1.Психологическое содержание понятия « семья».
В последние годы существенно возрос интерес к изучению проблем семьи. Семья изучается в рамках различных областей научного знания: философия, социология, этнография, педагогика, психология и т.д. .
- Чем это обусловлено?
Ролью, которую играет семья в процессе развития личности. А развитие личности определяет развитием общества вцелом, его настоящего и будущего.
Степенью реагирования на социально-экономические и политические процессы в обществе через изменение внутрисемейных отношений ( экономическая и политическая неустойчивость вызывает рост количества проблемных семей)
Необходимостью создания системы социально-психологической ,экономической поддержки семьи.
В решении этой проблемы немаловажную роль играет психолог.
Чтобы заниматься решением проблем организации психологической службы семьи, необходимо четко определить сущность этого понятия.
Определение семьи в научной литературе достаточно многообразно.
Наиболее часто семья рассматривается в трех направлениях:
Семья как социальный институт
Семья как малая группа
Семья как способ жизнедеятельности.
Рассмотрим каждое из них:
Семья как социальный институт.
Семья это часть( ячейка) общества.
Рассматривая семью как социальный институт можно выделить ряд ее особенностей:
Семья неотъемлимый элемент социальной структуры общества.
С одной стороны, в семью проникают проблемы общества, с другой,- семья воздействует на отношения в обществе, на процессы социальной жизни. Каждый член семьи входит в различные объединения людей, социальные группы(учебные, производственные,политические) вступает в государственные отношения,- представляет свои интересы, которые произрастают из семьи.
Семья выступает как единственный источник воспроизводства населения;
Семья реализует первичную социализацию ребенка.( первичная окружающая среда которая формирует у ребенка представление о социальных связях с момента рождения, удовлетворяет индивидуальные потребности ребенка)
Институт семьи важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества.
Семья как частное образование связана с другими семьями, что позволяет определить будущее развития семьи.
Семья как малая группа.
Семья как малая группа – малочисленная социальная группа члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном контакте друг с другом, составляют основу эмоциональных отношений, групповых ценностей и норм поведения.
Семья как форма жизнедеятельности
Понятие «жизнь» может быть представлено по-разному: - «жизнь» - живая природа
- «жизнь» противоположность смерти
Жизнь рассматривается соотносительно с человеком, личностью, и связана с философией индивидуализма.
С понятием жизнь связано понятие «жизнедеятельность», которая понимается в двух аспектах:
проживание эмоционально значимых жизненных событий
жизнетворческая деятельность по воспроизведению жизни.
Основа жизнетворчества = ЛЮБОВЬ.
Эрих Фромм рассматривает любовь как активную силу творчества. По его мнению для человека в состоянии любви «давать радостнее , чем брать». Выделяя процесс «давать» Фромм рассматривает как высшее проявление индивидуальной жизнеспособности.
В семье создаются возможности удовлетворения потребности в символическом продолжении жизни после смерти.
Человек идет к бессмертию несколькими путями:
Биологический – продолжение жизни через потомство.
Творческий – символическое продолжение жизни через труды, передачу опыта
Трансцендентный - символическое обретение бессмертия за счет погружения в собственные эмоции, и эмоции разделенные с другими.
Человек «теряет» себя , не думает о смерти благодаря переживаниям настоящего. Семья устанавливает границы частной жизни, обеспечивает возможность получения телесного и эмоционального опыта , слияние с другим человеком.
( Материнство – женщина «теряет» себя в симбиозе с ребенком. Супруги «проживают настоящее « во время любовного слияния и т.д.)
Семья позволяет удовлетворять потребности, лежащие в основе развития личности.
Классификация этих потребностей представлена в гуманистической психологии Маслоу А., который выделяет 5 групп потребностей:
физиологические потребности
потребности в безопасности и защите
потребности в принадлежности и любви
потребности в уважении и самоуважении
потребности в самоактуализации.
- 1 Вопрос. Создание семьи: Добрачный период.
- 1.В период ухаживания сексуальность часто носит экспериментальный характер
- 2 Вопрос. Любовь и влюбленность.
- 3 Вопрос. Ревность.
- 4 Вопрос. Супружеские измены.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 2. Типология современной семьи.
- 1 Вопрос.- Классификация типов семейно-брачных отношений.
- По количеству детей в семье
- 2 Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
- 3 Вопрос. Правовые семейно-брачные отношения.
- Раздел 1
- Раздел 5 Алиментные обязательства членов семьи
- Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.
- 1 Вопрос. Определение понятия «жизненный цикл семьи»
- 2 Вопрос. Стадии жизненного цикла семьи и их храктеристика
- 3 Вопрос . Стадии родительства.
- Место учебной дисциплины в общей системе подготовки специалиста
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 1 Семья как объект психологического исследования
- Тема 2. Типология современной семьи.
- Тема 3. Жизненный цикл семьи
- Тема 4. Психология эмоциональных отношений.
- Тема 5 Проблема отношения полов.
- Тема 6 . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
- Тема 7. Основы семейного консультирования.
- Тема 8 Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Подготовка реферативных сообщений.
- Примерные темы рефератов.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- 020400 (030301.65) «Психология»
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- Товарищеские роли:
- 1 Вопрос. Родительство, как социокультурный феномен.
- 2 Вопрос: Материнство и его роль в формировании личности ребенка.
- 3 Вопрос. Отцовство и его роль в формировании личности ребенка
- 1 Тип отцовства – «Папа – мама»
- 2 Тип отцовства - «Мама - папа»
- 4 Вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
- 2 Тип «Бабушка – соперница»
- Тема 1 : Общие основы семейного психологического
- 1 Вопрос. Цели и задачи семейного психологического консультирования.
- 2 Вопрос. Стадии семейного консультирования.
- Главное в кризисной ситуации:
- В процессе семейного консультирования консультант должен:
- Цель , решаемая консультантом: максимально учитывать особенности клиента и его жизненной ситуации.
- 3 . Этап анализа промежуточных и конечных результатов.
- Выявит « место , куда хочет прийти путник»
- 3 Вопрос: Современные подходы к семейному консультированию.
- Границы семейных подсистем:
- 1 Тип нарушения границ подсистемы:
- 2 Тип нарушения границ подсистемы:
- Задача психолога:
- 7 Категорий действий психолога:
- 4 Вопрос: Принципы семейного психологического
- Этика семейного консультирования.
- Семейное консультирование предполагает решение следующих задач:
- 5 Вопрос. Технология консультативной беседы.
- Тема 1. Основы семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования.
- Тема 3. Направления и виды семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Семейно-брачное консультирование.
- 1 Вопрос. Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
- 2 Вопрос. Способы организации процесса семейного консультирования.
- 3 Этап – Принятие компромиссных решений.
- Тема 3. Консультирование детско-родительских отношений.
- 1 Вопрос. Проблемы детско-родительского консультирования..
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.