logo search
История психологии Учебно-метод

Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского

Культурно-историческая концепция психики Л.С. Выготского. Ключе­вым понятием в концепции психического развития, разработанной Л.С. Выгот­ским, является понятие зоны ближайшего развития. Сам Выготский вводил по­нятие зоны ближайшего развития в связи с оценкой соотношения развития и обучения: "Мы должны определить по меньшей мере два уровня развития ре­бенка, без знания которых мы не сумеем в каждом конкретном случае найти верное соотношение между ходом детского развития и возможностями его обучения. Первый назовем уровнем актуального развития ребенка. Мы имеем в виду тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития...

Перед нами два ребенка с одинаковым умственным возрастом в 7 лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи на 9 лет, другой - на 7 с поло­виной. Одинаково ли умственное развитие обоих этих детей? С точки зрения са­мостоятельной их деятельности одинаково, но с точки зрения ближайших воз­можностей развития они резко расходятся. То, что ребенок оказывается в состоя­нии сделать с помощью взрослого, указывает нам на зону его ближайшего разви­тия. Таким образом, зона ближайшего развития поможет нам определить зав­трашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое в развитии, но и находящееся в процессе созревания".

Таким образом, наличие зоны ближайшего развития предполагает фор­мирование у ребенка еще отсутствующих психических особенностей именно за счет общения со взрослыми, за счет происходящего путем этого общения про­цесса обучения. По мнению Выготского, правильно организованное обучение ребенка ведет за собой целый ряд таких процессов развития, которые вне обу­чения сделались бы невозможными. Как указывал Л.С. Выготский, его учение о зоне ближайшего развития позволяет сделать вывод о том, что учение долж­но предвосхищать развитие. Таким образом, новые качества возникают и раз­виваются у ребенка по мере его обучения, а затем и по мере формирования его учебной деятельности.

Как отмечает В.В. Давыдов, понятие зоны ближайшего развития служило конкретизацией другого фундаментального понятия, введенного в психологию Л.С. Выготским и определяющего два основных вида психических процессов -"интерпсихических" и "интрапсихических". Первоначально (или - изначально) ребенок включен в непосредственно социальные отношения, социальную дея­тельность, распределенную между окружающими его взрослыми и имеющую внешнее, развернутое выражение и реализуемую с помощью различных веще­ственных или знаковых средств. Усвоение способов выполнения этой деятель­ности и прежде всего способов использования ее средств, позволяющих управ­лять своим поведением, формирует у ребенка интерпсихические процессы.

Затем способы этой деятельности, первоначально усвоенные в их внешней форме, в соответствии с особенностями нервной системы и особенностями жизнен­ной ситуации преобразуются и превращаются во внутренние или интрапсихические процессы, составляющую психологическую сущность формирующейся личности, со всеми ее способностями и другими психическими проявлениями.

А.Н. Леонтьев, развивая положения Выготского, наряду с понятиями вос­питания и обучения использовал и более общее понятие присвоения индивидом общественного опыта. Процесс присвоения приводит индивида к воспроизведе­нию в его собственной деятельности исторически сложившихся человеческих способностей. В.В. Давыдов оценивает этот подход следующим образом: "Рас­смотрение подхода Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева к проблеме психического развития позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, воспитание и обуче­ние человека в широком смысле есть не что иное, как "присвоение", "воспроизве­дение" им общественно-исторически заданных способностей. Во-вторых, воспи­тание и обучение ("присвоение") являются всеобщими формами психического развития человека. В-третьих, "присвоение" и развитие не могут выступать как два самостоятельных процесса, поскольку они соотносятся как форма и содержа­ние единого процесса психического развития человека".

Л.С. Выготский, разрабатывая концепцию психического развития, исхо­дил из того, что само психическое развитие человека представляет собой в от­личие от психического развития животного, процесс усвоения общественного опыта. Все фундаментальные образования психики человека, включая не толь­ко интеллект, но и само восприятие окружающего мира (а о каком интеллекте можно говорить без восприятия?), социально обусловлены. Тот факт, что вос­приятие (видение) мира человеком принципиально отличается от восприятия (видения) мира животным, требует для своего понимания и осмысления значи­тельного уровня интеллекта. На наш взгляд, многие западные психологи не об­ладают таким интеллектом и стремятся подгонять известные психологические факты и теории под свое ограниченное понимание. Им легче механически оперировать формулами и цифрами, нажимать на клавиши компьютеров, чем пы­таться понять и осмыслить суть исследуемых психологических явлений. Как отмечал Л.С. Выготский: "... легче усвоить тысячу новых фактов в какой-нибудь области, чем новую точку зрения на немногие известные уже факты".

Таким образом, если концепция развития Ж. Пиаже имеет научную цен­ность в рамках теории интеллекта и не может быть непосредственно использо­вана как научная основа построения процесса обучения; то концепция развития Л.С. Выготского, характеризуя развитие как усвоение и превращение во внут­ренние психические структуры общественного опыта, тем самым определяет и общий методологический подход к построению самого обучения.