logo
УМКД_Психология семейных отношений_Овчинникова

Литература

Основная:

  1. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики.// Семейная психология и психотерапия. 1997. №1 С. 53-125

  2. ШерманР., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., 1997. С.100-108

  3. Шутценберг А.А. Синдром предков. М., 2001. С.99-148

  4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С.301-308

Дополнительная:

  1. Вебер Г. Кризисы любви. М., 2001 С.198-232

  2. Олифирович Н.И., Зинкевич-КуземкинаТ.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006. С.173-178

Семинар №3

Тема: методы психологической работы с семьей

Цель: ознакомить студентов с методами работы с семьёй, дать представление о структуре и особенностях функционирования семьи, её взаимодействии в системе внутренних социально-психологических связей;

Ход работы: под руководством профессионального тренера (преподавателя), студенты участвуют в тренинге в качестве идентифицированных клиентов, представляя свою семейную ситуацию.

Название тренинга: «Скульптура семьи».

Тренинг является методом групповой работы, в ходе которой прорабатываются неэффективные ролевые взаимодействия в актуальной семейной ситуации. Основной метод – метод «расстановки», который позволяет осознать, проанализировать и провести необходимые изменения в семейном взаимодействии на примере конкретной ситуации.

Ход тренинга: студент (протагонист) рассказывает о той ситуации, которую он хотел бы исследовать и изменить. После того, как суть проблемы будет ясна, тренер предлагает ему выбрать из группы студентов «дополнительные Я»: на роль самого себя, а также на роли каждого из участников семейной ситуации. Затем даётся инструкция: «без слов, покажи, что происходит в этой ситуации». Протагонист, вставая на место каждого участника ситуации показывает, как осуществляется взаимодействие. После того, как роли распределены и каждый из участников получил соответствующую инструкцию, протагонисту предлагают посмотреть на ситуацию со стороны. «Дополнительные Я» проигрывают ситуацию и рефлексируют чувства, которые они испытывали, находясь в этом взаимодействии. Далее «Дополнительным Я» предлагают изменить ситуацию: занять такое положение, чтобы каждому участнику было комфортно. Протагонист в это время наблюдает за тем, что происходит. Затем, в созданной «дополнительными Я» новой ситуации, он занимает своё место, и, по принципу комфортно – некомфортно, производит дополнительные изменения. Результатом является ощущение комфорта/удовольствия каждого из участников «расстановки».