40. Гендерная социализация в подростковом возрасте.
Гендерная социализация – направлена на выяснение того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых, демонстрирующих типичное для своего пола поведение (половая идентификация), а так же процесс усвоения норм, правил поведения.
Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов: подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация.
В подростковом возрасте гендерная социализация в обобщенной форме представлена стереотипами мужественности (сильный, активный) и женственности (слабая, мягкая, эмоциональная).
Стенли Холл определил подростковый возраст как самостоятельную стадию психического и личностного развития человека.
В этом возрасте выявляется полеролевая стадия: «Я» - сын/дочь, человек, гражданин, а так же представление своего отношения (может искать в себе недостатки: нос, уши и т.д.). Формируются социальные установки, основы нравственности, мировоззрения.
Центральным личностным новообразованием является: «Чувство взрослости» и «Я-концепция». Это связано со стремлением к личностному совершенствованию (самопознание, самосовершенствование, самоутверждение).
Основная особенность этого возраста связана с половым созреванием и начинается пубертатным кризисом (11-15 лет).Это вызывает физические и физиологические изменения (гормоны роста и половые).
41. Подростковые сообщества и подростковая субкультура.
Дружба в подростковом возрасте имеет исключительное значение. Подростковые интересы, конфликты с родителями, общие взгляды «заставляет» подростка искать более тесное общение со сверстниками, которые переживают схожие проблемы, мыслят так же и готовы всегда выслушать и не осуждать. Как правило, друзья во многом схожи: одинаковый уровень успеваемости, сходный круг интересов — и, конечно, один пол. В подростковых сообществах имеется и свой стиль общения, свои лидеры (пользуется авторитетом). Лидеру характерно: уверенность в себе, неподверженность стрессам. Неспособность подростка занять приемлемый для себя статус в классе или другой группе может послужить причиной сильного психологического дискомфорта и расстройства.
Понятия «подростковая субкультура» введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Подростковая культура находится между 2-х культур: детская субкультура и взрослые отношения. В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, модель поведения, жизненный стиль, нормы, интересы, отношения, поведенческие традиции, мода. Подростковая субкультура – это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого. Подростковая субкультура очень изменчива - влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников. В современной культуре одной из форм стихийной социализации является средства массовой информации.
- 1. Возрастная психология в контексте психологии развития. Предмет возрастной психологии.
- 2. Методы исследования в возрастной психологии.
- 3. Задачи возрастной психологии. Основные направления исследований возрастной психологии.
- 4. История возникновения и становления детской и возрастной психологии. Исторические и научные предпосылки.
- 5. Отрасли современной психологии развития, её место в психологической науке и общегуманитарном знании.
- 6. Базовые определения развития. Основные свойства развития.
- 7. Биогенетические и социогенные концепции психического развития. Теория конвергенции двух факторов психического развития.
- 8. Культурно-историческая концепция психического развития л.С. Выготского.
- 9. Базовые определения развития. Виды и процессы развития.
- 10. Жизненный путь личности. Фазы жизненного пути.
- 11. Основные формы и сферы развития.
- 12. Закономерности психического развития.
- 13. Факторы развития.
- 14. Понятие цели развития и основные линии онтогенеза. Принципы развития.
- 15. Движущие силы, условия и источники развития.
- 16. Категория возраста в психологии развития. Виды возраста (сравнительная характеристика).
- 17. Возрастная периодизация. Принципы построения возрастной периодизации психического развития.
- 18. Современная периодизация психического развития взрослого человека.
- 19. Общая характеристика социализации взрослого человека. Виды социализации. Понятие неудачной социализации.
- 20. Зрелость личности как феномен возрастной психологии. Основные подходы к пониманию личностной зрелости.
- 21. Общая характеристика младшего школьного возраста. Готовность ребёнка к школе. Причины школьной дезадоптации.
- 22. Психологическая характеристика учебной деятельности младших школьников.
- 23. Психологический конфликт в педагогическом взаимодействии с младшими школьниками.
- 24.Умственное развитие младших школьников.
- 25. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
- 26. Развитие самосознания и самооценки младшего школьника.
- 27. Межличностное взаимодействие в младшего школьном возрасте.
- 28. Общая характеристика подросткового возраста. Пубертатный кризис.
- 29. Социальная ситуация жизни подростка.
- 30. Учебная деятельность в подростковом возрасте.
- 31. Умственное развитие подростков.
- 32. Развитие личности в подростковом возрасте. Центральное новообразование возраста.
- 33. Биогенные и социогенные факторы формирования акцентуаций характера в подростковом возрасте.
- 34. Виды акцентуаций характера и сопутствующие им типы увлечений подростков.
- 35. Проблема отклоняющегося поведения в подростничестве. Фактор неудачной социализации в формировании отклонений поведения и развития личности.
- 36. Отношения и общение подростков со взрослыми.
- 37. Личностная нестабильность и подростковые проблемы.
- 38. Чувство взрослости и тенденция к взрослости в подростковом возрасте.
- 39. Межличностное взаимодействие подростков со сверстниками.
- 40. Гендерная социализация в подростковом возрасте.
- 42. Психологический конфликт в подростковом возрасте. Основные типы поведения подростков в конфликте.
- 43. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
- 44. Психологическая сущность кризиса 17 лет.
- 45. Основные линии онтогенеза в юношеском возрасте.
- 46. Личностная и социальная идентичность в юношеском возрасте.
- 47. Стабилизация личности и самоопределение в юношеском возрасте.
- 49. Учебно-профессиональная деятельность в юношеском возрасте.
- 51. Межличностное взаимодействие в юношеском возрасте.
- 52. Дружба и любовь в юношеском возрасте.
- 53. Ценностные ориентации в структуре высших форм поведения личности в юношеском возрасте.
- 54. Общая характеристика возраста и основные линии онтогенеза в период ранней взрослости ( молодости).
- 55. Личностное развитие в ранней взрослости.
- 56. Психологические новообразования развития в период ранней взрослости .
- 57. Психологическая сущность кризиса 30 лет.
- 58. Профессиональное развитие в ранней взрослости.
- 59. Когнитивное развитие в ранней взрослости.
- 60. Особенности развития аффективной сферы в период ранней взрослости.
- 61. Особенности я – концепции в период ранней взрослости.
- 62. Общая характеристика возраста и основные линии онтогенеза в период зрелости.
- 63. Личностное развитие в период зрелости.
- 64. Я-концепция в период зрелости. Перемена ролей и ролевой конфликт.
- 65. Аффективная сфера в период зрелости.
- 66. Психологическая сущность кризиса 40 лет.
- 68. Мотивация достижения и мотивационный кризис в период зрелости.
- 70. Когнитивное развитие в период зрелости.
- 71. Межличностное взаимодействие в период зрелости.
- 72. Мотивация семейных отношений в период зрелости. Кризис семейных отношений.
- 73. Общая характеристика и основные линии онтогенеза в пожилом возрасте. Основные теории старения.
- 75. Когнитивная сфера в пожилом возрасте. Причины когнитивного спада.
- 76. Особенности личностного развития и межличностных отношений в пожилом возрасте.