Примерный перечень вопросов к экзамену
История развития психологии как науки
Система психологических знаний в русле материалистических воззрений древних философов.
Наука о душе в период Средневековья и в эпоху Возрождения.
Новые учения материалистов ХVI и ХVII веков в Англии, Франции, Голландии и их влияние на психологию.
Развитие психологии в XYIII - XIX веках.
Развитие психологии внутри естествознания.
Разделение учений о психологии и поведении животных и человека. Основные этапы развития этих учений до середины ХIХ века.
Кризис психологической науки на рубеже ХIХ-ХХ веков, его причины и следствия.
Возникновение и развитие основных отраслей психологии.
Основные направления и школы современной психологии.
Основные направления развития практической психологии.
Основные сферы приложения практической психологии.
Оформление психологии как экспериментальной и самостоятельной науки.
Основные научные школы в зарубежной психологии ХХ века.
Отечественная психология в первой половине ХХ столетия.
Развитие отечественной психологии на современном этапе.
Современная зарубежная психология.
Система феноменов, которые изучаются в современной психологии. Объект и предмет психологии.
Классификация психических явлений.
Поведение как предмет психологии.
Современная психология как система наук. Краткая характеристика различных отраслей психологии.
Значение и задачи современной психологии.
Проблема метода исследования в психологии и его значение для науки.
Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль.
Опрос, эксперимент и психологические тесты.
Значение для психологии применения точных математических методов.
Развитие психики в филогенезе.
Мозг и психика.
Психика как высшая форма отражения объективной реальности.
Взаимодействие двух сигнальных систем в структуре психической регуляции.
Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии.
Культурно-историческая теория психики человека Л.С. Выготского.
Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга.
Механизмы формирования поведенческого акта.
Регуляция произвольных движений.
Понятие функциональной системы (по П.К. Анохину).
Место основных процессов и состояний организма в регуляции его поведения и деятельности.
Формы и уровни отражения в живой и неживой природе. Особенности психического отражения.
Психологическая характеристика сознания человека.
Учение о деятельной сущности человека. Основные характеристики человеческой деятельности.
Уровни интегративной деятельности мозга. Интегрирующая роль ЦНС.
Концептуальная рефлекторная дуга.
Механизмы управления движением.
Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики.
Психология ощущений (психофизика). Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Развитие ощущений.
Психология восприятия. Виды восприятия. Развитие процесса восприятия.
Психология внимания. Функции внимания. Классификация видов внимания.
Индивидуальные особенности внимания. Этапы развития внимания.
Рассеянность, ее виды, способы борьбы с ней. Способы поддержания устойчивого внимания.
Психология памяти. Процессы, виды и теории памяти.
Индивидуальные особенности памяти. Основные направления и этапы развития памяти.
Представление как звено в переходе от конкретного к абстрактному, от ощущения к мышлению. Виды представлений.
Мышление как обобщение и опосредованное познание объективной реальности.
Виды и процессы мышления. Формы мышления.
Творческое мышление, его определение и признаки. Интуиция как вид творческого мышления.
Воображение как психический процесс. Виды воображения. Воображение и фантазия.
Мечта и сновидения как особые виды воображения.
Воображение и творчество. Особенности художественного воображения.
Признаки научно-технического воображения.
Способы исследования воображения. Развитие воображения.
Возрастные особенности проявления различных видов воображения.
Теории мышления, их типы.
Методы изучения мышления.
Концепции интеллекта.
Концепции компетентности.
Теории компетентности и приобретение компетентности.
Природа интеллекта. Теории интеллекта.
Качества интеллекта и интеллектуальный потенциал личности.
Особенности практического интеллекта: его природа и развитие.
Академический и практический интеллект: сравнительный аспект.
Социальный интеллект и эмоциональный интеллект.
Всесторонняя структура способностей.
Возрастная динамика интеллекта.
Основные свойства человеческого языка. Научение языку.
Механизмы усвоения речи. Функции речи.
Язык и мышление. Мышление и речь.
Различные подходы к понятиям «индивид», «личность» и «индивидуальность» в зарубежных и отечественных психологических школах.
Классификация современных психологических теорий личности, ее основания.
Типы теорий личности: психодинамические, социодинамические, интеракционистские.
Современные теории личности: сравнительная характеристика.
Основные параметры личности.
Социализация, ее определение и значение для формирования и развития человека как личности.
Теория социального научения.
Проблема периодизации развития личности.
Типы высшей нервной деятельности и типы темперамента.
Формирование характера в онтогенезе.
Структура характера и акцентуации характера.
Направленность личности, ее структура.
Иерархия форм направленности личности.
Виды, иерархия, функции и биологические корреляты потребностей.
Мотивы, цели и интересы, их психологическая характеристика.
Основные параметры оценки мотивационной сферы человека.
Ценностные ориентации, мировоззрение, убеждения, идеалы, установки в формировании мотивационной структуры и направленности личности.
Психологические теории мотивации.
Способы воздействия на мотивационную сферу личности с целью ее преобразования.
Активность и направленность личности.
Эмоция как психофизиологический феномен.
Чувства как сложное психологическое явление. Отличие эмоций от ощущений и чувств.
