logo
Возрастная психология (вопросы)

2. Методы исследования в возрастной психологии.

Организационные методы - группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования:

- сравнительный (метод поперечных срезов - исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок).

- лонгитюдный (метод продольных срезов - предполагает длительное изучение интересующего явления).

- комплексный (предполагает междисциплинарное изучение предмета).

Эмпирические методы - группа методов психологии, позволяющая получить первичные данные об изучаемом явлении: наблюдение и эксперимент, тесты, анкеты, опросники, социометрия, беседа и др.

Методы обработки данных – проведение количественного и качественного анализа первичных данных: деление по группам, сопоставление, сравнение и т.д.

Интерпретационные методы – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.

Методы психологического воздействия – специфические приёмы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.

Методами исследования в возрастной психологии являются:

  1. наблюдение; 2) опрос; 3) эксперимент; 4) моделирование.

Метод наблюдения – характеризуется систематическим и целенаправленным восприятием и фиксированием психических явлений в определённых условиях.

Включенное наблюдение – наблюдатель вовлечён в деятельность группы, за которым ведётся наблюдение, на правах её члена.

Не включенное - ведётся со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым.

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс (формирующий эксперимент) либо воздействием независимых факторов (констатирующий эксперимент).

Опрос – оперативное получение информации об интересующем явлении.

Тест – задание, по результату которого выносится суждение о каком то психическом процессе (свойстве).

Метод моделирования применяют в случае недоступности проведения иных методов исследования.