logo
УМКД_Психология семейных отношений_Овчинникова

VII. Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по курсу «Психология семейных отношений» (для студентов очной и заочной форм обучения)

Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу, состоящую из двух частей:

1. Генограмма

2. Письменная теоретическая работа по одной из выбранных тем семинара №1

Студенты очной формы обучения выполняют контрольную работу, состоящую из генограммы.

Генограмма состоит их трёх разделов: генограммы, её подробного описания и анализа семейной ситуации.

Все три раздела студенты выполняют самостоятельно. Работа включает в себя сбор информации об особенностях взаимоотношений в семье студента, применение его личных знаний о родственниках и семейной истории с последующим построением семейной генограммы. Задача студента использовать полученную в ходе его самостоятельной работы информацию, как для понимания собственной семейной ситуации, так и для овладения методом генограммы.

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в трех-четырех поко­лениях. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 году в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поко­лений семьи. Цель ее — показать, как образцы поведения и внут­рисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поко­ление и как события, подобные смертям, болезням, крупным про­фессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные образцы поведения.

Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник и каково было его течение. Причем физические, эмоциональ­ные и социальные «симптомы» рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а пове­дение «симптомоносителя» отражает то, как тревожность проявляет­ся и преодолевается в данной семье. Временные рамки первично­го проявления и последующих усилений «симптомов» могут быть свя­заны с другими событиями жизни семьи, такими как, например, смерть ближайшего родственника.

Затем начинается описание семейной истории со времени, ког­да встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Здесь важное значение имеют возраст супругов, точная дата их первой встречи, то, чем они занимались, когда были женихом и невестой, свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние по­рядка рождения детей на их физические и психологические осо­бенности, где семья жила и когда именно переезжала в другое ме­сто, особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоро­вье, образовании и профессиональной карьере каждого из родите­лей также собираются на этом этапе беседы.

Далее обсуждается история расширенной семьи, как со сторо­ны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмос­фере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Психолог использует структуру генограммы для того, что­бы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разно­образии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними. Такие содержатель­ные факторы, как культурная, этническая и религиозная принад­лежность, социально-экономический уровень, то, как семья взаи­модействует со своим социальным сообществом, тоже принимаются во внимание.

По мере поступления информации она фиксируется специаль­ными символами. Каждый психолог может использовать удоб­ную для него символику, но общепринятыми обозначениями яв­ляются следующие:

Готовую генограммау с использованием приведенных ниже изображений студенты подробно описывают, анализируют и представляют в виде итогового отчета.