logo
Возрастная психология (вопросы)

30. Учебная деятельность в подростковом возрасте.

Учение для подростка является главным видом деятельности. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности. Главное общественное требование к подростку – овладеть определённой суммой ЗУН, без которой невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте.

Снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, может быть порождено самыми разными причинами - от незначительных пробелов в знаниях, вызванных пропуском занятий или снижением работоспособности, связанным с возрастной перестройкой организма, до дебюта серьёзных психических заболеваний, например депрессии. Именно в подростковом воз-те учение в школе может стать деятельностью формальной, когда у подростка преобладают сильные неучебные интересы, а познавательные – слабые или отсутствуют. Такие мотивы как стремление быть в классе в числе лучших учеников и тем самым занимать иное положение по сравнению с остальными, обладают большой побудительной силой, но отношение к отметке как к главному в учении при отсутствии интереса к усваиваемым знаниям ведет к распаду учеб. деятел-ти. Учение превращается в неинтересный, тяжёлый труд, а знания имеют формальный характер. В подростковом воз-те изменяется само понятие «учение». Приобретение знаний уже не редко выходит за пределы учебной программы, осуществляется целенаправленно и самостоятельно, но отношение к учению и знаниям может качественно различаться у разных уч-ся. У значительной части подростков появляется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к определённым учебным предметам и соответствующим областям науки, техники искусства.