3. Задачи возрастной психологии. Основные направления исследований возрастной психологии.
1 проблема: органическая и средовая обусловленность психического и поведенческого развития.
Задачи: 1.1.Изучать влияние анатомо-физиологических характеристик организма чел-ка на психическое развитие в различные возрастные периоды;
1.2.Анализировать влияние окружающей среды на психическое развитие и поведение детей и взрослых людей;
1.3. Исследовать соотношение влияния организма и среды на развитие конкретных психических процессов и свойств на каждом возрастном этапе.
2 проблема: влияние стихийных факторов и организованного обучения на развитие детей.
Задачи: 2.1. Понимать особенности стихийных факторов и степень восприимчивости детей к этим влияниям на различных возрастных этапах;
2.2.Исследовать закономерности психического развития детей с целью оптимальной организации учебно-воспитательного процесса;
2.3. Рассматривать соотношение влияния различных социальных институтов (семьи, школы, внешкольных учреждений) на псих-ое развитие детей;
2.4.разрабатывать рекомендации по формированию у детей способности осознанно и самостоятельно выступать субъектами саморазвития.
3-я проблема: соотношение задатков и способностей.
Задачи: 3.1. Понимать чем определяются задатки детей.
3.2. Изучать и учитывать в учебном процессе задатки детей, в связи с этим организовывать для них различные виды деятельности.
3.3. Иметь точное представление о сензитивных периодах для развития различных психических функций и учитывать их при создании условий для жизнедеятельности детей.
4-я проблема: сравнительное влияние эволюционных, революционных и ситуационных изменений на психическое развитие и поведение детей.
Задачи: 4.1. Исследовать особенности резких, революционных изменений в психическом развитии людей в различные возрастные периоды;
4.2. Изучать и учитывать, как жизненные события (ситуации) и их восприятие могут отражаться на психическом развитии детей и взрослых.
4.3. Понимать, какие процессы и свойства формируются постепенно (эволюционно) и каким образом можно содействовать их развитию.
5-я проблема: соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии чел-ка.
Задачи: 5.1. Исследовать характер взаимосвязи между развитием познавательной сферы и развитием других сфер (мотивационной, волевой, эмоциональной).
5.2. Анализировать и понимать психологические последствия доминирования интеллекта в общем психическом развитии чел-ка.
5.3. разрабатывать рекомендации по гармоническому развитию различных сфер личности.
- 1. Возрастная психология в контексте психологии развития. Предмет возрастной психологии.
- 2. Методы исследования в возрастной психологии.
- 3. Задачи возрастной психологии. Основные направления исследований возрастной психологии.
- 4. История возникновения и становления детской и возрастной психологии. Исторические и научные предпосылки.
- 5. Отрасли современной психологии развития, её место в психологической науке и общегуманитарном знании.
- 6. Базовые определения развития. Основные свойства развития.
- 7. Биогенетические и социогенные концепции психического развития. Теория конвергенции двух факторов психического развития.
- 8. Культурно-историческая концепция психического развития л.С. Выготского.
- 9. Базовые определения развития. Виды и процессы развития.
- 10. Жизненный путь личности. Фазы жизненного пути.
- 11. Основные формы и сферы развития.
- 12. Закономерности психического развития.
- 13. Факторы развития.
- 14. Понятие цели развития и основные линии онтогенеза. Принципы развития.
- 15. Движущие силы, условия и источники развития.
- 16. Категория возраста в психологии развития. Виды возраста (сравнительная характеристика).
- 17. Возрастная периодизация. Принципы построения возрастной периодизации психического развития.
- 18. Современная периодизация психического развития взрослого человека.
- 19. Общая характеристика социализации взрослого человека. Виды социализации. Понятие неудачной социализации.
- 20. Зрелость личности как феномен возрастной психологии. Основные подходы к пониманию личностной зрелости.
- 21. Общая характеристика младшего школьного возраста. Готовность ребёнка к школе. Причины школьной дезадоптации.
- 22. Психологическая характеристика учебной деятельности младших школьников.
- 23. Психологический конфликт в педагогическом взаимодействии с младшими школьниками.
- 24.Умственное развитие младших школьников.
- 25. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
- 26. Развитие самосознания и самооценки младшего школьника.
- 27. Межличностное взаимодействие в младшего школьном возрасте.
- 28. Общая характеристика подросткового возраста. Пубертатный кризис.
- 29. Социальная ситуация жизни подростка.
- 30. Учебная деятельность в подростковом возрасте.
- 31. Умственное развитие подростков.
- 32. Развитие личности в подростковом возрасте. Центральное новообразование возраста.
- 33. Биогенные и социогенные факторы формирования акцентуаций характера в подростковом возрасте.
- 34. Виды акцентуаций характера и сопутствующие им типы увлечений подростков.
- 35. Проблема отклоняющегося поведения в подростничестве. Фактор неудачной социализации в формировании отклонений поведения и развития личности.
- 36. Отношения и общение подростков со взрослыми.
- 37. Личностная нестабильность и подростковые проблемы.
- 38. Чувство взрослости и тенденция к взрослости в подростковом возрасте.
- 39. Межличностное взаимодействие подростков со сверстниками.
- 40. Гендерная социализация в подростковом возрасте.
- 42. Психологический конфликт в подростковом возрасте. Основные типы поведения подростков в конфликте.
- 43. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
- 44. Психологическая сущность кризиса 17 лет.
- 45. Основные линии онтогенеза в юношеском возрасте.
- 46. Личностная и социальная идентичность в юношеском возрасте.
- 47. Стабилизация личности и самоопределение в юношеском возрасте.
- 49. Учебно-профессиональная деятельность в юношеском возрасте.
- 51. Межличностное взаимодействие в юношеском возрасте.
- 52. Дружба и любовь в юношеском возрасте.
- 53. Ценностные ориентации в структуре высших форм поведения личности в юношеском возрасте.
- 54. Общая характеристика возраста и основные линии онтогенеза в период ранней взрослости ( молодости).
- 55. Личностное развитие в ранней взрослости.
- 56. Психологические новообразования развития в период ранней взрослости .
- 57. Психологическая сущность кризиса 30 лет.
- 58. Профессиональное развитие в ранней взрослости.
- 59. Когнитивное развитие в ранней взрослости.
- 60. Особенности развития аффективной сферы в период ранней взрослости.
- 61. Особенности я – концепции в период ранней взрослости.
- 62. Общая характеристика возраста и основные линии онтогенеза в период зрелости.
- 63. Личностное развитие в период зрелости.
- 64. Я-концепция в период зрелости. Перемена ролей и ролевой конфликт.
- 65. Аффективная сфера в период зрелости.
- 66. Психологическая сущность кризиса 40 лет.
- 68. Мотивация достижения и мотивационный кризис в период зрелости.
- 70. Когнитивное развитие в период зрелости.
- 71. Межличностное взаимодействие в период зрелости.
- 72. Мотивация семейных отношений в период зрелости. Кризис семейных отношений.
- 73. Общая характеристика и основные линии онтогенеза в пожилом возрасте. Основные теории старения.
- 75. Когнитивная сфера в пожилом возрасте. Причины когнитивного спада.
- 76. Особенности личностного развития и межличностных отношений в пожилом возрасте.