logo
Возрастная психология (вопросы)

32. Развитие личности в подростковом возрасте. Центральное новообразование возраста.

Психологические особенности подросткового возраста (ПВ) получили название «подросткового комплекса». Одной из функций самосознания личности является социально-регуляторная, которая начинает отчётливо проявляться именно в ПВ. Её специфика на данном возрастном этапе состоит в том, что сначала подросток обращён на свои недостатки и испытывает потребность в их устранении, а позже - на достоинствах. Особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего ПВ. В ПВ представления о себе расширяется и углубляется. У многих самооценка некоторых качеств завышена. Нередко на этой основе у них возникает представление о неправильном отношении к нему, например, учителя. Это может быть в какой-то мере обоснованным, если учитель по тем или иным причинам недооценивает какие-то качества, не замечает их. Что приводит к возникновению у подростка комплекса специфических особенностей: обидчивость, подозрительность, недоверчивость, нередко агрессивность и всегда - чрезвычайно повышенная чуткость у любым оценочным суждениям. Главные трудности ПВ связаны с «кризисом 13 лет», когда ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания, грубости, трудновоспитуемости ребёнка.

Основные симптомы кризиса 13 лет.

  1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учеб. деят-ти.

  2. Негативизм. Ребёнок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушением дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству.

Центральным новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребёнке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.