1 Вопрос. Проблемы детско-родительского консультирования..
В рамках консультирования детско-родительских отношений наиболее часто представлены проблемы:
Пик обращения родителей к помощи психолога возникает в возрасте детей 5 -6лет(родители озабочены предстоящим обучением в школе).
Проблемы детско-родительских отношений возникают при невыполнении семьей функций. Это может быть недостаток материальных средств, интеллектуальных возможностей.
Возникает проблема. Причины этой проблемы возникли раньше. Основы гармоничного развития личности зарождаются в первый год жизни:
Формируются черты социального поведения. Ребенок различает людей по степени их значимости. Выражает эмоции Главная задача – научить родителей навыкам стимулирующего общения с ребенком
В старшем дошкольном возрасте возникает новая личностная составная : умение выбирать то, что наиболее существенно ( мотивация поведения) Родители часто не замечают, что, что многие поступки и действия стимулируются родителями
1.Например, -Девочка гуляет с бабушкой на детской площадке, где гуляет маленький карапуз. Он упал и стал громко плакать. Девочка успокаивает его, дает свои игрушки, угощает конфетами.
- Бабушка похвалила девочку
Дома: Девочка просит у бабушки конфет, чтобы угостить маму и папу. Реакция бабушки: «Не надо маме конфет.Она и без того толстая. А у папы зубы болят… Проблема с которой семья обратилась к психологу : «патологическая жадность ребенка»
2 . Например. - Проблема «Детская агрессивность.»
- Определим параметры проявления агрессии в поведении ребенка.Эрих Фромм в «Анатомии человеческой деструкции с позиции гуманистического психоанализа выделяет агрессию:
Злокачественную – страсть к абстрактному господству над живым существом
Доброкачественная – поведение связанное с самообороной
Непреднамеренная агрессия – случайное нанесение вреда человеку. Не чувствует тормозов в игре или шалости в результате все сносит на своем пути.
Оборонительная агрессия – сопровождается гневом, за нарушение значимой для него ценности. Например, «Уребенка отбирают игрушку. – Слабый астеничный ребенок = плачет, сильный ребенок стеничный = дерется , кусается , щиплется.
Инструментальная агрессия – вид агрессии обеспечивающий реализацию цели: обеспечить, достать то, что необходимо или желательно. Сфера ребенка может быть различна , но главное «ХОЧУ» - стремление овладеть
Способы работы с гневом.
Рассматривают 4 фазы такой работы:
1 фаза - представить детям практически приемлимые методы для выражения подавленного гнева.
2 фаза - помочь ребенку подойти к реальному восприятию чувства гнева, которые они могут сдерживать.
3 фаза – дать возможность прямого контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нудно сказать обидчику.
4 фаза – обсуждать проблему гнева : 1. Что заставляет тебя гневаться
2. Что ощущаешь в этой ситуации.
ВЗРОСЛЫЕ ВЛИЯЮТ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ.
Младший школьник возраст.
Проблема :
Знание о соответствии развития возрасту
Плохая успеваемость
Младший школьный возраст – это период всплеска родительских запросов
Биологические причины:
Низкий темп психической активности ( корковая незрелость)
Гиперактивность ( незрелость подкорковых зон)
Вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (ослабленная вегетативная нервная система)
Нарушения в области функционирования анализаторов. ( мелкая моторики незначительное нарушение слуха)
Хроническое заболевание
Социально-психологические причины.
Педагогическая запущенность, социальная депрвация
Жесткий нормативный стиль поведения в семье.
Причины неуспеваемости.
Психологическая неготовность ребенка к систематической , целенаправленной работе
В беседе с ребенком мы акцентируем внимание на выделение психологических факторов, имеющих место в школьном обучении.
Причины неуспеваемости могут быть мнимые и истинные.
Истинные причины неуспеваемости. – выяснение этих причин за счет медицинского исследования.
