45. Основные линии онтогенеза в юношеском возрасте.
Юность — первый период взрослой, самостоятельной жизни.
Основные линии онтогенеза обусловлены сформировавшимися в ранней юности типами жизненного мира. Это связано с самоопределением личности.
Линии онтогенеза, связанные с гедонистической направленностью личности (аналоги простого и легкого жизненного мира), вообще не предполагают самоопределения. Одним из его вариантов является существование за счет родителей. Другой вариант данной линии онтогенеза связан с замужеством (женитьбой) с целью обеспечения паразитического существования за счет супруга (супруги). Третий вариант – веселая жизнь. Здесь для обеспечения существования, сведенного к удовольствиям и развлечениям, приходится прибегать к той или иной активности. Одним из вариантов является существование за счет мелкого жульничества или участие в качестве исполнителей в криминальных структурах (легкие деньги). Либо выполнение простой, не требующей ответственности работы (грузчиками) и т.п. У данной категории людей нет четких жизненных планов, отсутствует желание получить образование, овладеть какой-либо профессией.
Линии онтогенеза, связанные с эгоистической направленностью личности (сложным и трудным жизненным миром), в отличие от предыдущей характеризуется системой ценностей. Жизненный путь выбирается исходя из стремления продвинуться по карьерной лестнице, добиться успеха в той или иной области науки, техники или искусства и т.п. Самоопределение в рамках этого варианта онтогенеза наиболее подвержено влиянию моды, других внешних условий и обстоятельств. Всегда были престижны и популярны юридические, экономические факультеты, факультет журналистики и т.д.
При престижной мотивации встречается еще один путь достижения жизненной цели: брак с человеком, обладающим известностью и влиянием в соответствующей области (молодые девушки, выходя замуж за известных актеров, режиссеров, артистов).
Другой вариант эгоистической направленности личности связан с мотивами власти. Молодые люди с данной мотивацией стремятся поступить в учебные заведения, готовящие управленческие кадры: ВДВ, ОМОН, спецназ и т.п.
Духовно-нравственная и сущностная направленность личности (сложный и «как бы легкий» и сущностный типы жизненного мира) предполагают в юности поиск призвания, выбор профессии, наиболее отвечающей склонностям. Если призвание найдено, то трудности обретения выбранной профессии преодолеваются с упорством и настойчивостью (абитуриенты при большом конкурсном отборе поступали в выбранный вуз с пятой — седьмой попытки).
- 1. Возрастная психология в контексте психологии развития. Предмет возрастной психологии.
- 2. Методы исследования в возрастной психологии.
- 3. Задачи возрастной психологии. Основные направления исследований возрастной психологии.
- 4. История возникновения и становления детской и возрастной психологии. Исторические и научные предпосылки.
- 5. Отрасли современной психологии развития, её место в психологической науке и общегуманитарном знании.
- 6. Базовые определения развития. Основные свойства развития.
- 7. Биогенетические и социогенные концепции психического развития. Теория конвергенции двух факторов психического развития.
- 8. Культурно-историческая концепция психического развития л.С. Выготского.
- 9. Базовые определения развития. Виды и процессы развития.
- 10. Жизненный путь личности. Фазы жизненного пути.
- 11. Основные формы и сферы развития.
- 12. Закономерности психического развития.
- 13. Факторы развития.
- 14. Понятие цели развития и основные линии онтогенеза. Принципы развития.
- 15. Движущие силы, условия и источники развития.
- 16. Категория возраста в психологии развития. Виды возраста (сравнительная характеристика).
- 17. Возрастная периодизация. Принципы построения возрастной периодизации психического развития.
- 18. Современная периодизация психического развития взрослого человека.
- 19. Общая характеристика социализации взрослого человека. Виды социализации. Понятие неудачной социализации.
- 20. Зрелость личности как феномен возрастной психологии. Основные подходы к пониманию личностной зрелости.
- 21. Общая характеристика младшего школьного возраста. Готовность ребёнка к школе. Причины школьной дезадоптации.
- 22. Психологическая характеристика учебной деятельности младших школьников.
- 23. Психологический конфликт в педагогическом взаимодействии с младшими школьниками.
- 24.Умственное развитие младших школьников.
- 25. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
- 26. Развитие самосознания и самооценки младшего школьника.
- 27. Межличностное взаимодействие в младшего школьном возрасте.
- 28. Общая характеристика подросткового возраста. Пубертатный кризис.
- 29. Социальная ситуация жизни подростка.
- 30. Учебная деятельность в подростковом возрасте.
- 31. Умственное развитие подростков.
- 32. Развитие личности в подростковом возрасте. Центральное новообразование возраста.
- 33. Биогенные и социогенные факторы формирования акцентуаций характера в подростковом возрасте.
- 34. Виды акцентуаций характера и сопутствующие им типы увлечений подростков.
- 35. Проблема отклоняющегося поведения в подростничестве. Фактор неудачной социализации в формировании отклонений поведения и развития личности.
- 36. Отношения и общение подростков со взрослыми.
- 37. Личностная нестабильность и подростковые проблемы.
- 38. Чувство взрослости и тенденция к взрослости в подростковом возрасте.
- 39. Межличностное взаимодействие подростков со сверстниками.
- 40. Гендерная социализация в подростковом возрасте.
- 42. Психологический конфликт в подростковом возрасте. Основные типы поведения подростков в конфликте.
- 43. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
- 44. Психологическая сущность кризиса 17 лет.
- 45. Основные линии онтогенеза в юношеском возрасте.
- 46. Личностная и социальная идентичность в юношеском возрасте.
- 47. Стабилизация личности и самоопределение в юношеском возрасте.
- 49. Учебно-профессиональная деятельность в юношеском возрасте.
- 51. Межличностное взаимодействие в юношеском возрасте.
- 52. Дружба и любовь в юношеском возрасте.
- 53. Ценностные ориентации в структуре высших форм поведения личности в юношеском возрасте.
- 54. Общая характеристика возраста и основные линии онтогенеза в период ранней взрослости ( молодости).
- 55. Личностное развитие в ранней взрослости.
- 56. Психологические новообразования развития в период ранней взрослости .
- 57. Психологическая сущность кризиса 30 лет.
- 58. Профессиональное развитие в ранней взрослости.
- 59. Когнитивное развитие в ранней взрослости.
- 60. Особенности развития аффективной сферы в период ранней взрослости.
- 61. Особенности я – концепции в период ранней взрослости.
- 62. Общая характеристика возраста и основные линии онтогенеза в период зрелости.
- 63. Личностное развитие в период зрелости.
- 64. Я-концепция в период зрелости. Перемена ролей и ролевой конфликт.
- 65. Аффективная сфера в период зрелости.
- 66. Психологическая сущность кризиса 40 лет.
- 68. Мотивация достижения и мотивационный кризис в период зрелости.
- 70. Когнитивное развитие в период зрелости.
- 71. Межличностное взаимодействие в период зрелости.
- 72. Мотивация семейных отношений в период зрелости. Кризис семейных отношений.
- 73. Общая характеристика и основные линии онтогенеза в пожилом возрасте. Основные теории старения.
- 75. Когнитивная сфера в пожилом возрасте. Причины когнитивного спада.
- 76. Особенности личностного развития и межличностных отношений в пожилом возрасте.