3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
Семья является единственным источником воспроизводства населения. Следовательно решение демографических проблем государства осуществляется семьей.
Демографы выделяют несколько типов воспроизводства населения:
Близкое к простому – определяется незначительным ростом населения 0,2-0,5 % в год.( сознательно ограничивается рождаемость, низкая смертность
Расширенное воспроизводство- сознательная ,но неограниченная рождаемость, низкая смертность. Ежегодный прирост населения 2,0 – 2,5 %
Суженный тип воспроизводства- когда число родившихся меньше числа умерших , численность населения падает. Именно этот тип воспроизводства представлен в крупных мегаполисах России.
Последствия падения рождаемости:
Экономические - дефицит трудовых ресурсов
Демографические – сокращение числа женщин способных иметь детей, растет диспропорция полов, увеличение доли лиц пожилого возраста.
Моральные – проявление эгоизма, падение контактов и социальной ответственности
Этические - потребительское отношение к жизни.
Социально-гигиенические - увеличение числа поздних браков. Поздние браки могут быть чреваты для здоровья детей ( после 35 лет вероятность врожденных отклонений возрастает)
Генетические - нарастает популяция отрицательных генетических последствий, увеличение количества лиц с наследственными заболеваниями.( по мнению антропологов наиболее жизнестойки вторые и третьи дети)
Ухудшение демографической ситуации в стране определило политику государства.
В 1980 году на 100 супружеских пар приходилось 150 детей , в 90-е годы рождаемость резко снизилась возникла демографическая яма. Низкая рождаемость подкрепляется высокой детской смертностью.
Демографическая ситуация в стране определяет проблему
ДЕТНОСТИ
Проблема детности. Возникает необходимость развития расширенного воспроизводства населения. В настоящее время государство принимает ряд шагов по решению этой проблемы, однако решение проблемы протекает вяло. Решение демографической проблемы возможно , если на одну семейную пару будет приходиться 3 ребенка, на одну женщину 2,5 ребенка.
Возможно 30% семей будут иметь 3-хдетей, 31% - четыре и более.
Чем определяется решение проблемы детности? Прежде всего установкой семьи на детность- установка на число детей вообще и, конкретного пола в частности, а также установки на предпочитаемые интервалы рождения детей.
На решение проблемы детности оказывает:
Социально-экономические условия
Эгоцентризм
Здоровье
Для современного общества характерным является :
создание интерфильной семьи , семьи не имеюшей установки на детность
изменение прогенетического интервала – период между заключением брака и рождением первого ребенка
изменением интергенетического интервала - интервала между рождением первого-второго, третьего ребенка.
Вторая проблема демографии определяется СТАТУСОМ СИБЛИНГА
З Фрейд один из первых заметил,что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важное значение во всей его последующей жизни.
- Младшая сестра братье лучше сходится со старшим братом сестер
Превалирование в обществе однодетных семей, помимо сокращения численности населения приводит к нарушению стабильности браков.
Нельзя рассматривать единственного ребенка как негативный фактор. Единственный ребенок имеет множество преимуществ:
более высокий уровень самооценки
меньше страдает от потери авторитета
ожидает и легко принимает помощь, когда испытывает в ней необходимость
проявляется более высокий потенциал развития логических способностей
Однако все эти преимущества не покрывают проблемы нарушения опыта развития отношения в системе «ребенок – ребенок» , что затрудняет развитие брачно-семейных отношений.
- 1 Вопрос. Создание семьи: Добрачный период.
- 1.В период ухаживания сексуальность часто носит экспериментальный характер
- 2 Вопрос. Любовь и влюбленность.
- 3 Вопрос. Ревность.
- 4 Вопрос. Супружеские измены.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 2. Типология современной семьи.
- 1 Вопрос.- Классификация типов семейно-брачных отношений.
- По количеству детей в семье
- 2 Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
- 3 Вопрос. Правовые семейно-брачные отношения.
- Раздел 1
- Раздел 5 Алиментные обязательства членов семьи
- Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.
- 1 Вопрос. Определение понятия «жизненный цикл семьи»
- 2 Вопрос. Стадии жизненного цикла семьи и их храктеристика
- 3 Вопрос . Стадии родительства.
- Место учебной дисциплины в общей системе подготовки специалиста
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 1 Семья как объект психологического исследования
- Тема 2. Типология современной семьи.
- Тема 3. Жизненный цикл семьи
- Тема 4. Психология эмоциональных отношений.
- Тема 5 Проблема отношения полов.
- Тема 6 . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
- Тема 7. Основы семейного консультирования.
- Тема 8 Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Подготовка реферативных сообщений.
- Примерные темы рефератов.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- 020400 (030301.65) «Психология»
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- Товарищеские роли:
- 1 Вопрос. Родительство, как социокультурный феномен.
- 2 Вопрос: Материнство и его роль в формировании личности ребенка.
- 3 Вопрос. Отцовство и его роль в формировании личности ребенка
- 1 Тип отцовства – «Папа – мама»
- 2 Тип отцовства - «Мама - папа»
- 4 Вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
- 2 Тип «Бабушка – соперница»
- Тема 1 : Общие основы семейного психологического
- 1 Вопрос. Цели и задачи семейного психологического консультирования.
- 2 Вопрос. Стадии семейного консультирования.
- Главное в кризисной ситуации:
- В процессе семейного консультирования консультант должен:
- Цель , решаемая консультантом: максимально учитывать особенности клиента и его жизненной ситуации.
- 3 . Этап анализа промежуточных и конечных результатов.
- Выявит « место , куда хочет прийти путник»
- 3 Вопрос: Современные подходы к семейному консультированию.
- Границы семейных подсистем:
- 1 Тип нарушения границ подсистемы:
- 2 Тип нарушения границ подсистемы:
- Задача психолога:
- 7 Категорий действий психолога:
- 4 Вопрос: Принципы семейного психологического
- Этика семейного консультирования.
- Семейное консультирование предполагает решение следующих задач:
- 5 Вопрос. Технология консультативной беседы.
- Тема 1. Основы семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования.
- Тема 3. Направления и виды семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Семейно-брачное консультирование.
- 1 Вопрос. Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
- 2 Вопрос. Способы организации процесса семейного консультирования.
- 3 Этап – Принятие компромиссных решений.
- Тема 3. Консультирование детско-родительских отношений.
- 1 Вопрос. Проблемы детско-родительского консультирования..
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.