Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.
Раздел ? Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан
Л.Н.Кутергина
Проблемы психологии семьи и семейного воспитания
в подготовке педагога.
Проблема семьи и семейного воспитания во все времена была актуальна. На всех этапах исторического развития общества приоритет семейного воспитания изменялся, однако, не вызывает сомнения то, что успех формирования личности ребенка определяется оптимальным отношением общественного и семейного воспитания. Являясь социальным институтом, семья по своей природе наиболее инертна и менее склонна к радикальным изменениям, поэтому изменение внешних условий приводит к услужению внутренних проблем семьи.
Реальное состояние семьи характеризуется рядом проблем:
неподготовленность родителей к решению проблем семейного воспитания;
утрата старых традиций;
слабая социальная защищенность и экономические трудности;
увеличение количества неполных семей;
малодетность;
нарушение внутрисемейных отношений; в нарушении взаимодействия школы и семьи, что обусловлено
снижение роли мужчины, как стабилизирующего фактора семейных отношений.
Проблемы современной семьи находят отражение в нарушении взаимодействия школы и семьи, что обусловлено:
- утратой общей идеи воспитания;
- стратификацией семей по имущественному признаку;
- ухудшению отношения государства и общества к учителю;
- уменьшение времени общения с детьми, в связи с большими временными затратами в добывании средств к существованию.
Единство общественного и семейного воспитания выступает как важнейшая основа становления личности, успешно овладевающей материальными и духовными ценностями, готовой внести заметный вклад в развитие общественной культуры.
Главной фигурой, регулирующей взаимодействие школы и семьи, является педагог владеющий определенными знаниями и умениями. Исходя из этого. Профессиональная подготовка педагога к работе с семьей предполагает:
осознание сущности современной семьи как ценностного социального института;
всесторонний анализ проблем семейного воспитания;
знакомство с современными технологиями работы с семьей;
обеспечение внутриличностной готовности будущего педагога в работе с семьей;
осознание задач взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества.
Для решения поставленных задач в структуру подготовки бакалавра включен курс «Психология семьи и семейное воспитание». Изучение данного курса предполагает усвоение теоретических знаний определяющих сущность современной семьи, особенности семейных отношений. В рамках изучения современной семьи рассматриваются проблемы воспитания ребенка в семьях различного типа: семьи с нарушением внутрисемейной коммуникации, разведенные семьи, неполные семьи, приемные семьи. Особую значимость приобретают проблемы семей, воспитывающих больного ребенка, этнические и конфессиональные проблемы современной семьи. Возможность решения данных проблем определяется не только и не столько причинами их возникновения, сколько определением психологического механизма, отражающего сущность проявления той или иной проблемы, позволяющего осознавать позицию родителей, находить путь к построению эффективного взаимодействия.
Знание психологической сущности семьи не может обеспечить четкую позицию педагога, так как любая проблема воспитания ребенка по-разному может быть представлена в семьях одного и того же типа, что обусловлено объективными и субъективными условиями, поэтому важной задачей подготовки педагога является формирование умений и навыков, обеспечивающих организацию взаимодействия с семьей. Сложность данной проблемы обусловлена рядом объективных и субъективных факторов:
нарушена взаимосвязь школы и семьи в условиях современного образовательного процесса;
отсутствует четко выстроенная система по формированию знаний и умений, определяющих успешность взаимодействия школы и семьи;
отсутствует база для формирования практического опыта взаимодействия педагога с семьей в условиях профессиональной подготовки;
возраст и опыт студентов создают психологический барьер, ограничивающий его возможности взаимодействия с семьей.
Преодоление проблемы возможно за счет построения специально организованной деятельности студентов в рамках учебного процесса. Так для успешного формирования диагностических умений целесообразно включать студентов в проведение микроисследований в рамках изучаемой дисциплины. Выделение данного вида работ позволяет студенту не только познакомиться с проблемой в рамках изучения теоретического курса, но и получить первичный опыт организации взаимодействия с семьей.
