7 Категорий действий психолога:
Актуализация семейных моделей взаимодействия
Установление и разметка границ
Эскалация стресса
Поручение заданий
Использованиме симптомов
Стимулиция настроения
Поддержка, обучение и руководств
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ ( Дж.Хейли, К.Маданес, П.Вацлавик, Л.Хоффман)
ЗАДАЧА: Формирование ответственности у членов семьи друг за друга.
Вариант семейной психотерапии ( разработан в Миланской школе)
Решение поставленной задачи осуществляется за счет выявления и преобразования бессознательных «правил игры» , которые создают семейное неблагополучие.
(У членов семьи может существовать ошибочное представление о том, что межличностные отношения могут регулироваться с одной стороны , членами семьи . Этими отношениями можно манипулировать.
Это суждение неправомерно. НЕОБХОДИМО:
Формирование ответственности предполагает диагностику причин делающих семью нездоровой.
Психолог должен оказать помощь в осмыслении этих причин.
Выработать продуктивные способы взаимодействия.
Решая проблему нарушения семейного взаимодействия необходимо обратить внимание еще на один конструкт « В основе семейных противоречий лежит бессознательная борьба за власть и влияние , конкуренция и соперничество
Психолог работает над созданием баланса в отношениях.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ( Аккерман Н., К Сэджер )
КОГНИТИВНО _ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД ( Р. Дрейкус , Д.Эллис)
Опыт в рамках этих подходов позволил выделить 3 группы консультантов по проблемам семейного консультирования:
1 – я группа «Ведущие терапевты» . Главная черта – АВТОРИТАРИЗМ. Психолог предлагает эталон поведения. В результате снижается самостоятельность клиента ( Иногда «родительская» позиция консультанта нужна это происходит в случае , когда клиент отражает позицию «испуганного ребенка»
2 – я группа – «Реагирующие» . Позиция психолога – втянуть себя в ситуацию, представить реакции ( в основе психоаналитический подход) В этом случае психолог , с одной стороны , идентифицирует себя с клиентом, а с другой, - отстраняется от него Эти две стороны чередуются.
3-я группа «Чистильщики систем» - стремятся навести порядок в правилах , по которым живет семья.
- Консультант противостоит неправильному поведению
Заставляет отказаться от патологических форм поведения ( Вирджиния Сатир)
- 1 Вопрос. Создание семьи: Добрачный период.
- 1.В период ухаживания сексуальность часто носит экспериментальный характер
- 2 Вопрос. Любовь и влюбленность.
- 3 Вопрос. Ревность.
- 4 Вопрос. Супружеские измены.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 2. Типология современной семьи.
- 1 Вопрос.- Классификация типов семейно-брачных отношений.
- По количеству детей в семье
- 2 Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
- 3 Вопрос. Правовые семейно-брачные отношения.
- Раздел 1
- Раздел 5 Алиментные обязательства членов семьи
- Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.
- 1 Вопрос. Определение понятия «жизненный цикл семьи»
- 2 Вопрос. Стадии жизненного цикла семьи и их храктеристика
- 3 Вопрос . Стадии родительства.
- Место учебной дисциплины в общей системе подготовки специалиста
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 1 Семья как объект психологического исследования
- Тема 2. Типология современной семьи.
- Тема 3. Жизненный цикл семьи
- Тема 4. Психология эмоциональных отношений.
- Тема 5 Проблема отношения полов.
- Тема 6 . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
- Тема 7. Основы семейного консультирования.
- Тема 8 Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Подготовка реферативных сообщений.
- Примерные темы рефератов.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- 020400 (030301.65) «Психология»
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- Товарищеские роли:
- 1 Вопрос. Родительство, как социокультурный феномен.
- 2 Вопрос: Материнство и его роль в формировании личности ребенка.
- 3 Вопрос. Отцовство и его роль в формировании личности ребенка
- 1 Тип отцовства – «Папа – мама»
- 2 Тип отцовства - «Мама - папа»
- 4 Вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
- 2 Тип «Бабушка – соперница»
- Тема 1 : Общие основы семейного психологического
- 1 Вопрос. Цели и задачи семейного психологического консультирования.
- 2 Вопрос. Стадии семейного консультирования.
- Главное в кризисной ситуации:
- В процессе семейного консультирования консультант должен:
- Цель , решаемая консультантом: максимально учитывать особенности клиента и его жизненной ситуации.
- 3 . Этап анализа промежуточных и конечных результатов.
- Выявит « место , куда хочет прийти путник»
- 3 Вопрос: Современные подходы к семейному консультированию.
- Границы семейных подсистем:
- 1 Тип нарушения границ подсистемы:
- 2 Тип нарушения границ подсистемы:
- Задача психолога:
- 7 Категорий действий психолога:
- 4 Вопрос: Принципы семейного психологического
- Этика семейного консультирования.
- Семейное консультирование предполагает решение следующих задач:
- 5 Вопрос. Технология консультативной беседы.
- Тема 1. Основы семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования.
- Тема 3. Направления и виды семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Семейно-брачное консультирование.
- 1 Вопрос. Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
- 2 Вопрос. Способы организации процесса семейного консультирования.
- 3 Этап – Принятие компромиссных решений.
- Тема 3. Консультирование детско-родительских отношений.
- 1 Вопрос. Проблемы детско-родительского консультирования..
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.