Эффективность консультативного процесса. Факторы, снижающие и повышающие успешность консультативного процесса.
Вопрос о том, что является результатом консультационной деятельности и каковы критерии ее эффективности, является самым спорным вопросом в профессиональных кругах консультантов. Как указывают Лузин А.Е. и Озира В.Ю., основная причина этого "заключается в специфике статуса консультантов и особенностях предоставляемых ими услуг" (Лузин, Озира 1975, с.41). Главная трудность количественной оценки труда консультантов связана с практической невозможностью отделить вклад консультантов от вклада, внесенного работниками самой клиентной организации. Сложность оценки деятельности консультанта заключается и в том, что "зерна, посеянные консультантами, дают всходы не сразу" (Лузин, Озира, 1975, с.43). Данное представление разделяют и западные ОР-консультанты, так Френч и Белл пишут: "оценка программ ОР сложна и трудновыполнима, выявление влияния отдельных вмешательств заведомо трудновыполнимая грандиозная задача" (French W.L., Bell C.H., 1981, p. 226). Под эффективностью деятельности будем понимать соотношение результатов и целей деятельности с учетом потраченных на получение результатов ресурсов. То есть для того, чтобы определить насколько эффективна деятельность, необходимо выделить три составляющие деятельности: цель, издержки (потраченное время, денежные ресурсы, интеллектуальный продукт, необходимый уровень мастерства), результат. Выделим следующие уровни эффективности консультационной деятельности (на основании различных уже существующих классификаций (Маркова А.К., Кузьмина Н.В.), а также с учетом специфики ОР-консультирования): Неэффективная - нет положительного результата в заданном направлении или имеется некоторый благоприятный эффект, однако он сопровождается более значительными и неоправданными издержками материального, трудового, временного и духовного порядка. Малоэффективная - есть положительный результат, но он значительно ниже ожидаемого или связан с большими издержками, недостаточно оправданными с точки зрения современного уровня. Среднеэффективная - в основном достигнут намеченный результат. Высокоэффективная - максимальный положительный эффект при минимальных издержках. На эффективность работы консультанта в значительной степени влияют "отношения, которые у него складываются с клиентом. В частности, предполагается обязательное активное участие клиента в этой работе и его доверие консультанту. Успех консультанта также в сильной степени зависит от его квалификации, практических методов работы и от тех ролей, которые выполняет консультант" (Земко А.Е., 1994, с.21). В качестве показателей, критериев успешности работы консультантов обычно выделяют следующие: - организация-клиент вновь (повторно) обратилась к услугам консультанта; - консультантам удалось стимулировать новые идеи у персонала организации-клиента; - затраты на консультантов не вышли за пределы запланированных; - рекомендации оказались приемлемыми; - субъективная удовлетворенность клиентов и консультантов от совместной работы. Мы классифицировали критерии эффективности следующим образом: - оценка консультационного процесса с точки зрения клиента (удовлетворение требований клиента; развитие клиента; успехи клиента в профессиональной деятельности; оценка клиента - мы использовали это так-то и достигли того-то; одобрение работы клиентом, удовлетворение; у клиента появилось желание работать дальше, с консультантом или без него; клиент говорит о том, что произошло какое-то изменение; повторное приглашение; и др.); - оценка консультационного процесса с точки зрения профессионального сообщества, коллег-консультантов (оценка профессионального сообщества; репутация в профессиональной среде, среди коллег; оценка руководителя проекта и др.); - оценка консультационного процесса с точки зрения самого консультанта (ощущение внутренней удовлетворенности); - оценка объективных показателей деятельности, которую может провести как клиент, так и консультант. Это может быть определенное повышение объема продаж, определенное снижение издержек, определенное повышение рентабельности, снижение количества претензий со стороны клиентов Заказчика, увеличение удовлетворенности трудом персонала Заказчика, регламентация деятельности, создание и внедрение новых документов (форм, бланков), повышение профессионального уровня персонала Заказчика, устранение напряженности и т.д. Что-то из перечисленного может быть измерено в цифрах, что-то оценивается экспертным путем на основе заранее заданных критериев. Итак, результатом консультационной деятельности являются не только объективные изменения, происходящие в организации, но и субъективная удовлетворенность всех участников консультационного процесса: и клиента, и консультанта. Удовлетворенность определяется, прежде всего, соответствием ожиданий от консультационного процесса полученным результатам.
- Часть 2. Клиническая психология
- Клиническая психология как научная дисциплина. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
- Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.
- Нейропсихология как раздел клинической психологии. Предмет, задачи, области применения.
- Современные представления о системной организации впф и мозговых механизмах познавательной деятельности. Три функциональных блока мозга (по а.Р. Лурия).
- Нейропсихологическая диагностика: основные принципы и методология исследований высших психических функций при очаговых поражениях мозга.
- Агнозии: классификация и общие мозговые механизмы, связанные с морфофункциональной организацией анализаторных систем мозга.
