logo search
модуль 2 конфликтология

11.7. Формы социально-трудового конфликта

Уже в ходе примирительных процедур, имеющих целью разре­шение коллективного трудового спора, работники в соответствии с законодательством Российской Федерации могут воспользовать­ся правом проводить: собрания, митинги, демонстрации, пикетирова­ние.

Собрание. Эти требования выдвигаются на собрании (кон­ференции) большинством голосов. Вместе с этим избираются пол­номочные представители работников для участия в разрешении коллективного трудового спора. Работодатель не вправе препятство­вать проведению собрания (конференции), обязан предоставлять для него соответствующее помещение. Как правило, выдвигаемые требования излагаются в письменной форме и направляются рабо­тодателю, а их копия - в орган государственной службы по урегу­лированию коллективных трудовых споров.

Митинг как форма массового собрания по поводу актуальных, преимущественно общественно-политических и социально-эконо­мических вопросов может проводиться работниками в знак недо­вольства своим положением и поддержки выдвигаемых перед работодателями требований. Он часто используется как способ влияния на ход рассмотрения коллективного трудового спора.

Демонстрация, представляя собой массовое шествие, выражает какие-либо общественно-политические настроения, в том числе и социальный протест. Вызванная недовольством работников орга­низации, отрасли или региона, она также может использоваться как форма выражения общественного мнения по поводу содержа­ния и порядка разрешения социально-трудового конфликта.

Пикетирование относится к акциям того же плана. Оно означает патрулирование группой митингующих или демонстрантов в райо­не проведения митинга или демонстрации. Нередко пикеты выс­тавляются представителями участников протеста социального или иного характера перед учреждениями государственной власти и местного самоуправления, другими официальными представитель­ствами.

В Трудовом кодексе РФ (2001 г.) в главе 61 «Рассмотрение коллективных трудовых споров» в статье 398 приведены основные понятия:

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их предста­вителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудово­го спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Момент начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работода­телем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения, а также дата составления протокола разногла­сий в ходе коллективных переговоров.

Забастовка - временный добровольный отказ работников от испол­нения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разре­шения коллективного трудового спора.

В статье 399 «Выдвижение требований работников и их представителей» говорится, что правом выдвижения требований обладают работники и их пред­ставители. Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае указанная Служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

В статье 401 «Примирительные процедуры» порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из сле­дующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примири­тельной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с учас­тием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При не достижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

В статье 402 «Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией» указывается, что примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

В статье 403 «Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника» говориться, что после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллек­тивных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

В статье 404 «Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже» указывается, что трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллектив­ного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективно­го трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

В статье 407 «Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров» говорится, что работники Службы по урегулированию коллективных трудовых спо­ров пользуются правом беспрепятственного при предъявлении удостове­рения установленного образца посещения организации (филиала, пред­ставительства, иного обособленного структурного подразделения) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

В статье 409 «Право на забастовку» в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения кол­лективного трудового спора.

Законом определено, что забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Сле­довательно, забастовка не есть сам конфликт, неурегулированное разногласие, а только их проявление, доведенная до крайности форма конфликтного поведения, находящаяся в ряду собраний, митингов, демонстраций, пикетирования. Работники вправе исполь­зовать ее в тех случаях, когда примирительные процедуры не при­водят к разрешению коллективного трудового спора, либо работо­датель уклоняется от примирительных процедур или не выполняет достигнутого соглашения.

В период проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем проведения при­мирительных процедур.

Прежде всего, учас­тие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания расторжения трудо­вого договора. На время забастовки за участвующими в ней сохра­няются место работы и должность. В процессе урегулирования со­циально-трудового конфликта, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе ра­ботодателя в связи с коллективным трудовым спором и объявлени­ем забастовки, а также ликвидация или реорганизация организа­ции, филиала, представительства.

Таким образом, можно констатировать, что забастовка, как и любое социальное явление, специфична, имеет свои существенные особенности, заметные отличия.

В первую очередь, забастовка выделяется своим коллективным ха­рактером, массовым участием в ней лиц наемного труда - рабочих, служащих, специалистов.

Забастовка представляет реально ощутимую угрозу потерь со стороны тех, против кого она направлена, так как чревата падением производительности труда, снижением качества товаров и оказываемых услуг, выплатой предпринимателями (работодателями) штрафов и неустоек партнерам по экономическим связям в случаях срыва, поставок в заранее оговоренные сроки, недополучением прибыли и т.д.

Еще одна особенность забастовки в современных условиях заклю­чена в том, что она фактически всегда имеет организованный харак­тер, укладывается в рамки действующего в стране трудового законо­дательства. Это, как правило, заранее спланированная и хорошо подготовленная акция, направляемая руководящим органом - ста­чечным или профсоюзным комитетом, со своими лидерами, опи­рающимися на поддержку большинства участников забастовки, тех или иных общественных движений, политических партий и средств массовой информации, а то и фракций региональных законода­тельных собраний и федерального парламента.

Важная особенность нынешних забастовок - проявление с особой остротой социальной напряженности, свойственной отдельной отрасли хозяйства или региону, многообразие форм конфликтного противосто­яния, включая как пассивное сопротивление и стихийный протест, так и активные скоординированные действия. Чаще всего противобор­ство прорывается не вдруг, не разом, а нарастает постепенно, об­растая все новыми и жесткими требованиями.

В последу­ющем организуются такие формы давления, как митинги, демон­стративные шествия, выставление пикетов, предъявление ультиматумов, индивидуальные и коллективные голодовки, перекрытие транспорт­ных магистралей и т.п. На все это незримо, а то и открыто накладывают печать попытки использовать массовое недовольство социально-эко­номическими условиями в политических целях.