logo
Возрастная психология (вопросы)

45. Основные линии онтогенеза в юношеском возрасте.

Юность — первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Основные линии онтогенеза обус­ловлены сформировавшимися в ранней юности типами жизненного мира. Это связано с самоопределением личности.

Линии онтогенеза, связанные с гедонистической направ­ленностью личности (аналоги простого и легкого жизненного мира), вообще не пред­полагают самоопределения. Одним из его вариантов является существова­ние за счет родителей. Другой вариант данной линии онтогенеза связан с за­мужеством (женитьбой) с целью обеспечения паразити­ческого существования за счет супруга (супруги). Третий вариант – веселая жизнь. Здесь для обеспечения существова­ния, сведенного к удовольствиям и развлечениям, прихо­дится прибегать к той или иной активности. Одним из вариантов является существование за счет мелкого жульничества или участие в качестве исполнителей в кри­минальных структурах (легкие деньги). Либо выполнение про­стой, не требующей ответственности работы (грузчиками) и т.п. У данной категории людей нет четких жизнен­ных планов, отсутствует же­лание получить образование, овладеть какой-либо профес­сией.

Линии онтогенеза, связанные с эгоистической направлен­ностью личности (сложным и трудным жизненным ми­ром), в отличие от предыдущей характеризуется системой цен­ностей. Жизненный путь выбирается исходя из стремления продвинуться по карьерной лестнице, добиться успеха в той или иной области науки, техники или искусства и т.п. Самоопределение в рамках этого варианта онтогенеза наиболее подвержено влиянию моды, дру­гих внешних условий и обстоятельств. Всегда были пре­стижны и популярны юридические, экономические факульте­ты, факультет журна­листики и т.д.

При престижной мотивации встречается еще один путь достижения жизненной цели: брак с человеком, обладаю­щим известностью и влиянием в соответствующей области (молодые девушки, выходя замуж за известных актеров, режиссеров, артистов).

Другой вариант эгоистической направленности личнос­ти связан с мотивами власти. Молодые люди с данной мотивацией стремятся поступить в учебные заведения, готовящие управленческие кадры: ВДВ, ОМОН, спецназ и т.п.

Духовно-нравственная и сущностная направленность лич­ности (сложный и «как бы легкий» и сущностный типы жизненного мира) предполагают в юности поиск призва­ния, выбор профессии, наиболее отвечающей склоннос­тям. Если призвание найдено, то трудности обретения выбранной профессии преодолеваются с упорством и настойчивостью (аби­туриенты при большом конкурсном отборе поступали в вы­бранный вуз с пятой — седьмой попытки).