Вторым направлением, обеспечивающим формирование опыта взаимодействия будущего педагога с семьей, может выступать организация квазипрофессиональной деятельности, реализация которой возможна в процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра выступает наиболее эффективным способом формирования профессионального опыта будущего педагога, так как создает возможность приблизить учебный процесс в вузе к реальной педагогической деятельности, обеспечить полную самостоятельность в выборе способа деятельности, воссоздать реальные социальные отношения в новой материальной форме, осознать и оценить правильность выбранного способа деятельности.
Сюжет ролевых игр определяют нестандартные ситуации взаимодействия педагога с родителями. Что обеспечит более глубокое осознание позиции педагога и родителей в рамках решения той или иной проблемной ситуации.
На каждом этапе игры осуществляется формирование профессионально значимых умений. Так на первом этапе игры особое внимание уделяется осознанию целей взаимодействия педагога и родителей. Выдвижение цели осуществляется на основе знания студентом выделенной в игровой ситуации проблемы.
Второй этап игровой деятельности предполагает формирование умений по определению стратегии и тактики ведения диалога с родителями в рамках рассматриваемой проблемы, моделирование способа поведения. В процессе моделирования студенты определяют не только собственную позицию в системе взаимодействия, но и прецируют варианты возможного поведения родителей. Осознают причины возникновения рассматриваемой проблемы, прогнозируют варианты решения поставленной проблемы.
На третьем этапе осуществляется реализация игрового действия, которое включает в себя предметную (видимую) и теоретическую (мыслительную) и душевную деятельность. Результативность игрового действия зависит от уровня психологической готовности студента к решению поставленной проблемы и от уровня развития его профессионально-педагогических способностей.
Важным этапом в формировании умений и навыков взаимодействия с семьей является обсуждение результатов игры. На данном этапе целесообразно использовать видеозапись студентами действий. Анализ и оценка игровых действий осуществляется по предложенным критериям:
-психолого-педагогическая готовность студентов к осуществлению взаимодействия с родителями в рамках разрешения выделенной проблемы;
- умение анализировать педагогическую ситуацию;
- умение правильно определять стратегию и тактику ведения конструктивного диалога с родителями в соответствии с поставленной целью.
- умение прогнозировать развитие ситуации и поведение родителей;
- наличие нравственно-этических установок и реализации их в конкретных действиях по организации взаимодействия с родителями;
Организация сюжетно-ролевых игр обеспечивает не только формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с родителями, но позволяет будущему педагогу оценить свои возможности в рамках решения поставленной проблемы, стимулирует проявление рефлексивности, что создает возможность соотнесения самооценки своих профессиональных возможностей с оценкой представленной из-вне.
Формирование профессиональных умений будущего педагога в учебном процессе позволяет реализовать важную задачу профессиональной подготовки – снятие психологического барьера ограничивающего возможности взаимодействия молодого педагога с семьей.
Специально организованная работа по формированию готовности будущего педагога к взаимодействию с семьей, позволяет говорить о переориентации начинающего педагога с обезличенного представления о работе с семьей к осознанию социальной значимости решения поставленной проблемы как лично и социально значимой.
Создается возможность использования знаний по психологии семи и семейных отношений в ирреальном профессиональном опыте.
Возникает стремление к осознанию программы собственной деятельности, обеспечивающей саморазвитие и самосовершенствование в рамках организации данного направления профессиональной деятельности.
Любовь, сплотив людей в народ,
Жить учит мирно и достойно,
И то, что разрушают войны
Она опять воссоздает.
Лопа де Вега
Супружеская любовь, которая
проходит через тысячу
случайностей, - самое прекрасное
чудо, хотя и самое обыденное.
Ф. Мориак
Семья – один из шедевров
природы.
Д. Сантаяна
Высшая наука –
Быть мудрым;
Высшая мудрость –
Быть добрым.
Сенека.
