logo
психология семьи

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор содержания дисциплины обусловлен ведущими принципами развития высшего профессионального образования, целями и задачами данного курса:

Тематический план учебных занятий

по дисциплине «Психология семьи»

( очная форма обучения)

Семестр

Наименование разделов и тем

Кол-во лекц. часов

Кол-во часов семинарских занятий

Кол-во часов

самост. работы

Итого

9

1.Семья как объект психологического исследования.

4

2

2

8

2. Типология современной семьи

4

4

4

12

3. Функционально-ролевая структура семейных отношений

4

2

4

10

4. Жизненный цикл семьи

4

4

6

14

5.Психология эмоциональных отношений

4

4

4

12

6.Проблема половых различий и семейные отношения

4

2

4

10

7. Подготовка молодежи к семейной жизни

4

4

4

12

8.Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка

4

4

4

12

9. Основы семейного консультирования

2

4

4

10

10.Диагностика определения проблемного поля семьи

-

4

6

10

Всего часов на дисциплину

34

34

42

110

Тематический план учебных занятий

по дисциплине «Психология семьи»

( очно-заочная форма обучения)

Семестр

Наименование разделов и тем

Кол-во лекц. часов

Кол-во часов семинарских занятий

Кол-во часов

самост. работы

Итого

11

1.Семья как объект психологического исследования.

2

-

4

6

2. Типология современной семьи

2

-

8

10

3. Функционально-ролевая структура семейных отношений

2

-

8

10

4. Жизненный цикл семьи

2

2

10

14

5.Психология эмоциональных отношений

2

-

8

10

6.Проблема половых различий и семейные отношения

1

2

8

11

7. Подготовка молодежи к семейной жизни

1

2

8

11

8.Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка

2

2

10

14

9. Основы семейного консультирования

-

2

8

10

10.Диагностика определения проблемного поля семьи

-

4

10

14

Всего часов на дисциплину

14

14

82

110

Тематический план учебных занятий

по дисциплине «Психология семьи»

( заочная форма обучения)

Семестр

Наименование разделов и тем

Кол-во лекц. часов

Кол-во часов семинарских занятий

Кол-во часов

самост. работы

Итого

11

1.Семья как объект психологического исследования.

2

-

6

8

2. Типология современной семьи

2

-

10

12

3. Функционально-ролевая структура семейных отношений

2

-

10

12

4. Жизненный цикл семьи

2

-

10

12

5.Психология эмоциональных отношений

2

-

10

12

6.Проблема половых различий и семейные отношения

-

-

10

10

7. Подготовка молодежи к семейной жизни

-

-

10

10

8.Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка

2

-

10

12

9. Основы семейного консультирования

-

-

10

10

10.Диагностика определения проблемного поля семьи

-

-

12

12

Всего часов на дисциплину

12

-

98

110

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Семья как объект психологического исследования.

Психологическое понятие «семья» . Семья как пространство жизнедеятельности. Соотношение понятий «семья» и «брак». Семья как социальный институт. Социально-демографические проблемы семьи. Семья как малая группа.

Тема 2. Типология современной семьи.

Классификация типов семейно-брачных отношений. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи. Правовые основы семейно-брачных отношений. Модели современной семьи.

Тема 3. Функционально-ролевая структура семейных отношений.

Реализация индивидуальных понятий в браке. Функции семьи: традиционные и современные. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. Деформация семейных отношений.

Тема 4. Жизненный цикл семьи.

Определение понятия «жизненный цикл семьи». Стадии жизненного цикла. Динамика семейных отношений. Период ухаживания. Молодая семья. Пожилой человек и семья. Задачи развития семьи. Стадии родительства.

Тема 5. Психология эмоциональных отношений.

Симпатия. Механизмы развития симпатии. Любовь: типы, источники, стили. Теории любви ( Стернберг Р., Кемпер Т., Каслер Л., Фромм Э.) их сущность

Социально- психологический климат в семье. Супружеские конфликты, причины их возникновения. Тактика разрешения супружеских конфликтов. Ревность. Супружеские измены.

Тема 6. Проблема половых различий и семейные отношения.

Половые различия. Проблема отношения полов. Гендерные исследования. Стадии психосексуального развития ребенка.

Психологические механизмы половой социализации.

Тема 7. Подготовка молодежи к семейной жизни.

Половое воспитание. Готовность к браку. Теории выбора брачного партнера. Мотивы вступления в брак. Добрачная образовательно-операционная подготовка молодежи. Факторы психологической зрелости личности во внутрисемейных отношениях.

Тема 8. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.

Психолого-педагогические проблемы воспитания ребенка в современной семье. Типы семейного воспитания. Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера. Родительские директивы. Роли ребенка в семье. Материнская депривация. Психологические и механизмы предотвращения невротизации личности ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания.