Клиническая психология как научная дисциплина. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
Ряд ученых считают, что клиническая психология = медицинская психология, а ряд ученых считает, что есть медицинская, а уже в нее входят клиническая, психосоматика (врач-пациент). Медицинская психология находится на стыке психологии и медицины и возникла по запросу медицины. Предмет медицинской психологии – особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики, оптимизации лечения, укрепления и сохранения здоровья. Цели медицинской психологии: 1. Изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение (психотравмирующие обстояьельства, психические особенности пациента); 2. Изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение психических проявлений различных болезней в их динамике; 3. Изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; 4. Разработка принциов и методов психологического исследования в клинике; 5. Создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях (метод психотерапии). Задачи медицинского психолога на рабочем месте (прикладная часть): 1. Участие в патогенетической и дифференциальной диагностике различных болезней. Патогенетическая диагностика направлена на выявление причин болезни, а дифференциальная – на выявление специфических признаков. Работа в психиатрических клиниках и психоневрологических диспансерах. 2. Анализ структуры и установление степени психических нарушений. Работа в нейрохирургических клиниках. 3. Диагностика психического развития и выбор пути общеобразовательного и трудового обучения и переобучения. 4. Изучение личности больного и системы её отношений. 5. Оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности лечения. Работа с неврологическими больными. 6. Решение экспертных задач. 7. Участие в психологической коррекции, в психотерапии и реабилитации. 8. Психологическая профилактика нервно-психических нарушений. 9. Работа с родственниками больных. Взаимосвязь медицинской психологии с другими науками. Медицнская психология включает знания: общая психология (включая психологию личности); психология развития (возрастная психология); учение о неврозах (неврозология); психиатрия (включая наркологию); неврология; учение о внутренних болезнях; педагогика. Основные разделы медицинской психологии. 1. Патопсихология – исторически первая отрасль медицинской психологии – дисциплина на стыке психиатрии, неврологии и психологии. Основоположники: Бехтерев и Зейгарник. Изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности у душевнобольных в сопоставлении закономерностей формирования и протекания психических процессов в норме. Психопатология – раздел психиатрии, который содержит описание болезненных нарушений психики при различных душевных заболеваниях. Патопсихология – раздел медицинской психологии, которые изучает все эти болезненные нарушения с помощью экспериментально-психологических методов. 2. Нейропсихология – дисциплина на стыке нейрохирургии, неврологии, психологии. Изучает мозговые основы психической деятельности с помощью специальных нейропсихологических методов диагностики локальных поражений ГМ. Не только, что нарушено, но и о каком поражении мозга говорит данное нарушение психической функции. 3. Психологические основы психотерапии –дисциплина на стыке учения о неврозах (неврозологии), психиатрии и психологии. Невроз – обратимое нервно-психическое расстройство, которое возникает под влиянием психологических причин. Эта отрасль изучает методы помощи больному психологического порядка – как можно лечить человека с помощью внушения, убеждения, беседы – словестных воздействия. Психотерапия – беседы между терапевтом и клиентом, которые направлены на осознание клиентом его проблем и изменения неэффективно стиля поведения. Психотерапия всегда связана с реабилитацией, т.е. системной деятельностью, направленной не только на восстановление психического и физического здоровья, но также на восстановление личностного и социального статуса человека. В настоящее время психотерапия имеет широкое применение: психические расстройства, психосоматические больные, здоровые люди с временными жизненными затруднениями. По сути – это выявление, изучение и ликвидация психотравмирующей ситуации. 4. Медицинская психология соматического больного – на стыке учения о внутренних болезнях, психиатрии и психологии. Можно выделить два раздела: 1) исследование природы, методов лечния и предупреждения психосоматических расстройств. Психосоматические расстройства – болезни внутренних органов, которые возникают в том числе и под влиянием психических факторов, их течение и тяжесть также связана с психологическими причинами. К ним традиционно относят: нейродермит, бронхиальную астму, язву желудка и 12перстной кишки, гипертоническую брлезнь, полиартрит и др. Выраженность и течение этих болезней связано с психологическими аспектами. 2) исследование изменений психики у больных с другими соматическими заболеваниями. Изменение психики у беременных, рожениц, женщин после родов, изменение психики у людей с нарушениями слуха, зрения, с повреждениями лица, хирургических больных, у людей с неизлечимыми заболеваниями, умирающих больных, у людей с сексуальными нарушениями и т.д. 5. Возрастная медицинская психология. Делится на медицинскую психологию детского, подросткового и старческого возраста. Детская медицинская психология изучает нарушения психического развития у детей. Выделяют 6 вариантов нарушений: 1. Психическое недоразвитие. При грубых повреждениях ГМ на ранних этапах развития ребенка. Как следствие не формируются те зоны мозга, которые отвечают за ВПФ (умственная отсталость). 2. ЗПР. Замедление психического развития ребенка по сравнению с возрастной нормой. 3. Поврежденное психическое развитие. Нарушение психического развития ребенка в результате травмы или болезни ГМ после 3 лет (органичеякая деменция). 4. Дефицитарное психическое недоразвитие. Это развитие детей в условиях дефицита какой-то системы организма. В усовиях дефицита зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. 5. Искаженное психическое развитие. Развитие детей, которые с детства страдают психическими расстройствами. У них искажено представление о мире и о себе. Они неадекватно отражают и оценивают (РДА). 6. Дисгармоничное психическое развитие. Нарушение нормального развития ребенка под влиянием неправильного воспитания в семье. Нарушение развития личности. Подростковая медицинская психология изучает нарушения поведения у подростков. В подростковом возрасте формируется характер. Акцентуация характера – крайний вариант нормы развития характера, при котором отдельные черты характера очень усиленно заострены и это обуславливает повышенную уязвимость личности к одним внешним воздействиям, при хорошей устойчивости к другим внешним воздействиям. Медицинская психология пожилого и старческого возраста изучает распад психической деятельности. Основные проблемы: сужение социальной сферы, старение тела, необходимость принятия мысли об уходе из жизни и т.д. 6. Психологические основы реабилитации, психогигиены профилактики. Психологическая реабилитация – восстановление личности и её социального статуса. Участие клиничексих психологов в социально-трудовой адаптации, реабилитации больных и восстановление нарушенных ВПФ. Психопрофилактика – область клинической психологии, задачей которой является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравмирующих реакций. Психогигиена – прикладное направление клинической психологии, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей. 7. Медико-психологические основы судебно-психологической экспертизы. Экспертиза – решение сложной проблемы многими специалистами. 8. Психологические аспекты наркологии. Изучение психологических причин формирования зависимости, изучение изменения психики у людей с зависимостью. Лечение зависимости с помощью психологических мер воздействия. 9. Медико-психологические аспекты деятельности и пребывания человека в экстремальных условиях. ПТСР. 10. Медицинская психология в образовании (в детском саду, школе, ВУЗе). Изучает как учебный процесс может негативно влиять на психическое здоровье детей, подростков, молодежи. 11. Клиническая психология на производстве. Изучает повреждающее действие производственных факторов на психику. Профилактика и разрешение проблем. (Работа с эмоциональным выгоранием). Методы медицинской психологии. Медицинский психолог в своей работе использует 3 основных метода: беседу, наблюдение и психологический эксперимент. (Обычно они взаимодополняемы, чередуются и встраиваются друг в друга в процессе клинико-психологического исследования, которое всегда есть общение с болным). Данные, полученные в процессе беседы и при наблюдении за больным, сопоставляются с результатами его деятельности в клинико-психологическом эксперименте. Экспериментом называется искусственное изменение условий наблюдения с целью определения отношений между явлением и условиями его возникновения. Среди основных принципов построения клинико-психологического эксперимента необходимо выделить следующие: 1) качественный анализ: анализ того, как протекал процесс решения и почему он оказался неэффективным; 2) в интерпретации результатов эксперимента центральное место занимает анализ ошибок больного при выполнении заданий; 3) выявление возможностей компенсации и восстановления.
- Часть 2. Клиническая психология
- Клиническая психология как научная дисциплина. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
- Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.
- Нейропсихология как раздел клинической психологии. Предмет, задачи, области применения.
- Современные представления о системной организации впф и мозговых механизмах познавательной деятельности. Три функциональных блока мозга (по а.Р. Лурия).
- Нейропсихологическая диагностика: основные принципы и методология исследований высших психических функций при очаговых поражениях мозга.
- Агнозии: классификация и общие мозговые механизмы, связанные с морфофункциональной организацией анализаторных систем мозга.
- Нарушения речи: афазии и дизартрии, дифференциальная диагностика. Классификации афазий и принципы их диагностики в зависимости от тяжести поражения мозга.
- Соотношения общемозговых и локальных синдромов в топической диагностике мозговых поражений.
- Патопсихология как раздел клинической психологии. Задачи, проблемы.
- Особенности и задачи патопсихологического исследования.
- Основные концепции возникновения и развития психосоматических расстройств.
- Механизмы возникновения психосоматических расстройств.
- Роль личности в происхождении психосоматических расстройств.
- Психологические особенности семей с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами. Роль семьи в профилактике психосоматических расстройств у детей.
- Соматогенные нервно-психические и соматизированные расстройства.
- Внутренняя картина болезни соматического больного. Типы отношения к болезни. Факторы, участвующие в формировании внутренней картины болезни.
- Психосоматические расстройства в младенческом и раннем детском возрасте.
- Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры).
- Эмоциональный стресс и механизмы его развития.
- Понятие психогении и ее значение для психологии и медицины. Систематика неврозов.
- Роль преморбидных особенностей личности и условий воспитания для возникновения невротических расстройств.
- Невроз как болезнь личности. Патогенетическая концепция неврозов в.Н. Мясищева.
- Психотерапия: определение, классификации, цели.
- Понятие стратегии и тактики в психотерапии. Патогенетическая и симптоматическая психотерапия.
- Основные направления психотерапии.
- Принципы и методы организации психотерапевтического процесса. Варианты взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Качества и навыки, необходимые психотерапевту. Профессиональный этический кодекс терапевта.
- Базовые понятия психоанализа и основные методы психоаналитической терапии.
- Анализ феноменов переноса, контрпереноса и сопротивления в динамике терапевтического процесса.
- Основные теоретические и методологические положения когнитивно-поведенческой терапии.
- Основные положения клиенто-центрированной терапии Роджерса, условия обеспечения личностного роста.
- Принципы и методы гештальттерапии. Экзистенциальный принцип «здесь и сейчас».
- Теоретические основы и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
- Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
- Роль и задачи психолога в судебно-психологической экспертизе.
- Психологическое консультирование. Определение, цели, задачи, виды. Место психологического консультирования среди видов психологической помощи. Личность консультанта, этика консультирования.
- Психологическая консультация как организационная структура. Требования к оформлению помещения, обязанности консультанта. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий.
- Эффективность консультативного процесса. Факторы, снижающие и повышающие успешность консультативного процесса.
- Этапы психологического консультирования. Техники и процедуры консультирования. Особенности психодиагностики в процессе консультирования.
- Специфика консультативного процесса в зависимости от возраста, культуральных и эмоциональных особенностей клиента.
- Мотивационное интервью. Цели, этапы. Транстеоретическая модель изменений Прохаски и Ди Клименте.
- Психология влияния. Механизмы влияния, виды. Способы противостояния негативному воздействию.
- Аддиктивное поведение. Определение, виды, этапы развития.
- Модели формирования аддиктивного поведения. Этапы формирования химических зависимостей (алкогольная, наркотическая зависимости).
- Профилактика аддиктивного поведения (первичная, вторичная, третичная). Виды реабилитации. Психологическая помощь созависимым.
- Девиантное поведение. Определение, классификации, критерии девиантного поведения.
- Нарративная психотерапия.
- Постмодернизм и его роль в современных психотерапевтических подходах.
- Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования.
- Концепция «стресс-диатез» в пограничных психических расстройствах.
- Феноменологический подход в работе психолога с пациентом. Языковая проблематизация и деконструкция.
- Современное понимание идентичности как центра самоорганизации и сохранения психического здоровья.
- Индивидуальный нарратив как источник и воплощение невротического состояния.
- Негативная и позитивная диагностика неврозов, концепция неврозов по в.Н. Мясищеву.
- Этиологические концепции невротических расстройств.
- Понятие о неврозоподобных состояниях различной этиологии.
- Субъективные психологические реальности как возможная основа для срыва психической саморегуляции.
- Пограничный уровень психической патологии. Диагностические критерии.
- Диагностический процесс в работе клинического психолога: подходы и компоненты.
- Роль психологической модели дискурса для понимания пациента, существующих у него проблем и эффективного психокоррекционного воздействия.
- Нехимические аддикции: виды, этапы формирования, клинико-психологические особенности.
- Гэмблинг: особенности вовлечения, развития, психологическая коррекция.
- Компьютерная и интернет зависимости: причины, этапы формирования и клиническая картина.
- Нарушения мышления при эндогенных расстройствах. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения памяти и внимания. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики.
- Нарушения интеллекта: возрастные особенности, методы диагностики.
- Нарушения сознания: классификация, особенности проявлений.
- Судебно-психологическая экспертиза по половым преступлениям.
- Судебно-психологическая экспертиза состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза о праве на воспитание детей.
- Взаимодействие эксперта-психолога и эксперта-психиатра при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз.
- Организация проведения психологического исследования и структура написания психологического заключения.