Супружеская жизнь – самая счастливая,
полная, чистая, богатая. Каждый должен
забыть свое «Я», посвятив себя
другому.
Императрица Александра
Федоровна
Сердце матери –
лучше солнца греет.
Русская народная пословица
Идеальные отношения в браке
возможны только тогда, когда
они не являются необходимым
условием выживания человека.
И.Ялом.
Удачный брак – это строение,
которое нужно каждый
реконструировать.
А.Моруа.
Если два человека соглашаются
во всем, можете быть уверены,
что реально думает только
один из них.
Л.Джонсон
Отношения между родителями и
так же трудны и столь же
драматичны, как отношения
между любящими.
А.Моруа
Семья начинается с детей.
А.И.Герцен
Ваша семья – это то, что
вы создали. Это ваши пределы
и ваши возможности
П.Коллиер.
Я не верю в отдельных людей,
Я верю только в семьи.
К.Витакер.
Отношение к другому человеку,
к людям составляют основную
ткань человеческой жизни, ее
сердцевину.
С.. Рубинштейн.
Семья – наше пристанище и
трамплин, с помощью которого
мы можем открывать для себя
новые горизонты. Это наша
связь с прошлым и мост в
будущее.
А.Хейли
Брак приносит много огорчений,
однако, безбрачие не даст
никаких радостей.
Джонсон Сомвоэл
Главный смысл и цель семейной
жизни – воспитание детей. Главная
школа воспитания детей – это
взаимоотношения мужа и жены,
отца и матери .
В.Сухомлинский.
Самое большое, что может
сделать человек для других, -
это воспитывать хороших
детей.
Ч.Айтматов
Мы с тобой мужчина и женщина,
а это значит, как никому другому
нам нужен переводчик
Э.Радзинский.
Все счастливые семьи похожи
друг на друга, каждая несчастливая
семья – несчастлива по-своему.
Л.Толстой
Идти вместе – это начало
поддерживать друг друга – это
прогресс, действовать сообща –
это успех.
Г.Форд
Нелегкое дело стать одной
душой и одним телом- надо
стараться! Но и награда за
это старание БОЛЬШАЯ.
Л.Толстой.
Удачный брак – это строение,
которое нужно всегда
реконструировать.
А.Моруа.
Удачный брак – это нечто
гораздо большее, чем умение
найти подходящего человека:
это и способность самому
быть таким человеком.
Д.Корнеги
Брак и его узы или
величайшее добро, или
величайшее зло – середины
нет.
Вольтер.
Мужчина и женщина – это
две ноты, без которых струны
человеческого сердца не дают
правильного и полного аккорда.
Д Мадзини
Где любовь и совет –
Там и горя нет!
Русская народная пословица
Семья сильна, -
когда над ней крыша одна.
Русская народная пословица
Намеки да попреки –
Семейные пороки.
Русская народная пословица
Залог семейного счастья –
в доброте, откровенности,
отзывчивости.
Эмиль Золя
В семейной жизни, храня
свое достоинство, надо уметь
уступать друг другу.
В. Сухомлинский.
Счастлив тот,
кто счастлив у себя дома.
Л. Толстой.
Брак – это долгий разговор,
прерываемый спорами.
Роберт Стивенсон
Нельзя найти счастье в браке,
если вы не принесете его с собой.
Фазиль Искандер
В семейной жизни главное –
ТЕРПЕНИЕ.
А.Чехов.
Семья – один из шедевров
природы.
Д.Сантаяна
Любовь – единственная страсть,
которая оплачивается той же
монетой, какую сама чеканит.
чем сильнее у человека характер,
тем менее склонен он к
непостоянству любви.
Стендаль
Истинная любовь не дерзка и не
легкомысленна; робость делает ее
осмотрительной; она не
отваживается на многое,зная,
что можно потерять
Ж.-Ж.Руссо
Любовь либо благо , либо зло
если она благо, надо верить в нее,
если зло, надо избавиться от этого зла.
