои выводы.

Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межлич­ностного общения партнеры могут играть не те роли, которые ожидает от них противоположная сторона.

Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы несовпадение пози­ций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон. Проблемы, обсуждаемые людь­ми, сложны, имеют много оттенков. Мы иногда болезненно относимся к точкам зрения, отличным от нашей, что может быть причиной конфликтов.

Различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга. Основные способы - сравнение с возможным идеальным положением дел; с требованиями к данной деятельности нормативных документов; со сте­пенью достижения цели деятельности; с результатами, достигнутыми други­ми людьми; с положением дел в начале деятельности. Таким образом, деятельность может быть оценена по-разному, и даже противоположно.

Психологическая несовместимость. Четыре уровня психологической несов­местимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный. Индивидуально-психологическая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и ха­рактеров взаимодействующих людей. При социально-психологической не­совместимости фиксируется противоречие в жизненных ценностях и идеа­лах, мотивах, целях деятельности. Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок и т. п. Очень часто социальная несовместимость проявляется в боль­ших различиях в образовании, социальной принадлежности и т. п.

Напряженные межличностные отношения. Конфликты в организациях чаще возникают между работниками, отношения которых характеризуются напряженностью, взаимными, негативными установками и т. п. Возникает порочный круг: чем хуже отношения, тем чаще конфликты, а чем чаще конф­ликты, тем хуже отношения.

Внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп.

Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами.

Ограниченные способности человека к децентрации, т.е. к умению поставить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей.

Стремление к власти.

Существует много причин того, почему одни коллеги вдруг резко меняют свое отношение к другим, и те становятся мишенью для сканда­лов и интриг, придирок и обвинений. Иногда все дело лишь в больном воображении некоторых сотрудников. Т.Ю.Базаров и Б.Л.Еремин выделяют следующие причины:

• внутренняя конкуренция среди персонала в торговой фирме за большую эффективность работы с клиентами;

• внешняя для фирмы кризисная ситуация;

• воспринимаемый как угроза приход нового коллеги;

• наличие большого числа претендентов на единственное освободившееся карьерное место;

• резкое повышение одного из коллег по службе;

• обычная зависть или жажда славы;

• страх за свое существование;

• нежелание раскрытия подробностей «старых дел»;

• слабость;

• неприятие иногородних, провинциалов, «столичных шту­чек», представителей другой национальности, иностранцев;

• предубеждение против инвалидов;

• социально-политическая ангажированность;

• неприятие «белых ворон»;

• «миссионерская забота» о жертве;

• особо галантное или грубое отношение к женщинам;

• активное противостояние сексуальному преследованию.