Тема 2. Типология современной семьи.
Вопросы для обсуждения.
1.Характеристика функций семьи.
2. Классификация типов семьи.
3.Модели современной семьи.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
Познакомьтесь с работой В.Дружинина «Теоретическая типология моделей семьи» .Дайте характеристику основных видов отношений реализующихся в семьях разного типа.
Какой смысл вкладывается в понятие «функциональная ценность семьи»?
Можно ли из специфики выполняемых функций выводить специфику самой семьи.
Раскройте основные направления и характер изменения функций семьи на современном этапе.
Согласны ли вы с тем , что для представителей некоторых социальных слоев эндогамия оказывается предпочтительной?
В чем состоит специфика межнационального брака?
Какие факторы обуславливают прочность полигамии?
Каковы психологические основания моногамии?
Назовите экономические , социокультурные и психологические причины семейной моногамии.
Каковы функции мужчины и женщины в традиционной патриархальной семье
В чем заключается своеобразие семейной роли русской женщины?
Как распределяются сферы влияния мужчины и женщины в неопатриархальной и неоматриархальной семье?
Какие психологические трудности присущи эгалитарной семье?
охарактеризуйте перспективы развития бикарьерной семьи.
Охарактеризуйте возможные психологические трудности, которые могут возникнуть при межэтническом браке.
Рекомендуемая литература.
Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. //Семейная психотерапия – СПб ,2000
Алексеев М.Ю. , Крылов К.А. Особенности национального поведения – М., 2000
Антонов А.И.., Медков В.М. Социология семьи – М., 1996
Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.,1988
Кон И.С. Ребенок и общество - М., 1978
Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейное консультирование М.,2005 с.12- 36
Психология семьи . Хрестоматия. Самара 2002. с.23 -32, 65-81
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред.Е.Г.Силяевой .с.13-24
- 1 Вопрос. Создание семьи: Добрачный период.
- 1.В период ухаживания сексуальность часто носит экспериментальный характер
- 2 Вопрос. Любовь и влюбленность.
- 3 Вопрос. Ревность.
- 4 Вопрос. Супружеские измены.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 2. Типология современной семьи.
- 1 Вопрос.- Классификация типов семейно-брачных отношений.
- По количеству детей в семье
- 2 Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
- 3 Вопрос. Правовые семейно-брачные отношения.
- Раздел 1
- Раздел 5 Алиментные обязательства членов семьи
- Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.
- 1 Вопрос. Определение понятия «жизненный цикл семьи»
- 2 Вопрос. Стадии жизненного цикла семьи и их храктеристика
- 3 Вопрос . Стадии родительства.
- Место учебной дисциплины в общей системе подготовки специалиста
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 1 Семья как объект психологического исследования
- Тема 2. Типология современной семьи.
- Тема 3. Жизненный цикл семьи
- Тема 4. Психология эмоциональных отношений.
- Тема 5 Проблема отношения полов.
- Тема 6 . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
- Тема 7. Основы семейного консультирования.
- Тема 8 Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Подготовка реферативных сообщений.
- Примерные темы рефератов.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- 020400 (030301.65) «Психология»
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- Товарищеские роли:
- 1 Вопрос. Родительство, как социокультурный феномен.
- 2 Вопрос: Материнство и его роль в формировании личности ребенка.
- 3 Вопрос. Отцовство и его роль в формировании личности ребенка
- 1 Тип отцовства – «Папа – мама»
- 2 Тип отцовства - «Мама - папа»
- 4 Вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
- 2 Тип «Бабушка – соперница»
- Тема 1 : Общие основы семейного психологического
- 1 Вопрос. Цели и задачи семейного психологического консультирования.
- 2 Вопрос. Стадии семейного консультирования.
- Главное в кризисной ситуации:
- В процессе семейного консультирования консультант должен:
- Цель , решаемая консультантом: максимально учитывать особенности клиента и его жизненной ситуации.
- 3 . Этап анализа промежуточных и конечных результатов.
- Выявит « место , куда хочет прийти путник»
- 3 Вопрос: Современные подходы к семейному консультированию.
- Границы семейных подсистем:
- 1 Тип нарушения границ подсистемы:
- 2 Тип нарушения границ подсистемы:
- Задача психолога:
- 7 Категорий действий психолога:
- 4 Вопрос: Принципы семейного психологического
- Этика семейного консультирования.
- Семейное консультирование предполагает решение следующих задач:
- 5 Вопрос. Технология консультативной беседы.
- Тема 1. Основы семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования.
- Тема 3. Направления и виды семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Семейно-брачное консультирование.
- 1 Вопрос. Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
- 2 Вопрос. Способы организации процесса семейного консультирования.
- 3 Этап – Принятие компромиссных решений.
- Тема 3. Консультирование детско-родительских отношений.
- 1 Вопрос. Проблемы детско-родительского консультирования..
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.