logo
Возрастная психология (вопросы)

31. Умственное развитие подростков.

Умственное развитие (УР) мы рассматриваем как сложную динамическую систему количественных и качественных изменений, которые происходят в мыслительной деятельности человека в связи с его возрастом и обогащением его жизненного опыта, в соответствии с общественно-историческими условиями, в которых он живёт, и индивидуальными особенностями его мышления. Основными компонентами УР являются знания, приобретённые человеком, и общие умственные способности к их приобретению. УР происходит вследствие естественного созревания мозга, что является обязательной предпосылкой психического развития в целом. Но главным образом УР происходит под социальным влиянием –обучения и воспитания. Важным является школьное обучение, в процессе которого посредством усвоения системы научных знаний развиваются процессы мышления, приводя в действие собственные внутренние процессы саморазвития. Подростковый возраст характер-ся умением обучаться как в теоретическом, так и в практическом плане. Впервые проявляется такая способность, как склонность к экспериментированию, частым проявлением которой явл-ся нежелание всё принимать на веру. Подросток во всём сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине. Он любознателен, стремиться заслужить высокую оценку окружающих, отрицательно реагирует на предложение решать простые задачи. В организации учебного процесса педагогу следует ориентироваться на развитие как образного, так и логического мышления в соответствии со сложностью материала, при этом нежелательно слишком усложнять и излишне упрощать предлагаемый материал. Период от 11-12 до 14-15 лет –стадия формальных операций, на данной стадии развития формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. На смену конкретному приходит логическое мышление.