logo
Возрастная психология (вопросы)

8. Культурно-историческая концепция психического развития л.С. Выготского.

Ваготский рассматривал развитие как постоянное возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями. Новое появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Псих. развитие всегда имеет индивидуальные особенности.

Общие и существенные особенности (закономерности) псих. развития: цикличность, неравномерность, сочетание процессов эволюции и инволюции.

Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребёнка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребёнок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» - специфическое для каждого возраста отношение между ребёнком и соц. средой. Взаимодействие ребёнка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. Ведущая роль обучения в психическом развитии.

Развитие человека (в отличии от животного) происходит благодаря овладению им различными средствами: орудиями труда, преобразующимим природу, и законами, перестраивающими его психику. Овладеть знаками (главным образом, словом, а также цифрами и т. д.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений ребёнок может только в процессе обучения. Низшие псих. функции (натуральные) определяются генетически, высшие (культурные) – возникают благодаря влиянию общества.