logo
GAK_-_2_chast

Диагностический процесс в работе клинического психолога: подходы и компоненты.

Оценка психического состояния. У врача и психолога есть два пути оценки психического состояния клиента, оба из которых являются исключительно субъективными: а) представление себя на месте другого (вчувствование, достигаемое через перечисление ряда внешних признаков психического состояния); б) рассмотрение условий, в которых эти признаки оказываются связанными между собой в определенной последовательности. Для разграничения психологических феноменом и психопатологических процессов важно обнаружить логику, по которой пациентом строятся причинно-следственные связи в предметном сознании (как он видит реальность) и между предметным сознанием и самосознанием (что считает необходимым делать в так понимаемой реальности). Курт Шнайдер вывел первый принцип разграничения: «Психопатологическим симптомом признается лишь то, что может быть доказано таковым. Доказательство строится на основе общепринятых законов логики (закон тождества, закон достаточного основания, закон исключенного третьего) с применением критерия достоверности (убедительности) и вероятности; с применением рассуждения по аналогии. Существенным в доказательстве будет не нелепость утверждения, а распределение спектра вероятности правильности умозаключения пациента на основании имеющихся фактов и социокультурных условий.

Всегда необходимо сравнивать две логики: внешнюю логику поведения пациента и логику объяснения этого поведения самим пациентом. Тогда перед психологом ставится одна задача: доказать, на основании каких признаков он признаёт субъективную логику пациента идущей вразрез с внешней логикой объяснения поведения. Для разрешения этой задачи используется модель дедуктивно-логических объяснений событий. Объяснение событий должно удовлетворять т.н. условиям адекватности: аргументы (основания, на которые опирается психолог или пациент), объясняющие состояние и поведение пациента, должны быть логически корректны (т.е. не должны нарушать формальных законов логики); события, описываемые пациентом, должны иметь эмпирическое содержание (или быть вероятными событиями при определенных допустимых обстоятельствах; степень вероятности в клинической психологии часто определяется по принципу аналогии – событие тем вероятнее, чем больше сходства видит психолог в том, о чем рассказывает пациент, с тем, что бывает с большинством других людей, а также с тем, что ему уже известно о рассказываемых вещах); утверждения пациента должны быть убедительно доказаны. «Узкие места»: В клинической практике трудно найти людей, утверждения которых могли бы удовлетворять последнему требованию - убедительности. Кроме того, серьезным ограничением является указание на то, что оценка адекватности привязана к наличному знанию о каких-то вещах, поскольку знание часто является неполным и постоянно изменяемым, конструируемым (т.е. ситуативно-условным, а не абсолютным). К. Ясперс предлагает выделять дополнительные разграничивающие признаки: - наличие явно привлекающих внимание характеристик поведения и личности пациента (вычурность, демонстративность, эксцентричность); - внезапность их появления в относительно короткий период времени (при этом подобные характеристики ранее в личности и поведении человека не присутствовали); - появление дополнительных позитивных или негативных продуктов психической деятельности, а также соматических явлений, которые сопровождаются различными необычными толкованиями; - снижение уровня критичности (частичная, отсроченная, вплоть до отсутствия). Природа расстройств. В соответствии с биопсихосоциальной моделью болезни, большинство психических и поведенческих расстройств имеют многофакторную природу. Даже если ведущей причиной возникновения расстройства выступает одна четко доказанная биологическая причина (например, генетическая аномалия), то за актуальное психологическое состояние конкретного больного все равно отвечает целая цепочка обстоятельств, накладывающихся на определенную природой индивидуальную особенность механизмов психической деятельности в процессе его личностного развития. По этой причине в современной клинической психологии принято обращать внимание на условия возникновения психических расстройств и нарушений поведения, в которых может сочетаться действие разных факторов: генетических (наследственных), биохимических, нейрофизиологических, психофизиологических, личностных, социально-психологических, социологических. Диагностический процесс. Цель клинико-психологического исследования – дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи. Основными задачами проведения клинико-психологического исследования (с позиции медицины) являются: 1. дифференциальная диагностика нарушений психической деятельности, 2. анализ структуры и установление степени психических нарушений, 3. определение уровня психического развития пациента, 4. определение характеристик его/ее личности, 5. оценка динамики психических нарушений во времени, 6. решение экспертных задач. Диагностический процесс – это процесс различения нормы и патологии - проводится через анализ различной информации о развитии и жизни человека с целью сделать выводы о природе и причинах имеющейся проблемы - завершается постановкой диагноза – определением характера расстройства. Следует различать медицинский и клинико-психологический диагноз. Медицинский диагноз фокусируется на формальном отнесении видимой психологической проблемы к конкретной таксономической единице – наиболее подходящему названию, включенному в принятую систему классификации. Правильное определение названия расстройства автоматически предопределяет возможный круг его причин и соответствующее воздействие на них посредством специфического лечения. Клинико-психологический диагноз представляет собой психологический анализ проблемы (оценка поведения, психических функций и эмоций, состояния личности и внешних обстоятельств нарушения). Фактически клинико-психологический диагноз представляет не просто правильное распознавание и выбор подходящего названия расстройству, а описание особенностей поведения, мыслей и чувств, характерных для того или иного психического расстройства у конкретного человека. Клинико-психологическая диагностика - компоненты: - описание проблемы или расстройства (главные и сопутствующие признаки; степень выраженности – продолжительность, интенсивность, частота возникновения и глубина проблемы; обстоятельства, при которых происходит возникновение или обострение патологического состояния); - формальная классификация проблемы или расстройства (определение типа); - объяснение возможных причин и условий возникновения проблемы или расстройства; - прогноз развития проблемы или расстройства (формулирование предположений о развитии патологического состояния в определенных обстоятельствах); - общая психологическая оценка (позволяет составить дальнейший план действий и затем оценить их эффективность в процессе сравнения оценки до начала и после окончания терапевтических воздействий). В диагностике можно выделить два противоположных подхода: объясняющий и понимающий. Объясняющий связан с нозологической парадигмой клиническо-психологической диагностики. Понимающий – с описательно-феноменологической. В нозологической парадигме психолог опирается на общие выводы, применимые к широким группам людей. В описательно-феноменологической парадигме психолог делает акцент на уникальной ситуации развития конкретного ребенка или семьи. Нозологический принцип. Ведущий нозологический принцип диагностики - принцип объяснения, который основывается на понятности или непонятности для стороннего наблюдателя (психолога или врача) поведения человека и особенностей его психической деятельности. Основной акцент в нозологически ориентированной клинико-психологической диагностике делается на различении отдельных признаков расстройства и определении их связи с патологическим процессом. Патологические признаки обозначаются с помощью системы симптомов. Использование понятий симптома и синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализованно, поскольку раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, что важно для распознавания сущности нарушения. Описательно-феноменологическая парадигма. Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования не придерживается четкого разграничения нормальной и нарушенной психической деятельности (или поведения). Здесь существенное значение для диагностики имеют целостные субъективные переживания пациента и его собственные трактовки своего состояния. Феноменологически ориентированное клинико-психологическое исследование опирается на четыре основных принципа: 1. принцип понимания, 2. принцип воздержания от суждения, 3. принцип беспристрастности и точности описания, 4. принцип контекстуальности. 1. Принцип понимания предполагает анализ субъективного смысла, который пациент вкладывает в те или иные феномены, которые нам кажутся странными, ненормальными. Ведь один и тот же внешний феномен после акта понимания может быть назван аутизмом либо интраверсией; амбивалентностью либо нерешительностью; резонерством или демагогией. 2. Принцип воздержания от суждения предполагает, что необходимо абстрагироваться от синдромального мышления и не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в нозологические рамки. 3. Принцип беспристрастности и точности описания заключается в требовании исключить любые присущие диагносту субъективные интерпретации состояния пациента с позиций собственного жизненного опыта, моральных установок и прочих оценочных категорий. А также он предполагает тщательный подбор слов для описания состояния пациента. 4. Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя. Контекстуальность позволяет определить место, адекватность условиям и меру осознания пациентом того или иного психического феномена. Клинико-психологическое исследование. Существует четыре метода клинико-психологического исследования: беседа (интервью), эксперимент, наблюдение за поведением пациента, анализ истории жизни (сбор анамнеза). От обычного расспроса интервью отличается тем, что оно имеет направленный диалогический характер и направлено не только на идентификацию явно предъявляемых признаков патологии, но и на распознавание скрытых признаков, а также на более точное понимание существа проблемы. Принципы клинико-психологического интервью: однозначность и точность вопросов; доступность; проверяемость и адекватность; беспристрастность.