А Мюссе
Мелка та любовь, в которой нет
дружбы, товарищества, общих
интересов.
Н.Островский.
Лишь сильная любовь может
загладить те мелкие недоразумения,
которые возникают при
совместной жизни.
Т.Драйзер
Семья – это семь «Я»
Два «Я» - это начало семьи
В.Леви
Не надобен и клад,
коли у мужа с женой лад.
Русская народная пословица
Супружество с хорошей женщиной –
это гавань в буре жизни, а с плохой –
это буря в гавани.
Д.Птитсен
Семейные ссоры не длились бы
так долго, если бы вся вина была
только на одной стороне.
Ларошфуко
Мудр, кто знает нужное,
а не многое
Эсхил
Самые лучшие дети бывают
у счастливых родителей.
А.С. Макаренко
Ребенок учится тему,
Что видит у себя в дому:
Родители пример тому.
С.Брандт.
Подлинная школа воспитания
сердечности, душевности, отзывчивости
--семья.
В.А.Сухомлинский.
Детки – радость,
Детки ж -- и горе.
Русская народная пословица.
Лучший способ воспитать хороших
детей – это сделать их счастливыми.
О.Уайльд
Искусство быть мудрым состоит
в том, чтобы знать, на что
следует смотреть сквозь пальцы
Джемс Уильямс
Научить человека быть счастливым
нельзя, но воспитать, чтобы он
был счастлив, можно.
А.С.Макаренко
Богатство измеряется по
достоянию, счастье же – по
достоинствам души.
Артур Шопенгауэр
В брачной жизни соединенная
пара должна образовывать как
бы единую моральную личность.
Иммануил Кант
Не торопись осуждать,
торопись понять.
Спиноза
Счастлив тот, кто сделал
счастливым наибольшее
число людей.
Л.Бетховен
Анкета
Уважаемый участник опроса! В последние годы во многом изменились взгляды современного человека на семью. Проблемы семейных отношений обсуждаются не только учеными и политиками , но и самыми обычными людьми. Нас, психологов института гуманитарного образования, интересует Ваше мнение об этом сложном, неоднозначном явлении общественной жизни.
Постарайтесь как можно более полно и искренне ответить на все поставленные вопросы, отмечайте ответы , с которыми Вы согласны, или высказывайте свое мнение в свободной форме.
Ваши ответы будут использованы исключительно в научных целях. Индивидуальные ответы не разглашаются, свою фамилию писать не надо.
Заранее благодарим Вас за участие в нашем исследовании.
Пол - Ж - М
Возраст –
Образование____________________________________________________________
Сфера деятельности______________________________________________________
Ваше семейное положение на данный момент________________________________
Согласны ли Вы с утверждением ,что «Каждый человек в своей жизни должен создать семью» Да - Нет - Затрудняюсь ответить
Назовите пять причин , по которым люди
ВСТУПАЮТ В БРАК: ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ
ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК
1.____________________ 1_________________________
2.____________________ 2._________________________
3.____________________ 3._________________________
4.____________________ 4._________________________
5.____________________ 5._________________________
8. Что ,по-вашему мнению, нужно учитывать при вступлении в брак?
Наличие чувства
Наличие собственного жилья
Материальное положение партнера
Возраст партнера
Социальное положение партнера
Наличие постоянной работы
9. Планируете ли Вы вступление в брак?
Да – Нет – Затрудняюсь ответить – Уже женат ( замужем)
10. Как Вы относитесь к повторным бракам: - положительно
- отрицательно
- Ваш вариант______________________
11. Какой вид брака для Вас наиболее предпочтителен:
Официально зарегистрированный брак
Гражданский брак
Церковно освященный брак
Другое, что именно_____________________
12. Каково семейное положение Ваших родителей :
Официально зарегистрированный брак
Гражданский брак
Церковно освященный брак
Разведены
Не живут вместе
Другое, что именно________________
13. Какими , значимыми для Вас, качествами должен обладать Ваш партнер – партнерша?
