Визуальный канал
Начнём с внешнего вида. Здесь хотелось бы выделить такие факторы, как осанка. Представьте себе человека, плечи и голова которого опущены, сам он несколько скособочен. Одним из самых информативных в процессе общения является наклон тела. Обратите внимание на то, как сидит кандидат на интервью. Если после 20-30 минут общения человек всё также напряжённо сидит на краешке стула или, наоборот, вжимается в его спинку, это свидетельствует о том, что ситуация является для него не комфортной. И, если вы со своей стороны умеете создавать атмосферу доверительного диалога, и другие люди (в частности, другие кандидаты) чувствуют себя при общении с вами раскованно, это может свидетельствовать о неумении кандидата "брать себя в руки" в ответственных ситуациях постарайтесь ещё раз воспользоваться рекомендациями для установления контакта. Если не помогло, это может быть свидетельством повышенной тревожности или нервозности кандидата.
Несколько слов о том, как должен быть одет кандидат. Хорошим тоном для интервью считается одежда немного более скромная, чем та, в которую одеты сотрудники той фирмы, куда кандидат приходит на собеседование. Точно угаданный стиль может свидетельствовать или о том, что кандидат не поленился собрать информацию о предполагаемом месте работы, или о том, что он интуитивно угадал "дух" вашей компании.
То, что вас должно насторожить, так это обилие драгоценностей, если оно, конечно, имеет место быть. Исключение - фирмы, связанные с выпуском или продажей ювелирных изделий, для сотрудников которых эта продукция одновременно является и своеобразной визитной карточкой. По тенденциям делового этикета настоящего времени, демонстрация ювелирных арсеналов недопустима, и иногда работодатели отказывают кандидатам именно потому, что на них "навешано много побрякушек".
Так, хорошо, костюмчик изучили. Теперь поговорим о глазах. Для человека, которому необходимо много общаться с людьми, важно умение управлять "контактом глаз". Для руководителя это необходимо и в ситуации общения с глазу на глаз, и для группового взаимодействия, например, при проведении совещаний.
Если ситуация комфортна для общения, люди обычно смотрят друг на друга, понятно что время от времени, анализируя или вспоминая информацию, обдумывая ответы на вопросы, глаза отвлекаются от лица собеседника. Однако затем собеседники опять начинают смотреть друг на друга. От 65 до 80 % времени беседы глазной контакт сохраняется. При меньшем времени может возникнуть ощущение не заинтересованности в разговоре, умалчивании и т.д., при большем - ощущение "пристального изучения", что для большинства людей не комфортно. Некомфортным также является долгий взгляд в глаза собеседника без произнесения при этом речи, когда глаза как бы "вцепляются" в того, кто сидит напротив. Если вы сами при общении с таким человеком ощущаете неудобство, медленно переведите свой взгляд на какую-нибудь нейтральную зону. Большинство людей тут же "отзеркалит" это ваше движение. Однако пользуйтесь этим приёмом так, чтобы самому не нарушить те самые обязательные 80% "разговора глаз". Следующий элемент - это мимика. Сюда входят все движения лицевых мышц, которые и создают портреты выражения наших эмоций. Важно, чтобы мимика была естественной. Слишком оживлённая может вызвать ощущение нервозности у собеседника, поэтому будет малоприятным дополнением для рабочих ситуаций. Такая особенность может являться следствием повышенной импульсивности или даже психических отклонений, а также свидетельствует о неумении человека управлять своими эмоциями. Если же вы наблюдаете усиленную мимику у партнёра по общению ситуативно, на фоне нормального уровня оживлённости лица, это говорит о значимости затронутого вопроса. По такой реакции можно понять, что особенно волнует человека.
Другой крайний вариант - "застывшая маска". Это может быть следствием усиленного контроля над эмоциями или быть своеобразной реакцией на стресс - ступор, следствием чего и является, кстати, долгий взгляд в глаза при сохранении гробовой тишины.
Кроме того, мимика должна быть "конгруэнтной". То есть выражение лица должно соответствовать тому, что говорит человек.
- А.Д. Гольменко конфликтология
- Содержание
- Введение
- Раздел I
- Свойства конфликта
- 1.1. Причины конфликта
- 1.2. Функции конфликта
- Функции конфликтов (по а.Я.Анцупову) Деструктивное влияние конфликта на оппонентов
- Конструктивные функции конфликтов
- Функциональная направленность конфликтов в организации (и.Е.Ворожейкин)
- II. Общая характеристика Зарубежной и отечественной конфликтологии
- 2.1. Развитие конфликтологии в рамках психологической науки
- 2.2. Проблема конфликтологии в социологии
- 2.3. Проблема конфликта в политологии
- 2.4. Общая характеристика отечественной конфликтологии
- 3. Методы изучения конфликта
- 3.1. Исследовательские методы науки о конфликте
- 3.2. Методы исследования конфликта
- 3.3. Научный анализ конфликтов
- Основные этапы изучения конфликта:
- 3.4. Психологические методы в конфликтологии
- Тесты коммуникативных способностей
- Тесты темперамента и характера
- Тесты мотивов и потребностей
- 4. Конфликт как тип трудной ситуации
- 5. Уровни проявления и типология конфликтов
- 5.1. Проблема типологии конфликтов
- Другие типы конфликтов
- 5.2. Классификация конфликтов в организации (е.И.Ворожейкин)
- 6. Причины возникновения конфликтов
- 6.1. Непосредственные причины конфликтов Классификация причин конфликтов (а.Я.Анцупову)
- 7. Конфликтная личность
- 7.1. Личностные элементы конфликта
- 7.2. Черты характера и типы личностей
- 7.3. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности
- 7.4. Неадекватные оценки и восприятия
- 7.5. Манеры поведения
- Как вести себя с трудными людьми различных типов?