Приведение в соответствие обучения с возможностями ребенка
Определении способностей и склонностей ребенка
Рекомендации по оказанию коррекционной помощи
Вера в результат
Подростковый возраст.
В подростковом возрасте на первый план выходит проблема САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
Данная проблема является следствием неправильного воспитания в семье.
Ограничение самостоятельности ребенка
Направленность на лучший результат при ограничении самостоятельности
Особое внимание уделяется внешнеблагополучным семьям , где эти проблемы часто «возникают внезапно»
Работая с родителями необходимо выслушать их, и выделить заявленную родителями проблему
= Необходимо: ОГРАНИЧИТЬ ЗАДАЧУ ВО ВРЕМЕНИ И В ОБЪЕМЕ.
Личностный потенциал консультанта определяется уровнем саморазвития.
Умение любить людей
Относиться к людям без предвзятости и осуждения
Стремление помочь
-
Содержание
- 1 Вопрос. Создание семьи: Добрачный период.
- 1.В период ухаживания сексуальность часто носит экспериментальный характер
- 2 Вопрос. Любовь и влюбленность.
- 3 Вопрос. Ревность.
- 4 Вопрос. Супружеские измены.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 2. Типология современной семьи.
- 1 Вопрос.- Классификация типов семейно-брачных отношений.
- По количеству детей в семье
- 2 Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
- 3 Вопрос. Правовые семейно-брачные отношения.
- Раздел 1
- Раздел 5 Алиментные обязательства членов семьи
- Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.
- 1 Вопрос. Определение понятия «жизненный цикл семьи»
- 2 Вопрос. Стадии жизненного цикла семьи и их храктеристика
- 3 Вопрос . Стадии родительства.
- Место учебной дисциплины в общей системе подготовки специалиста
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 1 Семья как объект психологического исследования
- Тема 2. Типология современной семьи.
- Тема 3. Жизненный цикл семьи
- Тема 4. Психология эмоциональных отношений.
- Тема 5 Проблема отношения полов.
- Тема 6 . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
- Тема 7. Основы семейного консультирования.
- Тема 8 Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Подготовка реферативных сообщений.
- Примерные темы рефератов.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- 020400 (030301.65) «Психология»
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- Товарищеские роли:
- 1 Вопрос. Родительство, как социокультурный феномен.
- 2 Вопрос: Материнство и его роль в формировании личности ребенка.
- 3 Вопрос. Отцовство и его роль в формировании личности ребенка
- 1 Тип отцовства – «Папа – мама»
- 2 Тип отцовства - «Мама - папа»
- 4 Вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
- 2 Тип «Бабушка – соперница»
- Тема 1 : Общие основы семейного психологического
- 1 Вопрос. Цели и задачи семейного психологического консультирования.
- 2 Вопрос. Стадии семейного консультирования.
- Главное в кризисной ситуации:
- В процессе семейного консультирования консультант должен:
- Цель , решаемая консультантом: максимально учитывать особенности клиента и его жизненной ситуации.
- 3 . Этап анализа промежуточных и конечных результатов.
- Выявит « место , куда хочет прийти путник»
- 3 Вопрос: Современные подходы к семейному консультированию.
- Границы семейных подсистем:
- 1 Тип нарушения границ подсистемы:
- 2 Тип нарушения границ подсистемы:
- Задача психолога:
- 7 Категорий действий психолога:
- 4 Вопрос: Принципы семейного психологического
- Этика семейного консультирования.
- Семейное консультирование предполагает решение следующих задач:
- 5 Вопрос. Технология консультативной беседы.
- Тема 1. Основы семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования.
- Тема 3. Направления и виды семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Семейно-брачное консультирование.
- 1 Вопрос. Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
- 2 Вопрос. Способы организации процесса семейного консультирования.
- 3 Этап – Принятие компромиссных решений.
- Тема 3. Консультирование детско-родительских отношений.
- 1 Вопрос. Проблемы детско-родительского консультирования..
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.
-