logo
Возрастная психология (вопросы)

20. Зрелость личности как феномен возрастной психологии. Основные подходы к пониманию личностной зрелости.

Зрелость - это самый длительный период онтогенеза, который охватывает возраст от 25 до 55-60 лет. На стадии ранней зрелости для индивида свойственны привлечения его ко всем сферам человеческой деятельности, стабилизация качеств личности, в том числе коммуни­кативных способностей, установления близких отношений с другим человеком, проявление первых творческих способностей, построение собственного образа жизни. Средняя зрелость - это поиск ответов на основные вопросы о сущности жизни, осуществления желаний. Это период переоценки целей и притязаний, способность заинтересоваться другими людьми, желание стать профессионалом. Это пора сомнений относительно продолжения выбранного пути, страх снижение работоспособности. Период поздней зрелости дает варианты поведе­ния: озабоченность, отсутствие, чрезмерная забота о себе и т.п.

Личностная зрелость связана с отношением человека к себе и собственной деятельности, с проявлением активности в социуме, творческим решением жизненных планов и поставлен­ных задач. Находясь на разных уровнях развития (зависимость, независимость), люди по-разному проявляют личностную зрелость. Полной независимости в структуре социальных отношений достичь невозможно: человек требует общения, отсутствие кото­рых вызывает и актуализирует проблему одиночества, аутизма. Уровень взаимозависимости является самым благоприятным для развития личностной зрелости. Относительная соци­альная зрелость проявляется в общественной, политической, моральной, эстетической сфе­рах и имеет следующие показатели: развитое чувство ответственности; наличие социального интеллекта; потребность в заботе о других людях; способность к активному участию в жизни общества; эффективное использование своих знаний и способностей; конструктивное решение многих жизненных проблем на пути к самореализации. Важной характеристикой зрелого человеческой жизни является то, насколько эффективно и активно личность исполь­зует отведенное ей индивидуальное время для самореализации. К. Абульханова-Славска выделяет два типа людей: экстенсивные и интенсивные. Первые неразумно в количествен­ном и качественном отношении тратят свое время, свою жизнь, а второй - удачно, разумно и оптимально приспосабливаются к обстоятельств социума, активно используя свои способ­ности и возможности на этапах социализации.