Введение
Семья и брак относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда устойчив. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет большое значение, так как от их состояния зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей. Наблюдается также значительный интерес к знаниям и методам, направленным на разрешение сложностей в семейных взаимоотношениях. Работа с семьями проводится в системе здравоохранения, в сфере образования, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты населения по охране семьи и детства, и других учреждениях.
В настоящее время происходит переход от представлений о семье, как о ячейке общества к пониманию ее самоценности, что повышает значение социально-психологических исследований в этой области и преподавания спецкурса для студентов-психологов.
Спецкурс предназначен для освоения слушателями круга проблем, связанных с социально-психологическими подходами к пониманию семьи. В процессе освоения курса студенты научатся на собственном примере выявлять проблему семьи и выстраивать программу изменения ролевого взаимодействия в ней для того, чтобы обеспечить возможности личностного роста каждого члена семьи.
Спецкурс предполагает также изучение студентами методов коррекции межличностных отношений в дисгармоничных семьях путем устранения эмоционального неблагополучия в семье. Важное значение имеет овладение навыками «семейной диагностики» взаимоотношений в семье, особенностей воспитания, семейных мифов, и, как результат, понимания актуальной ситуации, в которой находится семья в целом и её отдельные представители.
В системе подготовки профессионального психолога курс «Психология семейных отношений» является связующим звеном между теоретическими курсами и спцкурсами – практикумами, которые позволяют студентам овладеть конкретными навыками работы с семьёй.
- Содержание
- Введение
- 1. Цель курса
- 2. Задачи курса
- 3. Место дисциплины в программе общей и специальной подготовки студентов и её связь с другими дисциплинами
- 4. Характер курса
- 5. Требования к уровню подготовки студента
- 6. Требования к уровню освоения содержания курса
- 7. Методическая новизна курса
- II. Учебно – тематический план занятий (очная форма обучения)
- III. Содержание курса Раздел 1 Семья как предмет социально-психологических исследований
- 1.1 Социально-психологическая сущность семьи
- 2.2 Родовая сущность и генезис семьи
- Литература
- Раздел II Структурно-ролевые взаимоотношения в семейных системах
- 2.1 Социально-психологическая структура семьи
- 2.2 Природа, содержание и типы ролевых взаимоотношений в семье
- Литература
- Раздел III Психология семейных отношений
- 3.1 Социально-психологическая сущность семейных отношений
- 3.2 Супружеские отношения
- 3.3 Детско-родительские отношения
- Литература
- Раздел IV Социально – психологические проблемы семейных отношений
- 4.1 Социально-психологические проблемы семейных дисгармоний и конфликтов
- 4.2 Социально-психологическая работа с дисгармоничными семьями: профилактика и реабилитация
- Литература
- IV. Обязательный понятийный минимум дисциплины
- V. Программа семинрских занятий
- Темы докладов:
- Литература
- Литература
- Литература
- VI. Самостоятельная работа студентов (очной и заочной форм обучения)
- Список вопросов для подготовки к экзамену
- VII. Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по курсу «Психология семейных отношений» (для студентов очной и заочной форм обучения)
- I этап контрольной работы: сбор информации о семье
- II этап контрольной работы: подробное описание семейной истории
- III этап контрольной работы: анализ полученных в ходе сбора информации и составления генограммы данных:
- VIII. Контрольные мероприятия
- IX. Отчетность
- Библиографический список Основной:
- Дополнительный:
- XI. Ресурсное обеспечение