logo
Возрастная психология (вопросы)

40. Гендерная социализация в подростковом возрасте.

Гендерная социализация – направлена на выяснение того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых, демонстрирующих типичное для своего пола поведение (половая идентификация), а так же процесс усвоения норм, правил поведения.

Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов: подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация.

В подростковом возрасте гендерная социализация в обобщенной форме представлена стереотипами мужественности (сильный, активный) и женственности (слабая, мягкая, эмоциональная).

Стенли Холл определил подростковый возраст как самостоятельную стадию психического и личностного развития человека.

В этом возрасте выявляется полеролевая стадия: «Я» - сын/дочь, человек, гражданин, а так же представление своего отношения (может искать в себе недостатки: нос, уши и т.д.). Формируются социальные установки, основы нравственности, мировоззрения.

Центральным личностным новообразованием является: «Чувство взрослости» и «Я-концепция». Это связано со стремлением к личностному совершенствованию (самопознание, самосовершенствование, самоутверждение).

Основная особенность этого возраста связана с половым созреванием и начинается пубертатным кризисом (11-15 лет).Это вызывает физические и физиологические изменения (гормоны роста и половые).

41. Подростковые сообщества и подростковая субкультура.

Дружба в подростковом возрасте имеет исключительное значение. Подростковые интересы, конфликты с родителями, общие взгляды «заставляет» подростка искать более тесное общение со сверстниками, которые переживают схожие проблемы, мыслят так же и готовы всегда выслушать и не осуждать. Как правило, друзья во многом схожи: одинаковый уровень успеваемости, сходный круг интересов — и, конечно, один пол. В подростковых сообществах имеется и свой стиль общения, свои лидеры (пользуется авторитетом). Лидеру характерно: уверенность в себе, неподверженность стрессам. Неспособность подростка занять приемлемый для себя статус в классе или другой группе может послужить причиной сильного психологического дискомфорта и расстройства.

Понятия «подростковая субкультура» введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Подростковая культура находится между 2-х культур: детская субкультура и взрослые отношения. В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, модель поведения, жизненный стиль, нормы, интересы, отношения, поведенческие традиции, мода. Подростковая субкультура – это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого. Подростковая субкультура очень изменчива - влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников. В современной культуре одной из форм стихийной социализации является средства массовой информации.