3 Этап – Принятие компромиссных решений.
1. Подготовительный этап. - Главная задача этого этапа найти точки прикосновения, переформулировать цели , лежащие в основе деятельности супругов. ( Как правило цели супругов не совпадают, Они смотрят в разные стороны.)
ПСИХОЛОГ НАПРАВЛЯЕТ УСИЛИЯ НА ТО, ЧТОБЫ ПРЕВРАТИТЬ ПАРУ, ПРИШЕДШУЮ С НЕРЕАЛИСТИЧЕСКИМИ ОЖИДАНИЯМИ - ВАКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА.
Только после этого можно переходить к процессу переговоров.
2. Переговоры: - Конфликтующие стороны встречаются в роли полноправных партнеров. Психолог выступает в роли посредника отношений, моделирует партнерские отношения.
В рамках организации переговоров возможно использование приемы:
Моделирование ситуаций
Ролевые игры ( где основное направление обмена мнениями обеспечивает осознание проблемы
В рамках реализации этого этапа могут возникнуть трудности. Они обусловлены присутствием обеих супругов. Может в процессе консультирования возникнуть ситуация противоречия ( перебивают друг друга, обвиняют, пытаются друг другу что-то доказать, иногда не осознают, что ситуация замкнутости осложняет процесс переговоров . Оба молчат , ожидая , что скажет партнер.
Может возникнуть ситуация объединения - когда оба супруга объединяются против позиции психолога –консультанта.
3. Принятие компромиссного решения Принятие компромиссного решения осуществляется на основе соотношения позиций супругов, их коррекции, достижение взаимного согласия.
Чтобы определить стратегию и тактику работы с супружеской парой надо четко установить, ЧТО ПОБУДИЛО СУПРУГОВ СОВМЕСТНО ПРИДТИ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ.
Вариантов много:
Первый жалуется на второго
Первый и второй жалуются на третьего
Первый и второй хотят совместно разобраться
Первый жалуется на себя , а второй хочет ему помочь.
Позиция психолога на разных этапах переговоров.
На первом этапе консультант устанавливает контакт с клиентами. В случае противоречий консультант оговаривает, вводит правила поведения – Кто начинает первым?, Когда партнер имеет возможность комментировать слова, сказанные партнером.
При высказываниях, которые носят конфеденциальный характер, можно устанавливать ситуацию временной изоляции , когда один из партнеров на время удаляется из кабинета.
На втором этапе психолог выступает как посредник:
- следует за диалогом
- при необходимости вмешивается и регулирует диалог, направляет его в нужное русло.
Рекомендуется использовать психотехнические приемы, которые сходны с приемами индивидуального консультирования:
- консультант слушает
-уточняет
Резюмирует
Перефразирует - Все эти приемы используются для понимания вышесказанного, для демонстрации позиции консультанта по отношению к высказываниям.
Требования к работе с супружеской парой.
Ведущий принцип , определяющий организацию консультирования супружеской пары: гуманное отношение к каждому члену семьи и семье вцелом.
Мир семьи – это безусловная ценность . Следует уважать автономность семейной диады. Каждая семья может развиваться по своему пути.
Любая консультация должна способствовать поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостности
При консультировании учитывается индивидуальный подход к семье и к каждому ее члену
Соблюдение принципа реалистичности (не пытаться никого переделать. Оказание помощи в решении каких-либо вопросов. Необходимо «СТАТЬ АВТОРОМ И ТВОРЦОМ СВОЕЙ ЖИЗНИ»
Умение слушать и слышать друг друга. Следовательно шанс на успешное консультирование.
Консультирование нуклеарной семьи.
Понятие семьи в узком смысле слова: «мать – отец –ребенок»
Сложность данного варианта консультирования определяется
Семья представлена в полном составе
Проблема представлена в реальном взаимодействии:
Например: Поведение ребенка воспринимается как ключ к «общесемейной боли» Ребенок принимает наркотики. Проблема ребенка очевидна. Причины этой проблемы в семье. Но семья дисфункцию комуфлирует, скрывает. Почему? – Часто у родителей возникает чувство вины, которую они хотят представлять на обозрение
Проблема с ребенком может семью разрушить, а может объединить.
Работа с расширенной семьей.
Этот вариант консультирования усложнен:
Нарушением отношений
Социальными, ролевыми и возрастными установками.
Работа с экосистемой.
В процессе консультирования могут учитываться внешние контакты.
Консультант должен быть ОСТОРОЖНЫМ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПАРАМЕТРОВ ВХОЖДЕНИЯ В СЕМЬЮ.
- 1 Вопрос. Создание семьи: Добрачный период.
- 1.В период ухаживания сексуальность часто носит экспериментальный характер
- 2 Вопрос. Любовь и влюбленность.
- 3 Вопрос. Ревность.
- 4 Вопрос. Супружеские измены.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 2. Типология современной семьи.
- 1 Вопрос.- Классификация типов семейно-брачных отношений.
- По количеству детей в семье
- 2 Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
- 3 Вопрос. Правовые семейно-брачные отношения.
- Раздел 1
- Раздел 5 Алиментные обязательства членов семьи
- Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.
- 1 Вопрос. Определение понятия «жизненный цикл семьи»
- 2 Вопрос. Стадии жизненного цикла семьи и их храктеристика
- 3 Вопрос . Стадии родительства.
- Место учебной дисциплины в общей системе подготовки специалиста
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 1 Семья как объект психологического исследования
- Тема 2. Типология современной семьи.
- Тема 3. Жизненный цикл семьи
- Тема 4. Психология эмоциональных отношений.
- Тема 5 Проблема отношения полов.
- Тема 6 . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
- Тема 7. Основы семейного консультирования.
- Тема 8 Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Подготовка реферативных сообщений.
- Примерные темы рефератов.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- 020400 (030301.65) «Психология»
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- Товарищеские роли:
- 1 Вопрос. Родительство, как социокультурный феномен.
- 2 Вопрос: Материнство и его роль в формировании личности ребенка.
- 3 Вопрос. Отцовство и его роль в формировании личности ребенка
- 1 Тип отцовства – «Папа – мама»
- 2 Тип отцовства - «Мама - папа»
- 4 Вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
- 2 Тип «Бабушка – соперница»
- Тема 1 : Общие основы семейного психологического
- 1 Вопрос. Цели и задачи семейного психологического консультирования.
- 2 Вопрос. Стадии семейного консультирования.
- Главное в кризисной ситуации:
- В процессе семейного консультирования консультант должен:
- Цель , решаемая консультантом: максимально учитывать особенности клиента и его жизненной ситуации.
- 3 . Этап анализа промежуточных и конечных результатов.
- Выявит « место , куда хочет прийти путник»
- 3 Вопрос: Современные подходы к семейному консультированию.
- Границы семейных подсистем:
- 1 Тип нарушения границ подсистемы:
- 2 Тип нарушения границ подсистемы:
- Задача психолога:
- 7 Категорий действий психолога:
- 4 Вопрос: Принципы семейного психологического
- Этика семейного консультирования.
- Семейное консультирование предполагает решение следующих задач:
- 5 Вопрос. Технология консультативной беседы.
- Тема 1. Основы семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования.
- Тема 3. Направления и виды семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Семейно-брачное консультирование.
- 1 Вопрос. Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
- 2 Вопрос. Способы организации процесса семейного консультирования.
- 3 Этап – Принятие компромиссных решений.
- Тема 3. Консультирование детско-родительских отношений.
- 1 Вопрос. Проблемы детско-родительского консультирования..
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.