logo
Возрастная психология (вопросы)

36. Отношения и общение подростков со взрослыми.

В подростковом возрасте ребёнок предъявляет новые права, которые прежде всего распространяются на сферу отношений со взрослыми. Для подростка характерно расширение своих прав, он претендует на уважение своего человеческого достоинства. Изменение взаимоотношений между взрослыми может пройти благополучно, но при этом взрослые сами должны проявить инициативу и перестроить эти взаимоотношения.

В начале подросткового периода складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку ещё как к ребёнку. Если взрослый не изменяет отношения, то подросток сам становиться инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает ответное сопротивление у подростка в виде разных форм непослушания и протеста.

Сопротивление обеих сторон – подростка и взрослого – порождает столкновения. При сохранении такой ситуации это столкновение может продолжаться весь подростковый период и иметь форму затянувшегося конфликта. Появляются отчуждённость, убеждение в несправедливости взрослого, и неспособности понимания подростка.

Различные наблюдения психологов за развитием отношений между взрослым и подростком показали, что, как правило, взрослые, замечают в этом процессе только негативные стороны: его непослушание, скрытность и прочие недостатки. И в тоже время совершенно не замечают ростков позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие эмпатии по отношению к взрослым, стремления помочь им, поддержать, разделить их горе или радость.