logo
Возрастная психология (вопросы)

21. Общая характеристика младшего школьного возраста. Готовность ребёнка к школе. Причины школьной дезадоптации.

Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным периодом. 7-летний реб. быстро вы­тягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называется возрас­том смены зу­бов, возрастом вытягивания. Р-к начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как раньше, появляется вертлявость, паясничанье, клоунада. Особое место в психол-ой готовности к школе занимает овладение грамотой, счетом, решением арифметических задач. Важное значение имеет хорошая ориентировка р-ка в пространстве и времени. Это влияет на выполнения заданий в указанный срок. Особенно высокие требования школа предъявляет к мышлению р-ка. Он должен уметь сравнивать, видеть сходное и отличное; должен научиться рассуждать, делать выводы.

Важная стороной психического развития - развитие речи - умение связно и понятно описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.

Готовность р-ка к школе определяется рядом требований:

В начальной школе у млад. шк-ка формируются необходимые учебные навыки и умения, развиваются формы мышления, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении и по­вседневной жизни. В этот период возникает целый ряд трудностей, с которыми сталкивается млад. шк-к: новый режим дня, новые отно­шения (с учителем). В это время начальная радость знакомства со школой часто сменяется безразли­чием, апатией.

Причины школьной дезадоптации:

Субъективные:

1. Негативное отношение к школе, отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т. д.

2. Семейная обстановка, методы воспитания в семье, режима дня, тяжёлая беременность матери.

3. Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни (чаще у ослабленных детей).

Объективные:

1. Неправильное отношение учителя к ученику.

2. Неправильная организация учебного процесса.