logo search
УМКД_Психология семейных отношений_Овчинникова

I этап контрольной работы: сбор информации о семье

Студенту необходимо собрать информацию по крайней мере о 3-4 поколениях, включая проблемную, по приведенному ниже плану. Информация собирается у родственников:

  1. О составе семьи: кто живет вместе в вашем доме? В каких они родствен­ных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где жи­вут остальные члены семьи?

  2. Демографическую информацию о семье (имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.);

  3. О недавних событиях и переходах в жизненном цикле семьи (рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи );

  4. О настоящем состоянии семьи: кто из членов семьи знает что-либо о проблемах? Как каждый из них видит их и как реагирует на них? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?

  1. О реакциях семьи на важные события семейной истории: какова была ре­акция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть этого члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны? Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов обеспечивает важные гипотезы о семейных прави­лах, ожиданиях и паттернах организации;

  2. О родительских семьях каждого из родителей: Живы ли их родители? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда встретились их родители? Когда они поженились? Есть ли у них братья или сестры? Старшие или младшие и на сколько? Чем занимаются, находятся ли в браке и есть ли у них дети? Важной информацией явля­ются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

  3. О других значимых дня семьи людях (друзьях, коллегах но работе, учите­лях, врачах и т.д.);

  4. О семейных взаимоотношениях: есть ли в семье какие либо ее члены, ко­торые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто нахо­дится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг к другу? Ко­му в семье этот человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют не­которые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из суп­ругов ладит с каждым ребенком?

  5. О семейных ролях: кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье выглядит волевым чело­веком? Кто самый авторитетный? Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует успех? Кто терпит постоянно неудачи? Кто кажется теплым? Холод­ным? Дистанцированным от других? Кто больше всех болеет в семье? — и т.д.). Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу (супермать, железная леди, домашний тиран и т.д.). Они являют­ся важными и ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.

10. Если в семье студента (идентифицированного клиента) есть проблемные ситуации или сложности во взаимоотношениях в его собственной семье, будет также очень полезно собрать информацию об истории возникновения проблемы. Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты и кем в этих си­туациях? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса (возникновения проблемы)? Видят ли члены семьи проблему, как изменяющуюся? В каком направлении? К лучшему или к худшему? Что случится в семье, если неэффективное взаимодействие будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем? Иногда полезно спрашивать, как были бы Вы охарактеризованы другими членами семьи, например, "Как Ваш отец описал бы Вас, когда Вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту Вашего сына сейчас?";

11. О трудных для семьи темах: имеет ли кто-нибудь из членов Вашей семьи серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Ко­гда-либо арестовывались? За что? Каков их статус сейчас? — и т.д. Обсуждение этих тем может быть болезненным для членов семьи и, поэтому, вопросы должны задаваться особенно тактично и осторожно. И если семья высказывает сильное сопротивление, то терапевт должен отступить и вернуться к ним позднее.

В то время как основная информация по генограмме может быть собрана за полчаса (без детального опроса по проблеме), всесторонний сбор семейной исто­рии от нескольких членов семьи может потребовать нескольких встреч. Студент может проделать такую работу, предварительно мотивировав на нее свою семью и за­ключив с родственниками соответствующий контракт. Обычным является первона­чальное получение основной информации о семейной истории и возвращение к ней время от времени, когда в разговоре всплывает "исторический материал".

Вопросы по генограм­ме позволяют проникнуть в сердце семейного опыта (рождения, смерть, интенсивность взаимоотношений) относительно не угрожающим для семьи спо­собом и разблокировать важные темы. Наоборот, такая информация может помочь студенту переопределить события в семье как естественный ход событий. Используя данные гемограммы, студент может помочь членам семьи преодолеть негативное восприятие друг друга.