Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
Культурно-историческая концепция психики Л.С. Выготского. Ключевым понятием в концепции психического развития, разработанной Л.С. Выготским, является понятие зоны ближайшего развития. Сам Выготский вводил понятие зоны ближайшего развития в связи с оценкой соотношения развития и обучения: "Мы должны определить по меньшей мере два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем в каждом конкретном случае найти верное соотношение между ходом детского развития и возможностями его обучения. Первый назовем уровнем актуального развития ребенка. Мы имеем в виду тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития...
Перед нами два ребенка с одинаковым умственным возрастом в 7 лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи на 9 лет, другой - на 7 с половиной. Одинаково ли умственное развитие обоих этих детей? С точки зрения самостоятельной их деятельности одинаково, но с точки зрения ближайших возможностей развития они резко расходятся. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам на зону его ближайшего развития. Таким образом, зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое в развитии, но и находящееся в процессе созревания".
Таким образом, наличие зоны ближайшего развития предполагает формирование у ребенка еще отсутствующих психических особенностей именно за счет общения со взрослыми, за счет происходящего путем этого общения процесса обучения. По мнению Выготского, правильно организованное обучение ребенка ведет за собой целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения сделались бы невозможными. Как указывал Л.С. Выготский, его учение о зоне ближайшего развития позволяет сделать вывод о том, что учение должно предвосхищать развитие. Таким образом, новые качества возникают и развиваются у ребенка по мере его обучения, а затем и по мере формирования его учебной деятельности.
Как отмечает В.В. Давыдов, понятие зоны ближайшего развития служило конкретизацией другого фундаментального понятия, введенного в психологию Л.С. Выготским и определяющего два основных вида психических процессов -"интерпсихических" и "интрапсихических". Первоначально (или - изначально) ребенок включен в непосредственно социальные отношения, социальную деятельность, распределенную между окружающими его взрослыми и имеющую внешнее, развернутое выражение и реализуемую с помощью различных вещественных или знаковых средств. Усвоение способов выполнения этой деятельности и прежде всего способов использования ее средств, позволяющих управлять своим поведением, формирует у ребенка интерпсихические процессы.
Затем способы этой деятельности, первоначально усвоенные в их внешней форме, в соответствии с особенностями нервной системы и особенностями жизненной ситуации преобразуются и превращаются во внутренние или интрапсихические процессы, составляющую психологическую сущность формирующейся личности, со всеми ее способностями и другими психическими проявлениями.
А.Н. Леонтьев, развивая положения Выготского, наряду с понятиями воспитания и обучения использовал и более общее понятие присвоения индивидом общественного опыта. Процесс присвоения приводит индивида к воспроизведению в его собственной деятельности исторически сложившихся человеческих способностей. В.В. Давыдов оценивает этот подход следующим образом: "Рассмотрение подхода Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева к проблеме психического развития позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, воспитание и обучение человека в широком смысле есть не что иное, как "присвоение", "воспроизведение" им общественно-исторически заданных способностей. Во-вторых, воспитание и обучение ("присвоение") являются всеобщими формами психического развития человека. В-третьих, "присвоение" и развитие не могут выступать как два самостоятельных процесса, поскольку они соотносятся как форма и содержание единого процесса психического развития человека".
Л.С. Выготский, разрабатывая концепцию психического развития, исходил из того, что само психическое развитие человека представляет собой в отличие от психического развития животного, процесс усвоения общественного опыта. Все фундаментальные образования психики человека, включая не только интеллект, но и само восприятие окружающего мира (а о каком интеллекте можно говорить без восприятия?), социально обусловлены. Тот факт, что восприятие (видение) мира человеком принципиально отличается от восприятия (видения) мира животным, требует для своего понимания и осмысления значительного уровня интеллекта. На наш взгляд, многие западные психологи не обладают таким интеллектом и стремятся подгонять известные психологические факты и теории под свое ограниченное понимание. Им легче механически оперировать формулами и цифрами, нажимать на клавиши компьютеров, чем пытаться понять и осмыслить суть исследуемых психологических явлений. Как отмечал Л.С. Выготский: "... легче усвоить тысячу новых фактов в какой-нибудь области, чем новую точку зрения на немногие известные уже факты".
Таким образом, если концепция развития Ж. Пиаже имеет научную ценность в рамках теории интеллекта и не может быть непосредственно использована как научная основа построения процесса обучения; то концепция развития Л.С. Выготского, характеризуя развитие как усвоение и превращение во внутренние психические структуры общественного опыта, тем самым определяет и общий методологический подход к построению самого обучения.
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.