logo search
GAK_-_2_chast

Принципы и методы гештальттерапии. Экзистенциальный принцип «здесь и сейчас».

Одним из наиболее популярных направлении современной психотерапии считается гештальттерапия, которая многими авто¬рами включается в гуманистическую психотерапию. Она возникла из гештальтпсихологии. Слово гештальт может быть переведено с немецкого языка и как целостный образ, и как конструкция, в та¬ком широком смысле оно и понимается. Гештальтпсихология, как и гештальттерапия, исходят из утвер¬ждения, что психология (и тем более психотерапия) должна зани¬маться не отдельными элементами личности, изолированными пси¬хическими процессами, факторами психологического воздействия, а рассматривать их в едином комплексе и взаимосвязи. В гештальттерапии нашли свое отражение многие теоретиче¬ские подходы и практические приемы не только из гештальтпси¬хологии, но и из психоанализа, телесной терапии, экзистенциаль¬ной терапии (о ней будет сказано позже). Однако это не просто механическое соединение различных идей и технических приемов, а достаточно стройная и обоснованная система, которая по праву считается самостоятельным направлением психотерапии. На Западе гештальттерапия оказалась наиболее распростра¬ненной среди непрофессиональных психотерапевтов. Ею в доста¬точно короткие сроки овладевают психологи, социальные работ¬ники, педагоги. Там она имеет, пожалуй, наиболее тесные связи с системой социальной работы. Автором гештальттерапии по праву считается Федерик (Фриц) Пёрлз (1893-1970). Вначале он увлекся психоанализом, но, рабо¬тая в госпитале с пациентами, перенесшими черепно-мозговые травмы и шоковые состояния, ощутил потребность в более дейст¬венной помощи им. Пёрлз отверг классический психоанализ (хотя оставил многие его рабочие элементы), считая ошибочными и неэффективными фрейдовские «копания» в ранних детских воспоминаниях. Пёрлз считал, что на человека и его психологические проблемы не столько влияют прошлые (и тем более ранние детские воспомина¬ния), сколько в первую очередь сегодняшние и в определенной мере ожидаемые события. Этот принцип работы с настоящим, а не с прошлым Пёрлз назвал «здесь и теперь». (Надо сказать, что этот принцип так или иначе присутствует и в бихевиоризме и даже в некоторых постфрейдистских школах психоанализа.) Здесь и теперь. При проведении работы с клиентом принцип «здесь и теперь» напоминает психотерапевту о важности постоянно возвращать внимание клиента к актуально переживаемой им ситуации, на¬страиваясь на предстоящую работу вместе с психотерапевтом на решение этой ситуации, а не на уход от нее в размышления о про¬шлом и будущем. Наряду с этим принципом гештальт отличает еще ряд принципиальных положений. Фигура и фон. Это уже упомянутый принцип целостности и фигуративности. Подчеркивая необходимости целостного восприятия, учет взаимо¬воздействия всех внутренних и внешних факторов, воздействующих на клиента, Пёрлз выделял в этой целостной картине фигуру и фон. Такой комплексный подход помогает объективнее оценить и каж¬дый из элементов гештальта, ибо то, что в отдельности выглядит недостатком, в комплексе может оказаться важным фактором пси¬хической адаптации и взаимодействия других элементов. Гештальттерапия видит свою задачу в том, чтобы разрушить у клиента порочный гештальт (неправильное, психотравмирующее восприятие себя и ситуации), а затем помочь самому сконструи¬ровать новый положительный гештальт. Фактически только сам клиент может выстроить новый, более позитивный с его точки зрения гештальт своей жизни. Часто в качестве наглядного примера различного гештальта восприятия одной и той же ситуации приводятся различные кар¬тинки, перевернув которые мы получаем совершенно противопо¬ложное выражение эмоций. Эти приемы подчеркивают, что наше восприятие весьма субъективно и часто зависит не от объекта, а от того, как мы на него смотрим. Другой важнейший принцип гештальттерапии - это принцип расширения сознания. Расширение сознания. Этот термин, так же как «здесь и теперь», получил распростране¬ние и в других видах психотерапии и даже в философии и педагогике. Сущность его состоит в том, чтобы позволить клиенту увидеть, казалось бы, неразрешимую ситуацию с другой стороны (или с разных сторон), и тем самым выход из нее. В более широком смысле расширение сознания позволяет человеку в целом взгля¬нуть по-другому на всю свою жизнь и на себя в этой жизни, увидеть не только пути преодоления препятствий, но и возможности более полной самореализации.

