logo
Возрастная психология (вопросы)

4. История возникновения и становления детской и возрастной психологии. Исторические и научные предпосылки.

Первоначально результаты познания возрастных аспектов нашли своё выражение в работах философов в различные исторические эпохи (Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Демокрит и др.). Впервые выдвинул идею о необходимости построения системы обучения в соответствии с душевными особенностями детей Я.А. Каменский в своём труде « Великая дидактика». В конце 19 в. – начале 20 в. в псих-ии наблюдается всплеск исследований психического развития детей. В 1883 г. амер. психолог Г.С. Холл организовал первую экспериментальную лабораторию, в которой изучались особенности психического развития детей. Учёный пришёл к выводу, что в основе психического развития лежит биогенетический закон Э. Геккеля: «зародыши проходят те же стадии развития, что и весь род за время своего существования».

Э. Клаперад – создал в Женеве педагогический институт им. Ж. Руссо, который стал одним из мировых центров экспериментальных исследований проблем психического развития. Он сделал вывод: в основе псих-го развития лежит процесс естественного развёртывания врождённых задатков (игра, подражание).

Штерн В. - создатель теории конвергенции, основной тезис которой сводится к тому, что психическое развитие не является простым проявлением врождённых свойств и результатом простого воспитания внешних воздействий, а представляет собой конвергенцию двух этих факторов (конвергенция – от латин. «приближаюсь», «схожусь»).

К. Бюлер – автор «теории трёхступенчатого развития». Он выделил 3 ступени псих. развития: инстинкт, формирование навыков, интеллект. Каждая новая ступень позволяет человек функционировать на более высоком уровне и более успешно решать стоящие задачи. Особое место в исследованиях Бюлера занимали вопросы связи творчества и мышления. Центральным для Бюлера было изучение мышления, роли творчества в психическом развитии. Главный интерес Бюлера сосредоточен вокруг первых лет жизни ребенка. Исследователи проблем возрастной психологии за рубежом: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.

В России: Блонский, Выгодский и др.

В Белоруссии: Я. Л. Коломинский, Е.А. Панько, Ю. Н. Карандашёва.