logo
Возрастная психология (вопросы)

24.Умственное развитие младших школьников.

До прихода в школу р-к посещал детский сад, развивался дома, обогащал свой кругозор во время об­щения со старшими детьми и ровесниками. Поэтому при поступлении в школу учитель определяет уровень умственного развития р-ка. Он определяется по следующим критериям: умение слушать другого человека, сравнения, обобще­ния, аб­стракции и конкретизации в форме словесных понятий. Гребенюк О. С. выделяет 5 уровней развития интеллекта: низкий, ниже среднего, средний, высокий, очень высокий. Они имеют сле­дующие характеристики: Низкий – р-к не умеет слушать другого человека, выполняет логические операции анализа, сравне­ния, обоб­щения в форме словесных понятий. Ниже среднего – р-к не умеет слушать, допускает ошибки в вы­полнении ло­гиче­ских операций. Средний – р-к не умеет слу­шать, срав­нение, обобщение в форме сло­весных понятий выполняет без ошибок. Высокий - воз­можны некоторые ошибки в по­нимании другого человека и выполнении всех логиче­ских операций, но ошибки исправляет сам. Очень высокий - р-к может слушать другого ч-ка, выполнять любые логи­ческие операции.

Суще­ствуют критерии умственного развития:  1. Система знаний и гибкость оперирования ими при решении учебных и практических за­дач. 2.Сформированость мыслительных действий, обобщения, сравнения, наблюдения. З. Перенос приемов умственной работы при изучении учебного материала, на решение новых за­дач. 4.Способность составлять умственный план предстоящей деятельности. 5. Экономичность мыш­ления. 6. Самостоятельность мышления. Эти критерии позволяют учителю объективно оцени­вать достижения школьника и видеть реальные результаты своего труда.