Часто приемы расширения сознания целенаправленно исполь¬зуются, чтобы поменять местами фигуру и фон, то есть фон (или его фрагменты) сделать фигурой (вывести на первый план, в центр внимания), а фигуру (неоправданно занимавшую центральное ме¬сто в сознании и мешавшую правильному видению ситуации) пе¬ревести в фон. Работа с противоположностями. Следующий принцип - работа с противоположностями. Наше восприятие «зашлаковано» штампами. Мы вольно или невольно относим людей и их поступки (включая наши собствен¬ные) к различным оценочным категориям типа «добрый - злой», «хороший - плохой», «полезный - вредный», «защищающийся -нападающий», «мы - они» и т.д. В гештальттерапию включены упражнения, которые позволя¬ют нам убедиться в необъективности наших оценок, а нередко и в их двойственности. Такая двойственность эмоционального вос¬приятия одного и того же человека, поступка, события в психоло¬гии называется амбивалентностью чувств. Амбивалентность чувств. Амбивалетность (двойственность) чувств - совсем не обяза¬тельно признак каких-либо психических отклонений. Это совер¬шенно нормальное свойство любого психически здорового чело¬века: так, при ревности мы можем одновременно любить и нена¬видеть. То же самое периодически может встречаться в отноше¬нии детей к родителям и родителей в отношении к детям, в отно¬шениях братьев и сестер и др. Или, например, человек, получив-ший помощь, может испытывать одновременно чувство благо¬дарности и чувство унижения. Возвращаясь в любимый дом из отпуска, мы можем в одно и то же время одновременно чувствовать и радость и грусть, что от¬пуск кончился. У любого выдающегося писателя, музыканта, художника, спорт¬смена, у любого профессионала, фанатично любящего свое дело, бывают моменты или даже полосы неудач или перенапряжения, когда он буквально с отвращением заставляет себя продолжать ра¬боту, но если его лишить этой работы, он станет еще несчастнее. А разве не бывает так, что мы радуемся чьему-то успеху, гор¬димся за этого человека (особенно если это наш близкий) и одно¬временно завидуем ему? Повторяю, все это нормальные для каждого человека периоди¬чески возникающие настроения, которые, как правило не создают нам серьезных проблем, по крайней мере таких, с которыми мы не можем справиться сами. Работа психотерапевта начинается там, где эта двойствен¬ность чувств становится «неотвязной», они вступают в мучаю¬щее человека противоречие, которое он самостоятельно разре¬шить не может. Пёрлз считает, что главная задача на этом этапе -помочь клиенту найти что-то «третье», лежащее где-то между этими мучительными для него эмоционально противоположными отношениями и примиряющее их. В идеальном случае может быть сформировано «третье отно¬шение», которое вообще «из другого измерения» и устраняет из сознания оба предыдущих крайних чувств (одновременной любви и ненависти, благодарности и униженности и т.п.). Последовательные фрейдисты видят в таком вытеснении из сознания травмирующих чувств причины усугубления невроза, но Пёрлз так не считает и приводит тому достаточно примеров из своей терапевтической практики. (Справедливости ради надо отметить, что выводы Фрейда также базируются на большом практическом опыте.) Пёрлз согласен с Фрейдом в том, что соз¬нание индивида имеет определенные механизмы защиты от стресса и других психологических проблем в виде различных форм ухода от них, необъективного восприятия, притупления чувствительности к ним и т.п. Однако он подчеркивает не толь¬ко негативную, но и активную приспособительную роль таких уходов, даже в бред и галлюцинации. Индивид неосознанно прекращает контакт с реальной, травмирующей его действи¬тельностью.

