logo search
модуль 2 конфликтология

12.9.1. Психологическое тестирование. Когда рекомендуется применять психологические тесты

Время от времени в процессе подбора и расстановки кадров возникает необходимость психологического тестирования (Немов Р.С.). Когда, при каких обстоятельствах появляется необходимость в этом?

1. Во-первых, тогда, когда необходимо бывает разносторонне изучить личность человека, с тем, чтобы узнать о тех его индивидуальных особенностях, которые важны для прояснения проблемы и для точного определения путей ее решения.

Нередко на основе одной и особенно первой встречи трудно бывает судить о человеке как о личности, тем более что в незнакомой обстановке человек ведет себя весьма сдержанно и играет обычно не вполне свойственную ему жизненную роль, не отображающую полностью его индивидуальность.

2. Во-вторых, тогда, когда необходимо оценить такие индивидуальные особенности клиента, которые и в обычной, повседневной жизни слабо или почти не проявляются в поведении человека.

К числу подобных личностных свойств относятся, например, такие, которые связаны с комплексами, бессознательными влечениями, недостаточно осознаваемыми чертами характера и т.п. Необходимость в этом чаще всего появляется тогда, когда возникает подозрение, что человек, обладает неосознаваемыми или скрываемыми психологическими особенностями, знание которых необходимо для успешности решения проблемы подбора специалистов.

3. В-третьих, тогда, когда изменения личностного и межличностного характера в психологии человека часто происходят постепенно и относительно незаметно для самого человека, которого они касаются, и только специальное тестирование позволяет выявить и оценить эти изменения. Кроме того, данные изменения вообще могут быть по своей природе неосознаваемыми. Такое бывает тогда, когда они касаются психологии бессознательного.

4. В-четвертых, тогда, когда в результате проведения психологического тестирования человек узнает что-то новое, приятное и полезное для себя, например, открывает у себя такие положительные психологические качества, о существовании которых он раньше не подозревал.

Правила использования психодиагностических тестов (Т.Ю.Базаров, Б.Л.Еремин)

Для создания благоприятной психологической атмосферы, снижения напряженности у испытуемого и в конечном итоге получения достоверного результата при тестировании следует придерживаться следующих основных правил:

Поведение испытуемого во время выполнения тестов может служить дополнительным источником информации о его индивидуально-психологических особенностях.

Основные типы психодиагностических методик

В качестве основания для практической типологии тестов, выбран принцип, описанный В.В.Столиным и А.Г.Шмелевым:

1. Объективные тесты

Наиболее часто используются тесты интеллекта. При их выполнении испытуемый должен решать логические, арифметические, пространственные задачи. Время выполнения заданий в большинстве объективных тестов ограничено.

2. Стандартизованные самоотчеты

1) Тесты-опросники более часто используются в кадровой работе. Опросники (одномерные и многомерные/многофакторные) позволяют оценить сразу несколько психологических черт.

2) Открытые опросники представляют собой анкеты, списки вопросов или неоконченных предложений, для которых предусмотрена особая форма обработки - контент-анализ.

3) Шкальные техники. В некоторых опросниках испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам.

3. Проективные методики. Эти методики задействуют в испытуемом процессы воображения. Инструкции проективных тестов предлагают человеку “спроецировать” себя в заданную стимульную ситуацию и создать на ее основе некоторый индивидуальный продукт в виде текста, рисунка, рассказа, эмоционального состояния и пр.

4. Аппаратурные методики. Они предполагают использование специальной аппаратуры для изучения индивидуально-психологических особенностей испытуемого.

5. Диалогические методики. Предполагают непосредственный контакт психодиагноста и испытуемого. Эти техники требуют высокой коммуникативной компетентности.