- Модуль 2 основы предупреждения конфликтов
- 8.Структура и динамика конфликта
- 8.1. Структура конфликтной ситуации
- 8.2. Динамика конфликта
- 9. Общая характеристика внутриличностных конфликтов
- 9.1. Теории возникновения внутриличностного конфликта
- 9.2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики и виды
- 9.2.1. Классификация на основе ценностно - мотивационной сферы личности
- 9.2.2. Внешние причины внутриличностных конфликтов
- 9.3. Последствия внутриличностного конфликта
- 9.3.1. Отрицательные последствия внутриличностного конфликта
- Позитивные последствия внутриличностного конфликта
- 9.4. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
- Познай самого себя
- Адекватно оценивайте себя
- Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности
- Используйте свой жизненный опыт
- Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех
- Будьте принципиальны
- Будьте уверены в себе
- Соблюдайте этические нормы и правила общения
- Другие способы предупреждения внутриличностных конфликтов
- 9.5. Механизмы психологической защиты личности
- “Не замечай это”
- “Плачь об этом”
- “Напади на что-то, заменяющее это”
- “Не помни об этом”
- “Не чувствуй этого”
- “Отмени это”
- 9.6. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение
- 9.5.1. Психологическая структура суицидального поведения
- 10. Семейные конфликты
- 10.1. Семья как важнейшее социальное образование
- 10.2. Семейные кризисы и конфликты
- 10.3. Причины семейных конфликтов
- 11. Конфликты между руководителями и подчиненными. Роль руководителя в управлении конфликтами
- 11.1. Теория стилей управления
- 11.2. Руководитель как субъект конфликта
- 11.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
- 11.4. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов
- 11.5. Методы профилактики конфликтов в организации
- 11.6. Оптимальные управленческие решения
- 11.6.1. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием.
- Полезные советы
- 11.7. Формы социально-трудового конфликта
- Пример внедрения нового метода оценки квалификации и труда сотрудников (е.Б.Моргунов)
- Глава 12. Технологии диагностики и отбора кандидатов
- 12.1. Что такое кадровая безопасность?
- 12.1.1. Зарубежный опыт организации работы с кадрами
- 12.2. Определение основных источников привлечения кандидатов
- Внешние источники
- Внутренние источники компании
- 12.3. Процесс найма и отбора персонала
- 12.4. Конкурсный набор персонала на работу (Базаров т.Ю.)
- 12.4.1. Проблемы и этапы оценки персонала
- 12.4.2. Методы оценки персонала
- 12.4.3. Кадровая безопасность: представители групп риска в организации Наркоманы
- Участники финансовых пирамид
- 12.4.4. Как обеспечить надежность персонала?
- I. Психологические факторы низкой надежности персонала
- II. Предупреждение и выявление ненадежности
- III. Проверка лояльности кандидатов и персонала
- 12.5. Организация системы сбора первичной информации о кандидатах и ее предварительная обработка Методика осуществления проверок документов кандидатов
- 12.6. Техника собеседования при отборе и найме кандидатов
- 12.7. Каналы формирования впечатления о человеке
- Визуальный канал
- Аудиальный канал
- Кинестетический канал
- 12.8. Беседа по найму
- 12.9. Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста
- 12.9.1. Психологическое тестирование. Когда рекомендуется применять психологические тесты
- 13. Конфликты в условиях учебной деятельности
- 13.1. Особенности педагогических конфликтов
- 13.2. Общие причины конфликтов в педагогическом процессе
- 1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе.
- 2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании.
- 3. Содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса.
- 4. «Неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме.
- 5. Недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей
- Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель».
- 1. Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:
- 2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:
- 13.3. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе
- 13.4. Конфликты между подростками и их родителями
- 13.5. Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя
- 13.6. Межличностные конфликты в высшей школе
- 14. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Психологические условия предупреждения конфликтов
- 14.1. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов
- 14.2. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов
- 14.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов
- 14. Технология предупреждения конфликтов
- 14.1. Технология предупреждения конфликтов.
- 14.2. Концепции управляемости конфликта.
- 14.3. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
- 15. Предупреждение конфликтов и стресс
- 15.1. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний
- 15.2. Понятие и природа стресса
- 15.3. Психофизиологические и социально-психологические характеристики стресса
- 15.4. Стресс и дистресс
- 15.5. Причины и источники стресса
- 15.6. Как вести себя с конфликтной личностью и бороться с стрессом
- Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта
- 16. Конструктивное разрешение конфликтов
- 16.1. Методы профилактики конфликтов в организации
- 16.2. Примирительные процедуры при трудовых спорах
- 16.3. Стили конфликтного поведения
- 1. Четкая формулировка и разъяснение требований к работе.
- 16.4. Способы разрешения конфликтов
- 16.4.1. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
- 16.4.2. Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании конфликтов. Понятие о медиации
- 16.5. Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 16.6. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов
- 17. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
- 17.1. Правила ведения переговоров по спорным проблемам
- 17.2. Социальное партнерство
- 17.3. Примирительные процедуры при трудовых спорах
- Приложение Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
- Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
- Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
- Консультирование родителей юношей и девушек
- Упражнения
- Практические задания
- Ключевые слова
- Занятие. Практическое занятие по теме «Конфликты в организации» (проводится с использованием метода анализа конкретных ситуаций)
- Ситуация 1
- Ситуация 2
- Ситуация 3
- Занятие. Деловая игра «Супружеский конфликт»
- Практическая ситуация 1
- Практическая ситуация 2
- Практическая ситуация 3 Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 5
- Конфликт в клинике
- Тест «Ваш темперамент»
- Тест Оценка акцентуации характера по методике Шмишека