Негативным, по мнению Пёрлза, может считаться лишь такой «уход» (такая защита), который вместо того, чтобы охранять пси¬хику, лишь усугубляет проблему, уклоняясь от ее решения в само¬обман. Поэтому психотерапевт должен отличить нормальную за¬щиту (даже в виде самообмана) от негативной, усугубляющей невроз, и помогать клиенту освобождаться не от любой, а только от такой негативной защиты, которая мешает лучше понять себя и проблему. И лишь после этого начинается работа по решению проблемы, ставшей причиной невроза. Как известно, понятие психического здоровья весьма условно и имеет различные определения. В гештальттерапии состояние психического здоровья характе¬ризуется так называемой зрелостью. Можно сказать, что речь идет о социальной зрелости, которая далеко не всегда коррелиру¬ет с биологической и даже с тем, что в быту называют зрелым возрастом. Социальная зрелость характеризуется в первую оче¬редь реализмом отношения к себе, к другим, к окружающей действительности, способностью и готовностью нести ответствен-ность за свои поступки. Именно этого не хватает многим невротическим личностям, для которых типичен независимо от возраста «детский» уход от проблем, перекладывание ответственности за них и за выход из них на других людей и обстоятельства. А это, разумеется, не толь¬ко не решает проблемы, но и усугубляет ее. Важное условие обретения социальной зрелости - обретение индивидом с помощью психотерапевта поддержки в окружающем мире и нахождение такой поддержки в себе самом. Одним из признаков пробуждающейся зрелости можно считать готовность принять на самого себя определенный риск предпри¬нятая активных попыток самостоятельного (хотя и при консуль¬тативном руководстве психотерапевта) выхода из фрустрационного тупика. Мы помним, что фрустрационный тупик отличается от реального тупика тем, что данное положение не является объек¬тивно безвыходным, а лишь так воспринимается данным челове¬ком. Поэтому психотерапевт должен довести до сознания клиен¬та, что его тупик - фрустрационный, а не реальный, и что из него есть выходы, но они возможны только при решительности и ак¬тивности его самого. Это выходы к реальности восприятия себя и проблемы из того надуманного состояния, которое оправдывало уход от принятия собственных решений и действий. При этом те¬рапевт сводит свою поддержку к необходимому минимуму, посте¬пенно передавая все больше ответственности самому клиенту. Поддержка заключается главным образом в создании для клиен¬та (как в группе, так и в индивидуальной терапии) атмосферы ком¬форта, безопасности и в то же время благожелательной критично¬сти, не позволяющей уходить в самообман безвыходности от ре-альной ответственности за самого себя и решения своих проблем. Терапевтическое взаимодействие создает безопасную критиче¬скую ситуацию благодаря тому, что ситуация одновременно и ре¬альная, и модельная, а также благодаря формируемой в индиви¬дуальной терапии или в группе атмосфере безопасности, позво¬ляющей принимать рискованные решения.

Общие положения. Напомним, что основными понятиями гештальт-психологии, которая лежит в основе гештальт-терапии, являются: понятие о фигуре (гештальте) и фоне, осознание чувств, сосредоточенность на настоящем, борь¬ба противоположностей, функции защиты и такое поня¬тие, как зрелость (см. раздел Фредерик Перлс: гештальт-психология и гештальт-терапия). Исследования в области восприятия (опыты Келера и Коффки) показали, что наиболее важные и значимые для человека события занимают в его сознании центральное место (фигура, гештальт), а менее важная на данный момент информация отступает на задний план, образуя фон. В последующий момент фигура и фон могут поме¬няться местами. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом психической деятельно¬сти индивидуума, показателем его психического здо¬ровья. Понятие борьба противоположностей отражает борь¬бу между полярными сторонами нашего Я, между его потребностями и возможностями. Когда потребность не¬возможно удовлетворить, гештальт остается незавершен¬ным. Неотреагированная потребность в форме незавер¬шенного гештальта и является, по Перлсу, основной причиной невроза. Зрелость — это способность индивидуума выйти из трудной, тупиковой ситуации, полагаясь только на себя. Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и нейтрализовать, завершить ее, а в конечном итоге помочь человеку выйти из тупиковой ситуации. Таким образом, основной целью гештальт-терапии является пробуждение скрытых возможностей человека путем поощрения осознания своих потребностей и способствование продвижению его (пациента) по пути к зрелости. Если гештальт-терапия проводится в группе, то психотерапевт обычно работает с одним (реже с двумя) из участников. Остальные члены группы могут идентифици¬роваться с «работающим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обес¬печивать обратную связь. Доброволец, находящийся на «горячем месте», должен обязательно соблюдать принцип здесь и теперь и расска-зывать о содержании своего осознания. Психотерапевту не нужно интерпретировать рассказ добровольца, а лучше следовать за ним, всячески поддерживая в попытках осознать свои чувства и поведение. Техника гештальт-терапии. Гештальт-терапия включает следующие основ¬ные компоненты: • расширение осознания; • интеграция противоположностей; • усиление внимания к чувствам; • работа с мечтами (фантазией); • принятие ответственности на себя; • преодоление сопротивления. Расширение осознания. Используются упражнения, направленные на расширение осознания того, что входит в понятия внутренняя и внешняя зоны. Руководитель группы просит участника закрыть глаза и, соблюдая принцип здесь и теперь, сконцентрироваться на внутрен¬нем мире своего тела (см. упражнение 1). Свое осознание внутренней зоны участник начинает словами: «Сейчас я ощущаю...» и далее описывает свои ощущения, возника¬ющие на поверхности кожи, в мышцах, во внутренних органах и т. д. Затем участник получает задание открыть глаза и сфокусировать свое внимание на внешней зоне. Осознание окружающего мира также сопровождается словами: «Сейчас я осознаю...» и т. д. (идет информация об ощущениях, которые вызывают у пациента различные предметы, звуки, запахи и т. п.). Да1лее фокус внимания снова перемещается на внутреннюю зону, и так по оче¬реди. Вначале эти упражнения могут показаться искусст¬венными и нелепыми, но через некоторое время участни¬ки группы овладевают ими и без особого напряжения и сопротивления начинают работать со своими чувствами, поочередно фокусируясь то на внутренней, то на внешней зоне. Следует подчеркнуть, что информация о процессе осоз¬нания еще не есть осознание. Часто участники группы, особенно в начале ее формирования, не хотят говорить о некоторых своих переживаниях и ощущениях. Психоте¬рапевт в таких случаях не должен настаивать, но может помочь участнику вопросом, например, такого содержа¬ния: «Что ты чувствуешь именно (сейчас?» Участнику группы не обязательно рассказывать все о своих ощуще¬ниях, главное — научиться осознавать их. Можно провести некоторую аналогию процесса осо¬знания чувств при гештальт-терапии с медитацией. Медитаторы являются пассивными «наблюдателями» своих мыслей и чувств, они не прерывают их и не пытаются их осознать. Участники гештальт-группы, наоборот, задерживают свое внимайте на таких ощу¬щениях, как напряжение мышц спины, тяжесть одной ноги, лежащей на другой, и пр., и вслух рассказывают о своих ощущениях. Упражнения по осознанию можно продолжить, разде¬лившись на пары. «Сейчас я осознаю) твою улыбку, твои глаза. Они говорят мне о твоем теплом отношении ко мне...» и т. д. Важно при такого рода упражнениях научиться четко различать то, что реально имеет место, и то, что ты «представляешь» себе. Упражнения, направленные на расширение осозна¬ния, выполняются участником, находящимся на «горя¬чем месте» совместно с психотерапевтом. Пациент по¬лучает задание попробовать осознать ощущения, возни¬кающие у него во время дыхания, в определенной позе и т. п. Уже само задание заставляет участника действовать по принципу здесь и теперь: он начинает рассказывать о своих ощущениях во время вдоха и выдоха, о тяжести,возникающей в скрещенных на груди руках, и т. п. Психотерапевт не интерпретирует рассказ участника, но может усложнить процесс его осознания, спросив, напри¬мер: «Знаешь ли ты, в какой позе сейчас находишься?» или: «Знаешь ли ты, что сейчас улыбаешься?». По мере развития группового процесса такие вопросы могут зада¬вать пациенту на «горячем месте» и остальные участники группы. Интеграция противоположностей. Формирование и завершение гештальтов зависит от способности лич¬ности четко определять свои потребности и умение вступить в контакт