- Нарушения речи: афазии и дизартрии, дифференциальная диагностика. Классификации афазий и принципы их диагностики в зависимости от тяжести поражения мозга.
- Соотношения общемозговых и локальных синдромов в топической диагностике мозговых поражений.
- Патопсихология как раздел клинической психологии. Задачи, проблемы.
- Особенности и задачи патопсихологического исследования.
- Основные концепции возникновения и развития психосоматических расстройств.
- Механизмы возникновения психосоматических расстройств.
- Роль личности в происхождении психосоматических расстройств.
- Психологические особенности семей с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами. Роль семьи в профилактике психосоматических расстройств у детей.
- Соматогенные нервно-психические и соматизированные расстройства.
- Внутренняя картина болезни соматического больного. Типы отношения к болезни. Факторы, участвующие в формировании внутренней картины болезни.
- Психосоматические расстройства в младенческом и раннем детском возрасте.
- Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры).
- Эмоциональный стресс и механизмы его развития.
- Понятие психогении и ее значение для психологии и медицины. Систематика неврозов.
- Роль преморбидных особенностей личности и условий воспитания для возникновения невротических расстройств.
- Невроз как болезнь личности. Патогенетическая концепция неврозов в.Н. Мясищева.
- Психотерапия: определение, классификации, цели.
- Понятие стратегии и тактики в психотерапии. Патогенетическая и симптоматическая психотерапия.
- Основные направления психотерапии.
- Принципы и методы организации психотерапевтического процесса. Варианты взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Качества и навыки, необходимые психотерапевту. Профессиональный этический кодекс терапевта.
- Базовые понятия психоанализа и основные методы психоаналитической терапии.
- Анализ феноменов переноса, контрпереноса и сопротивления в динамике терапевтического процесса.
- Основные теоретические и методологические положения когнитивно-поведенческой терапии.
- Основные положения клиенто-центрированной терапии Роджерса, условия обеспечения личностного роста.
- Принципы и методы гештальттерапии. Экзистенциальный принцип «здесь и сейчас».
- Теоретические основы и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
- Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
- Роль и задачи психолога в судебно-психологической экспертизе.
- Психологическое консультирование. Определение, цели, задачи, виды. Место психологического консультирования среди видов психологической помощи. Личность консультанта, этика консультирования.
- Психологическая консультация как организационная структура. Требования к оформлению помещения, обязанности консультанта. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий.
- Эффективность консультативного процесса. Факторы, снижающие и повышающие успешность консультативного процесса.
- Этапы психологического консультирования. Техники и процедуры консультирования. Особенности психодиагностики в процессе консультирования.
- Специфика консультативного процесса в зависимости от возраста, культуральных и эмоциональных особенностей клиента.
- Мотивационное интервью. Цели, этапы. Транстеоретическая модель изменений Прохаски и Ди Клименте.
- Психология влияния. Механизмы влияния, виды. Способы противостояния негативному воздействию.
- Аддиктивное поведение. Определение, виды, этапы развития.
- Модели формирования аддиктивного поведения. Этапы формирования химических зависимостей (алкогольная, наркотическая зависимости).
- Профилактика аддиктивного поведения (первичная, вторичная, третичная). Виды реабилитации. Психологическая помощь созависимым.
- Девиантное поведение. Определение, классификации, критерии девиантного поведения.
- Нарративная психотерапия.
- Постмодернизм и его роль в современных психотерапевтических подходах.
- Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования.
- Концепция «стресс-диатез» в пограничных психических расстройствах.
- Феноменологический подход в работе психолога с пациентом. Языковая проблематизация и деконструкция.
- Современное понимание идентичности как центра самоорганизации и сохранения психического здоровья.
- Индивидуальный нарратив как источник и воплощение невротического состояния.
- Негативная и позитивная диагностика неврозов, концепция неврозов по в.Н. Мясищеву.
- Этиологические концепции невротических расстройств.
- Понятие о неврозоподобных состояниях различной этиологии.
- Субъективные психологические реальности как возможная основа для срыва психической саморегуляции.
- Пограничный уровень психической патологии. Диагностические критерии.
- Диагностический процесс в работе клинического психолога: подходы и компоненты.
- Роль психологической модели дискурса для понимания пациента, существующих у него проблем и эффективного психокоррекционного воздействия.
- Нехимические аддикции: виды, этапы формирования, клинико-психологические особенности.
- Гэмблинг: особенности вовлечения, развития, психологическая коррекция.
- Компьютерная и интернет зависимости: причины, этапы формирования и клиническая картина.
- Нарушения мышления при эндогенных расстройствах. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения памяти и внимания. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики.
- Нарушения интеллекта: возрастные особенности, методы диагностики.
- Нарушения сознания: классификация, особенности проявлений.
- Судебно-психологическая экспертиза по половым преступлениям.
- Судебно-психологическая экспертиза состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза о праве на воспитание детей.
- Взаимодействие эксперта-психолога и эксперта-психиатра при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз.
- Организация проведения психологического исследования и структура написания психологического заключения.