4 Вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
Социально- психологическими исследованиями установлено: помощь старшего поколения оказывает благоприятное воздействие на рост семьи.
К.Д.Ушинский назвал бабушек и дедушек «ПРИРОДНЫМИ РУССКИМИ ПЕДАГОГАМИ» их отношения лишены расчета.
Участие прародителей сопряжено с разными противоречиями:
Трения между поколениями. Разница между поколениями зависит от скорости общественного прогресса. Там , где скорость развития невелика можно говорить о полной преемственности поколений. Или , если скорость социального развития велика – разногласия в решении проблем воспитания выше.
Недовольство молодыми родителями
Помощь родителям
Желание играть главенствующую роль ( в сложных семьях)
Желание повысить активность молодых в домашнем хозяйстве
Неудовлетворенность в выборе партнера для семейной жизни.
Разногласия в воспитательных методах
Не хотят тратить силы на хлопоты с малышами ( очень молодые бабушка и дедушка или очень старые бабушка и дедушка)
ВСЕ ЭТИ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИВОДЯТ: - конфликтам, разрушают отношения молодых супругов ; - негативно влияют на внуков.
Бабушка и дедушка сильнее переживают неблагополучие ( часто кажущееся) своих детей, оказывают влияние на изменение отношений. Логика рассуждения : Дочь несчастна – плохой супруг, не достоин быть отцом.
Все это - явления, характеризующие не достаточный уровень культуры семьи.
- В такой семье и бабушки и дедушки, как правило, не станут объектом заботы со стороны детей и внуков.
- Вырастая – внуки начинают осознавать, что мешало их безоблачному счастливому детству и платят за любовь бабушке и дедушке «черной неблагодарности»
Бабушки и дедушки склонны баловать своих внуков, оберегать от любых трудностей. ( родители готовят детей к жизни , а бабушки и дедушки хотят видеть своих внуков счастливыми, скрывают их шалости и проступки.)
Среди современных бабушек и дедушек много таких, которые переоценивают свой педагогический опыт и авторитет. Они с трудом понимают те требования, которые предъявляет к семейному воспитанию современная жизнь. –
Все это создает систему отрицательных влияний.
КАК РЕШАТЬ ВОЗНИКАЮЩУЮ ПРОБЛЕМУ.
Целесообразно все возникающие проблемы и промахи обсуждать в ходе доверительной беседы на «семейных советах» Главное добиться осознания цели всеми участниками воспитательного процесса.
Школа должна помогать в решении проблемы, но только избирая правильные пути взаимодействия семьей. Вторгаться в семейные отношения недопустимо. ( Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей является создание дискуссионных клубов, , где одной из важных проблем будет проблема участия прародителей в воспитании детей. )
Вообще проблема и взаимодействия с семьей одна из самых трудных проблем в деятельности педагога и психолога.
В зависимости от характера отношений можно выделить типы современных бабушек.
1 тип – «Бабушка – жертва».
Отказывается от личной жизни ради внуков
Взваливает на себя все заботы по дому
Всегда в спешке, неудовлетворенна результатом
Постоянная тревога
- 1 Вопрос. Создание семьи: Добрачный период.
- 1.В период ухаживания сексуальность часто носит экспериментальный характер
- 2 Вопрос. Любовь и влюбленность.
- 3 Вопрос. Ревность.
- 4 Вопрос. Супружеские измены.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 2. Типология современной семьи.
- 1 Вопрос.- Классификация типов семейно-брачных отношений.
- По количеству детей в семье
- 2 Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
- 3 Вопрос. Правовые семейно-брачные отношения.
- Раздел 1
- Раздел 5 Алиментные обязательства членов семьи
- Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.
- 1 Вопрос. Определение понятия «жизненный цикл семьи»
- 2 Вопрос. Стадии жизненного цикла семьи и их храктеристика
- 3 Вопрос . Стадии родительства.
- Место учебной дисциплины в общей системе подготовки специалиста
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 1 Семья как объект психологического исследования
- Тема 2. Типология современной семьи.
- Тема 3. Жизненный цикл семьи
- Тема 4. Психология эмоциональных отношений.
- Тема 5 Проблема отношения полов.
- Тема 6 . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
- Тема 7. Основы семейного консультирования.
- Тема 8 Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Подготовка реферативных сообщений.
- Примерные темы рефератов.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- 020400 (030301.65) «Психология»
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- Товарищеские роли:
- 1 Вопрос. Родительство, как социокультурный феномен.
- 2 Вопрос: Материнство и его роль в формировании личности ребенка.
- 3 Вопрос. Отцовство и его роль в формировании личности ребенка
- 1 Тип отцовства – «Папа – мама»
- 2 Тип отцовства - «Мама - папа»
- 4 Вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
- 2 Тип «Бабушка – соперница»
- Тема 1 : Общие основы семейного психологического
- 1 Вопрос. Цели и задачи семейного психологического консультирования.
- 2 Вопрос. Стадии семейного консультирования.
- Главное в кризисной ситуации:
- В процессе семейного консультирования консультант должен:
- Цель , решаемая консультантом: максимально учитывать особенности клиента и его жизненной ситуации.
- 3 . Этап анализа промежуточных и конечных результатов.
- Выявит « место , куда хочет прийти путник»
- 3 Вопрос: Современные подходы к семейному консультированию.
- Границы семейных подсистем:
- 1 Тип нарушения границ подсистемы:
- 2 Тип нарушения границ подсистемы:
- Задача психолога:
- 7 Категорий действий психолога:
- 4 Вопрос: Принципы семейного психологического
- Этика семейного консультирования.
- Семейное консультирование предполагает решение следующих задач:
- 5 Вопрос. Технология консультативной беседы.
- Тема 1. Основы семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования.
- Тема 3. Направления и виды семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Семейно-брачное консультирование.
- 1 Вопрос. Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
- 2 Вопрос. Способы организации процесса семейного консультирования.
- 3 Этап – Принятие компромиссных решений.
- Тема 3. Консультирование детско-родительских отношений.
- 1 Вопрос. Проблемы детско-родительского консультирования..
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.