со средой для того, чтобы удов¬летворить эти потребности. Контакт со средой во многом зависит, во-первых, от способности (умения) разграничивать окружающую среду и свое Я и, во-вторых, от способности (умения) разграничивать от¬дельные аспекты своего Я, например свои ощущения, их истинность и полярность. В диалектике существует закон единства и борьбы противоположностей. Он одинаково применим как к ок¬ружающей среде, так и к нашему внутреннему миру. В нас самих постоянно идет борьба двух или нескольких противоположных желаний и тенденций. В одном человеке часто сочетаются пассивность и агрессивность, конформность и независимость, рациона¬лизм и альтруизм, робость и смелость. Сочетание полярных качеств психики особенно харак¬терно для подросткового возраста. У подростков очень часто целеустремленность и настойчивость сочетаются с неустойчивостью и импульсивностью, повышенная само¬уверенность и безаппеляционность в суждениях ужива¬ются с легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении — с желанием уединиться, раз¬вязность — с застенчивостью, романтизм, мечтатель¬ность — с сухим рационализмом и циничностью, искрен¬няя нежность, ласковость — с черствостью, отчужден¬ностью, враждебностью и даже жестокостью (Сухарева, 1974; Личко, 1983; Кондрашенко, 1988). Борьба этих противоположных личностных качеств нередко формирует конфликт внутри нас самих. Для гештальт-терапевта важно, чтобы пациент осо¬знал свои противоречивые качества, а главное — осознал чувства, которые сопровождают борьбу этих противопо¬ложностей. С этой целью в гештальт-терапии используется ме¬тодика «двух стульев». Участник садится сначала на один стул и начинает описывать свои ощущения с позиции Нападающего, потом пересаживается на второй стул, стоящий напротив, и выступает уже с позиции Защищающегося. Нападающий обычно высказывает нравоучения, диктует своему оппоненту, что он «дол¬жен делать», как «должен себя вести», а Защищающий¬ся объясняет, что он «может сделать», как ему «хочется себя вести». Получается диалог, в котором пациент воссоздает конфликт между своими полярными ощущениями и старается осознать их. Когда эти полярные позиции внутреннего конфликта прочувствованы и осознаны, пациенту становится легче интегрировать их в своей личности. Хотя упражнение по методике «двух стульев» являет¬ся, по существу, индивидуальной работой на «горячем месте», исследование противоположностей в этом случае можно вести вместе с группой. Это бывает особенно полезно, когда между членами группы возникают меж¬личностные конфликты и когда они могут сами до конца осознать свои чувства и причины этих конфликтов. Усиление внимания к чувствам. Осознание своих чувств должно быть непрерывным, но многие люди пре¬рывают процесс осознания, как только дело доходит до неприятных переживаний, до тех чувств, которые паци¬ент избегает осознавать.

Так, женщина, которую оставил муж, охотно и про¬дуктивно осознает те чувства и переживания, которые реабилитируют ее в этой ситуации, а мужа делают винов¬ным в разводе. Но как только дело доходит до чувств противоположного порядка, процесс их осознания может прерваться. В подобных случаях психотерапевт должен помочь пациенту завершить незавершенный и травмирующий его гештальт. Это важно, во-первых, потому, что та энергия, которая тратится на сокрытие «неприятного» чувства, после его отреагирования может быть направлена на более продуктивные цели, и, во-вторых, это может прояснить противоположности, вовлеченные во внутренний конф¬ликт, и интегрировать их в единое целое. Иногда, для того чтобы легче осознать свои чувства, нужно усилить их или даже несколько утрировать, сделав более гротескными. В этом плане помогает методика «Разыгрывание ро¬лей». Участники по очереди разыгрывают роли, позволя¬ющие им полностью выразить свои реальные чувства. Когда человек говорит не от своего имени, а от имени своего «героя», ему всегда легче осознать и высказать свои сокровенные переживания. Психотерапевт должен обращать внимание не только на смысл слов, которые говорит участник упражнения «Разыгрывание ролей», но и на их мимику, жесты. Перлс справедливо считал, что полностью подавить наши стрем¬ления и чувства невозможно. Например, женщина, рас¬сказывая о своих конфликтных отношениях с мужем, бьет себя кулаком по бедру. Психотерапевт может попро¬сить женщину сыграть роль