logo
GAK_-_2_chast

Судебно-психологическая экспертиза о праве на воспитание детей.

Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, относятся к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний. Одна из главных причин этого — обилие социально-оценочных норм, где необ­ходимыми компонентами содержания выступают психологические элементы. При рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, больше всего до­пускается ошибок. Связаны они чаще всего с неустановлением всех необходимых обстоятельств по делу, с неполнотой доказательственного материала. В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей можно отнести следующие категории дел: о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ); о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей как при расторжении брака, так и независимо от решения данного вопроса (ст. 65 СК РФ); об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч. 2 п. 2 ст. 66 СК РФ); о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК РФ); о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ); об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ст. 73 СК РФ); об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ); об отмене усыновления (ст. ст. 140, 141 СК РФ); об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком бабушки, дедушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства (ст. 67 п. 3 СК РФ). Вышеперечисленные категории дел объединяются общей це­лью: защитой прав и интересов несовершеннолетних детей в родительских правоотношениях. С процессуальной точки зрения эти дела роднит и то обстоятельство, что в большинстве случаев законодатель в качестве критерия для определения последствий, которые указаны в той или иной норме права, называет интересы ребенка (ст. ст. 65, 66, 67, 68, 76, 131, 141 СК РФ). Суд при рассмотрении возникшего спора также руководствуется интересами ребенка. Таким образом, в предмет доказывания по всем категориям споров о праве на воспитание детей входит установление того факта, будет ли отвечать интересам детей то или иное действие (передача ребенка от одного родителя к другому, определение места проживания ребенка с конкретным родителем, лишение родительских прав, отмена усыновления и пр). Это факт мате­риально-правового характера. Однако решение вопроса о том, какие конкретные обстоятельства необходимо установить, чтобы констатировать соответствие или несоответствие поведения определенных лиц интересам ребенка, отдано на усмотрение суда и на практике вызывает немалые трудности. Самой распространенной судебной ошибкой при рассмотрении подобных дел является невыясненность всех необходимых обстоятельств, вынесение судебного решения на основе непроверенных и недостаточных доказательств, что влечет необоснованность решения. Чтобы такого не происходило, в постановлениях пленума суда высшей инстанции назван примерный перечень наиболее типичных обстоятельств, которые необходимо устанавливать при рассмотрении спора о праве на воспитание детей. К числу таких обстоятельств относятся: конкретные условия воспитания, а не только материального содержания детей; их возраст, особенности развития; характер взаимоотношений родителей (и) или фактических воспитателей (между собой и каждого из них с ребенком); отношение детей к родителям (фактическим воспитателям); положительное или отрицательное воздействие родителей (и) или фактических воспитателей на развитие детей, а также личных качеств родителей на личную привязанность ребенка. Если спор о праве на воспитание детей возник в связи с расторжением брака, то следует обратить внимание на причины семейного конфликта, что может быть важным для правильного определения места проживания ребенка с учетом его интересов. Вышеуказанные обстоятельства являются психологическими, которые невозможно профессионально определить исходя только из жизненного опыта. В данном случае необходимо применение специальных знаний. Следует выделить типичные обстоятельства материально-правового характера, имеющие психологическое содержание, которые подлежат установлению судом по конкретным категориям дел, а именно: а) влияние поведения родителей (воспитателей) на психическое состояние и развитие детей (п. 3 ст. 65, п. 3 ст. 67, ст. ст. 66, 68, 73, 76, 141 СК РФ); б) степень привязанности ребенка к родителям (воспитателям) с учетом особенностей психического развития детей и их возраста (те же ст. СК РФ); в) учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жительства (ст. 57 СК РФ); г) при возбуждении дела по ст. 69 СК РФ (решение вопроса о лишении родительских прав) — уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми. Чтобы квалифицировать поведение родителей, уклоняющихся от выполнения родительских обязанностей, надо как минимум знать мотивацию их поведения. Установить, оказывают ли родители вредное влияние на детей, можно лишь зная о личностных особенностях каждого из родителей, психологических особенностях формирующейся личности ребенка, об особенностях восприятия им поведения родителей, степени влияния типичного поведения родителей на формирование у ребенка определенных установок, доминант пове­дения, личностных ценностей. Все это является сферой психолога-эксперта. Зарубежные специалисты приходят к выводу о необходимости назначения в подобных ситуациях судебно-психологической экспертизы. В каждом конкретном случае необходимость СПЭ должна обусловливаться наличием для этого общего и специального оснований. Чаще всего экспертиза может быть назначена в отношении родителей (одного из них) или фактических воспитателей, а также по поводу психологического анализа ситуации (семейного конфликта). Выявляются такие обстоятельства психологической природы, которые способны играть роль доказательств при установлении судом способности названных субъектов к осознанному и соответствующему интересам детей осуществлению ими своих родительских прав и обязанностей, к надлежащему воспитанию детей. Могут быть значимы: индивидуально-личностные особенности родителей (в познавательной, эмоциональной, волевой сферах); установки и доминанты поведения (особенно действующие в конфликтных ситуациях, типичные способы разрешения конфликтов); основные мотивационные линии поведения в семье; структура потребностей и социальных ценностей; выявление истинных и мнимых причин семейного конфликта. Возможны случаи, когда названные факторы искажаются под воздействием психического заболевания, тогда необходимо назначение комплексной экспертизы (но лишь при наличии у суда обоснованного сомнения в психическом здоровье родителей или фактических воспитателей). При этом назначается экспертиза по дифференцированному определению психологических особенностей личности и по выявлению основных мотивационных линий личности и их структуры. Другой распространенный в делах по спорам о детях вид экспертизы — психологический анализ семейной ситуации.