_________________________________________________________________________
14.Что, на Ваш взгляд, теряет человек, вступая в брак ____________________________
15. Что , на Ваш взгляд, приобретает человек , вступая в брак_________________________________________________________________
16 Дайте определение понятия «Семья» : Семья – это
17.Необходимо ли наличие детей в семье ? Если «ДА» то сколько
18. Кто, по-Вашему мнению, должен заниматься воспитанием ребенка в семье?
Мать
Отец
Мать и отец
Бабушки
Няня( гувернантка)
Ваш вариант____________________________
19. Какую социальную роль в семье играет мужчина?
20. Какую социальную роль в семье играет женщина?
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
Тема: Жизненный цикл семьи.
Основные вопросы.
Определение понятия «жизненный цикл семьи»
Стадии жизненного цикла семьи и их характеристика.
Стадии тродительства.
- 1 Вопрос. Создание семьи: Добрачный период.
- 1.В период ухаживания сексуальность часто носит экспериментальный характер
- 2 Вопрос. Любовь и влюбленность.
- 3 Вопрос. Ревность.
- 4 Вопрос. Супружеские измены.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 2. Типология современной семьи.
- 1 Вопрос.- Классификация типов семейно-брачных отношений.
- По количеству детей в семье
- 2 Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
- 3 Вопрос. Правовые семейно-брачные отношения.
- Раздел 1
- Раздел 5 Алиментные обязательства членов семьи
- Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.
- 1 Вопрос. Определение понятия «жизненный цикл семьи»
- 2 Вопрос. Стадии жизненного цикла семьи и их храктеристика
- 3 Вопрос . Стадии родительства.
- Место учебной дисциплины в общей системе подготовки специалиста
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 1 Семья как объект психологического исследования
- Тема 2. Типология современной семьи.
- Тема 3. Жизненный цикл семьи
- Тема 4. Психология эмоциональных отношений.
- Тема 5 Проблема отношения полов.
- Тема 6 . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
- Тема 7. Основы семейного консультирования.
- Тема 8 Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Подготовка реферативных сообщений.
- Примерные темы рефератов.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- 020400 (030301.65) «Психология»
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- Товарищеские роли:
- 1 Вопрос. Родительство, как социокультурный феномен.
- 2 Вопрос: Материнство и его роль в формировании личности ребенка.
- 3 Вопрос. Отцовство и его роль в формировании личности ребенка
- 1 Тип отцовства – «Папа – мама»
- 2 Тип отцовства - «Мама - папа»
- 4 Вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
- 2 Тип «Бабушка – соперница»
- Тема 1 : Общие основы семейного психологического
- 1 Вопрос. Цели и задачи семейного психологического консультирования.
- 2 Вопрос. Стадии семейного консультирования.
- Главное в кризисной ситуации:
- В процессе семейного консультирования консультант должен:
- Цель , решаемая консультантом: максимально учитывать особенности клиента и его жизненной ситуации.
- 3 . Этап анализа промежуточных и конечных результатов.
- Выявит « место , куда хочет прийти путник»
- 3 Вопрос: Современные подходы к семейному консультированию.
- Границы семейных подсистем:
- 1 Тип нарушения границ подсистемы:
- 2 Тип нарушения границ подсистемы:
- Задача психолога:
- 7 Категорий действий психолога:
- 4 Вопрос: Принципы семейного психологического
- Этика семейного консультирования.
- Семейное консультирование предполагает решение следующих задач:
- 5 Вопрос. Технология консультативной беседы.
- Тема 1. Основы семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования.
- Тема 3. Направления и виды семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Семейно-брачное консультирование.
- 1 Вопрос. Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
- 2 Вопрос. Способы организации процесса семейного консультирования.
- 3 Этап – Принятие компромиссных решений.
- Тема 3. Консультирование детско-родительских отношений.
- 1 Вопрос. Проблемы детско-родительского консультирования..
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.