этого «кулачка» и от «его имени» выразить все свои чувства: злость, гнев, собствен¬ную вину... «Язык тела, — подчеркивает Кьелл Рудестам, — не является единственным видом невербального поведения, позволяющим вплотную изучить эмоции». (Рудестам, 1990). Свои чувства пациент может выразить через рисунок, песню, танец и т. п. Работа с мечтами (фантазией). Фредерик Перлс считал, что фантазии представляют собой наиболее спонтанную продукцию, которая несет в себе уни¬кальную информацию, те фрагменты нашего Я, ко¬торые при обычном рассказе подавляются или от которых мы отказываемся. При гештальт-терапии фантазии не анализируются и не интерпретируются психотерапевтом. Пациент сам ис¬следует свои фантазии. Работа эта включает в себя как минимум два компонента: 1) перенос мечты на реальную почву; 2) идентификацию мечты со своей личностью. Перенос фантазии на реальную почву облегчается, если участник группы получает задание описать свою мечту в настоящем времени. Перлс считал, что каждый фрагмент мечты представляет собой отчужденный фраг¬мент собственной личности. Для того чтобы вновь «присвоить» их себе, индивидуум должен идентифицировать объект мечты со своей личностью. Другим вариантом этого упражнения является прора¬ботка отдельных фрагментов фантазии. Перлс полагал, что в гештальт-терапии нет необходимости работать со всей фантазией, достаточно отдельного ее фрагмента. Если содержанием фантазии является спор, дискус¬сия, обсуждение противоположных точек зрения или чувств, то в этом случае может быть использована мето¬дика «двух стульев». Участник «разыгрывает» одну край¬нюю позицию фантазии, а потом вторую. Исследуя и осознавая эти крайние позиции, индивидуум далее может объединить их в одно целое. Принятие ответственности на себя. Сторонники геш¬тальт-терапии считают, что причиной невроза часто яв¬ляется неспособность индивидуума полностью принять на себя ответственность за свои чувства, мысли и поступки, иными словами, неспособность принять ответственность за свое Я. Люди очень часто склонны перекладывать ответствен¬ность за свои негативные поступки и чувства на других: «Я пью потому, что такая напряженная жизнь»; «Я из¬меняю тебе потому, что ты допекаешь меня своей ревно¬стью» и т. п. Многие из них искренне считают, что в их пороках и неудачах виноваты не они сами, а другие люди или обстоятельства. Тенденцию избегать принятия ответственности за са¬мих себя и делать ответственными за свои чувства и поступки других людей Перлс называл «дырами в лично¬сти». Согласно Перлсу, человек проецирует неприятные для него чувства вовне только тогда, когда не в состоянии осознать их в самом себе. В подобных случаях психотера¬певт не спешит соглашаться с участником группы в его доводах и не спешит оказывать ему поддержку в его сетованиях на судьбу. Наоборот, отказывая в поддержке и фрустрируя таким образом, он заставляет пациента выискивать ресурсы внутри себя и, следовательно, при¬нимать ответственность за свои чувства и поступки на себя. Преодоление сопротивления. В гештальт-терапии со¬противлением обозначается такая ситуация, при которой участник группы не выполняет те упражнения, которые предлагает ему терапевт (Latner, 1973). Но гештальт-терапевты в отличие от аналитиков не рассматривают со-противление в качестве барьера, который нужно обяза¬тельно разрушить и преодолеть. Перлс рассматривает сопротивление прежде всего как нежелание индивидуума осознать свои негативные чувства. Целью же гештальттерапевта является преобразование сопротивления в про¬цессе осознания самого себя. Сопротивление может проявляться в мышечном на¬пряжении, неестественной позе, изменении голоса и т. п. В таких случаях терапевт может задать пациенту вопрос: «Слышишь ли ты, как изменился твой голос?» или «Можешь ли ты сейчас ощутить свою позу?». Нежелание переживать болезненные чувства может проявляться и в изменении дыхания: оно становится поверхностным, не¬ритмичным. В подобных случаях психотерапевт просит пациента дышать глубже и ритмичнее, а когда дыхание нормализуется, попытаться все-таки рассказать о своих истинных переживаниях. Таким образом, гештальт-терапия не пытается разру¬шить сопротивление; она ориентирована на формирова¬ние у пациента понимания того, что это сопротивление как раз и скрывает те чувства, которые он избегает осознать и которые особенно нуждаются в осознании.