Психологические теории о происхождении и механизмах эмоций.
Классификация видов и функции эмоций. Проявление эмоций.
Проявление и развитие чувств в онтогенезе.
Индивидуальные различия эмоциональной жизни.
Развитие эмоциональной сферы и эмоциональной регуляции поведения человека.
Воля как высший уровень психической (само)регуляции и (само)управления поведением и деятельностью.
Природа и структура волевого действия.
Воля как психический процесс. Функции воли.
Классификация волевых черт характера и волевых качеств личности.
Базовые и вторичные волевые личностные качества.
Современное состояние психологических исследований воли.
Эмоционально-волевая устойчивость: определение, методы оценки и формирования.
Способности и направленность личности.
Задатки как природные предпосылки развития способностей.
Типология способностей.
Адаптация человека и функциональное состояние организма.
Психическое состояние и его структура.
Утомление, монотония и психическое напряжение. Понятие дезадаптации
Типология психических состояний.
Состояние психической напряженности и теория общего адаптационного синдрома (Г. Селье).
Тревожность как психическое состояние и как свойство личности.
Фрустрация как форма стресса. Способы изучения фрустрационной устойчивости личности.
Формы психологических защит личности, их достоинства и недостатки.
психофизиология сна, его значение и фазы.
Медитация, гипноз как внушенные состояния.
Психологическая устойчивость и методики ее изучения.
Половые различия и гендерные роли.
Профессиональная направленность и типы личности.
Классификация психопатий и акцентуаций Э. Крепелина.
Акцентуация характера. (К. Леонгард, А. Личко).
Профессионально-важные качества личности (ПВК) по В.Д. Шадрикову.
Понятие профессиональной деформации и способы ее профилактики.
Понятие профессионального выгорания и способы его профилактики.
Невротическое развитие личности.
Нормоцентрический и нозоцентрический подходы к оценке психической деятельности. Причины аномального развития личности.
Принципы психодиагностики отклонений поведения П.Б. Ганнушкина.
Причины и механизмы развития невротических расстройств. Пути их преодоления.
Возрастная психология в системе психологической науки.
Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии.
Теоретические концепции возрастного развития в отечественной и зарубежной психологии.
Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка.
Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте.
Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
Основные закономерности развития подростка.
Психологические особенности в юношеском возрасте.
Периодизации психического развития взрослого человека. Возрастные кризисы зрелого человека.
Профессиональный цикл взрослого человека.
Семья как важный контекст развития взрослых. Семейный цикл.
Индивидуальные и половые различия в психологическом развитии на этапе взрослости.
Периодизация позднего возраста. Основные положения современной геронтологии.
Биологическое, социальное и психологическое старение. Негативные стереотипы старости.
Выход на пенсию как критический этап жизни человека.
Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста.
Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
Методологические основы социальной психологии.
Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
Основные характеристики социальной среды.
Понятие о малой и средней группе. Основные количественные и качественные характеристики малой группы.
Законы динамики малой группы. Стадии и уровни развития малой группы.
Организационная психология. Психология управления.
Типологии личности. Спектр представлений о влиянии социума на формирование личности.
Специфика межличностного восприятия.
Истоки конфликтов. Способы их преодоления и разрешения.
Теории ролей. Теория диспозиций личности.
Понятие о социальной установке.
Функции установок в регуляции поведения человека.
Роль бессознательного в проблеме установок, сценариев и стратегий личности.
Противоречия бессознательных установок и осознанных намерений личности.
Представление о механизмах социализации личности. Основные стадии социализации.
Актуальное состояние и перспективы социальной психологии.
Значение и задачи повышения социально-психологической грамотности.
Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Общие признаки и организация программированного обучения.
Основные психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса..
Психологическая сущность и организация проблемного обучения.
Сущность развивающего обучения по системе Л.В. Занкова.
Основные теоретические положения гипотезы и методологическая сущность обучения по системе П.Я. Гальперина.
Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении.
Основные функции и организация процесса оценивания знаний.
Проблема объективности отметки (оценки) и ее социальные проявления.
Психологические причины школьной неуспеваемости, их возможные классификации.
Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
Память и ее развитие в структуре учения. Виды и индивидуальные особенности памяти учащихся.
Мышление как центральное звено процесса учения. Виды и индивидуальные особенности мышления, их учет в образовательном процессе.
Воображение как средство развития творчества и личности. Приемы активизации воображения и творчества учащихся на уроке.
Речь и общение в деятельности учения
Структура волевого действия и поведения и возможности их формирования в процессе учения.
Основные виды чувств и возможности их формирования и развития в образовательном процессе.
Мотивация учения и возможности ее целенаправленного формирования.
Проблема воспитывающего обучения и образования.
Общее понятие о направленности личности и возможностях ее формирования.
Психологические принципы воспитания.
Основные проблемы самовоспитания школьников.
Воспитанность как социально-психологическая категория.
Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее основные компоненты.
Психолого-педагогические умения в структуре деятельности учителя.
Психологические аспекты и проблемы профессионально-педагогического общения, направления и возможности его целенаправленного формирования.
Проблемы профессионально-психологической компетенции учителя.
Учитель и классный коллектив. Учитель как руководитель.
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение