Тема 6 . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
Вопросы для обсуждения.
1.Типы семейного воспитания
2. Роли ребенка в семье.
3. Материнская депривация.
4. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика.
5. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
1.Что такое родительская директива? Раскройте содержание наиболее диструктивных директив.
2.Назовите основные типы детско-родительских отношений.
3. Чем отличается сотрудничество при взаимодействии родителей с ребенком от псевдосотрудничесва?
4. Чем определяется основное содержание роли , которую играет ребенок в структуре семейных отношений.
5. Какие роли может играть ребенок в семье?
6. Что включает в себя понятие «материнская депривация»
7.Каковы основные последствия влияния депривации на развитие ребенка?
8.Перечислите параметры , определяющие содержание воспитательного процесса в семье.
9. Что выступает в качестве основного механизма развития невпротической личности в семье?
10.Какие методы используют для исследования родительской позиции.
11.Подберите 2-3 методики для диагностики детско-родительских отношений.
Рекомендуемая литература.
Гарбузов В.И. и др. неврозы у детей и их лечение.
Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.,2005
Жедунова Л.Г., Посысоев Н.Н. Проблемы социализации детей-сирот. – Ярославль 1997
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. СПб., 1999
Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье. М..2006
Ландгмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте. – Прага .,1984
Маслоу А. Мотивация и личность СПб .,1999
Роджерс К. Взгляд на психотерапию.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.,2004
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия - 1999.
- 1 Вопрос. Создание семьи: Добрачный период.
- 1.В период ухаживания сексуальность часто носит экспериментальный характер
- 2 Вопрос. Любовь и влюбленность.
- 3 Вопрос. Ревность.
- 4 Вопрос. Супружеские измены.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 2. Типология современной семьи.
- 1 Вопрос.- Классификация типов семейно-брачных отношений.
- По количеству детей в семье
- 2 Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
- 3 Вопрос. Правовые семейно-брачные отношения.
- Раздел 1
- Раздел 5 Алиментные обязательства членов семьи
- Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.
- 1 Вопрос. Определение понятия «жизненный цикл семьи»
- 2 Вопрос. Стадии жизненного цикла семьи и их храктеристика
- 3 Вопрос . Стадии родительства.
- Место учебной дисциплины в общей системе подготовки специалиста
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 1 Семья как объект психологического исследования
- Тема 2. Типология современной семьи.
- Тема 3. Жизненный цикл семьи
- Тема 4. Психология эмоциональных отношений.
- Тема 5 Проблема отношения полов.
- Тема 6 . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
- Тема 7. Основы семейного консультирования.
- Тема 8 Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Подготовка реферативных сообщений.
- Примерные темы рефератов.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- 020400 (030301.65) «Психология»
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- Товарищеские роли:
- 1 Вопрос. Родительство, как социокультурный феномен.
- 2 Вопрос: Материнство и его роль в формировании личности ребенка.
- 3 Вопрос. Отцовство и его роль в формировании личности ребенка
- 1 Тип отцовства – «Папа – мама»
- 2 Тип отцовства - «Мама - папа»
- 4 Вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
- 2 Тип «Бабушка – соперница»
- Тема 1 : Общие основы семейного психологического
- 1 Вопрос. Цели и задачи семейного психологического консультирования.
- 2 Вопрос. Стадии семейного консультирования.
- Главное в кризисной ситуации:
- В процессе семейного консультирования консультант должен:
- Цель , решаемая консультантом: максимально учитывать особенности клиента и его жизненной ситуации.
- 3 . Этап анализа промежуточных и конечных результатов.
- Выявит « место , куда хочет прийти путник»
- 3 Вопрос: Современные подходы к семейному консультированию.
- Границы семейных подсистем:
- 1 Тип нарушения границ подсистемы:
- 2 Тип нарушения границ подсистемы:
- Задача психолога:
- 7 Категорий действий психолога:
- 4 Вопрос: Принципы семейного психологического
- Этика семейного консультирования.
- Семейное консультирование предполагает решение следующих задач:
- 5 Вопрос. Технология консультативной беседы.
- Тема 1. Основы семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования.
- Тема 3. Направления и виды семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Семейно-брачное консультирование.
- 1 Вопрос. Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
- 2 Вопрос. Способы организации процесса семейного консультирования.
- 3 Этап – Принятие компромиссных решений.
- Тема 3. Консультирование детско-родительских отношений.
- 1 Вопрос. Проблемы детско-родительского консультирования..
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.