logo
модуль 2 конфликтология

12.8. Беседа по найму

Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Принимая на работу новых сотрудников организация располагает обычно лишь документальными данными о нём (Л.А.Козлова).

Собеседование предназначено для выяснения некоторых деловых качеств кандидата и личного знакомства с ним. Прежде всего, должно быть выяснено знание специалистом того дела, за которое он берётся. Конкретное содержание проверки на знание дела, определяется описанием (квалификацией) рабочего места. Проверяется, насколько претендент понимает предстоящую работу (функции, технологии), знает технические средства, которыми ему предстоит пользоваться.

Некоторые общие рекомендации эффективного проведения беседы сводятся к следующему:

Различают беседы формализованные (строго по схеме), слабоформализованные и неформализованные.

  1. Почему Вы обратились о приёме на работу именно к нам? Чем Вас привлекла наша фирма? Что Вы знаете о ней?

  2. Что Вы знаете об этой работе? В какой работе Вы больше заинтересованы?

  3. Почему Вы выбрали именно эту карьеру? Как Вы планируете на будущее свою карьеру?

  4. Что бы Вы стали делать, если ... (описание критической ситуации на рабочем месте)?

  5. Как бы Вы могли описать себя?

  6. Что Вы хотите рассказать о себе? О Вашей семье?

  7. Каковы Ваши основные сильные и слабые стороны?

  8. Какую работу Вы больше всего любите делать, а какую не любите?

  9. Каковы Ваши интересы вне работы? Как Вы проводите свободное время?

  10. Что бы Вы хотели изменить в своём прошлом?

  11. И так далее…..

Собеседование при приёме на работу делится обычно на три основные части: вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть составляет около 15 % времени для создания атмосферы взаимопонимания. Опрос обычно начинается с темы, интересующей обе стороны. При этом нужно стараться ободрять опрашиваемого, избегать отрицательных оценок и критических замечаний, как можно больше проявлять дружелюбие и интерес к личности кандидата. Главная же цель основной части беседы - получение информации для оценки в претенденте качеств, требуемых для данной должности и принятия решения. При этом желательно, чтобы кандидат говорил сам, а интервьюер внимательно слушал. Не следует заканчивать беседу отрицательным решением, о нём человека рекомендуется уведомить позже.

В Англии для беседы с кандидатами чаще всего используется метод, называемый “план семи пунктов”, разработанный и рекомендованный Национальным институтом производственной психологии. Он включает в себя:

  1. Физические характеристики - здоровье, внешность, манеры.

  2. Образование и опыт.

  3. Интеллект - способность быстро схватывать суть проблемы.

  4. Способность к физическому труду.

  5. Диспозиция - лидерство, чувство ответственности, общительность.

  6. Интересы - любые хобби, которые могут характеризовать личность кандидата.

  7. Личные обстоятельства - как работа будет влиять на личную жизнь и наоборот.

В ходе беседы нужно определить:

О мотивации действий претендента можно судить, задав ему всего два вопроса: “Почему он ушёл с прежней работы?” и “Что его привлекает на новой работе?” Уточнение мотивации ориентирует администрацию относительно уровня заинтересованности в работе будущего работника.

В ходе беседы представляется возможным выяснить некоторые способности претендента, например, способности понимать, выражать свои мысли, писать, говорить и пр. Необходимо обратить внимание на опрятность в одежде, в облике в целом, а также на манеру держаться. Предпочтительными надо считать опрятность, скромность в облике и естественность в поведении.

При проведении беседы задаются следующие вопросы:

  1. Как оценивается исполнение работы?

  2. Много ли переводов с одного отдела или участка в другой?

  3. Какова политика продвижения?

  4. Имеет ли предприятие программы по обучению и повышению квалификации?

  5. Как велика ответственность, которая ложится на новых работников?

  6. Оказывается ли предпочтение людям, закончившим образование?

  7. Какова политика компании в области дополнительного образования?

  8. Каков имидж компании в обществе?

  9. Каковы социальные гарантии?

Помимо основной цели беседы - отбора наиболее подходящих для организации лиц, существует и другая цель - реклама. Необходимо внушить собеседнику значимость данной организации. Уже на первых стадиях встреч с людьми важно уделить им должное внимание, чтобы у них создалось благоприятное впечатление о компании. При недостаточной квалификации человека, проводящего беседу, она может оказаться малоэффективной и даже повлечь за собой судебное разбирательство.

Вместе с тем, исследования выявили целый ряд проблем, снижающих эффективность собеседований как инструмента отбора кадров. Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учёта сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим. Есть у проводящих интервью и такая тенденция, как оценка более благоприятно тех кандидатов внешний вид, социальное положение и манеры которых в большей мере напоминают их собственные.

В результате такого метода отбора как собеседование удаётся довольно определённо выявить фактический уровень профессиональной подготовки претендента и соответствие его предстоящей работе. Часто в таких случаях работник начинает оспаривать перед администрацией своё несоответствие работе.

Проведённые социологами опросы менеджеров по персоналу показали, что наиболее частые причины отказа в приёме на работу по итогам собеседования были следующие:

  1. Плохой внешний вид.

  2. Агрессивная манера поведения, комплекс превосходства, властность .

  3. Неспособность ясно выражать свои мысли, недостатки речи, плохая дикция, грамматические ошибки.

  4. Отсутствие личных планов служебной карьеры и четких целей, пассивность и индифферентность, незрелость.

  5. Неуверенность в себе и неуравновешенность, нервозность, неловкость.

  6. Нежелание начинать работу с младших должностей, намерение получить сразу слишком много.

  7. Чрезмерное внимание к денежному вознаграждению, заинтересованность только в получении материальных благ.

  8. Скрытость, уклончивость, увиливание от прямого ответа, неискренность.

  9. Плохие отзывы об организациях, в которых кандидат работал раньше, и о их руководителях.

  10. Бестактность, невежливость.

  11. Непонимание общепринятых правил.