Психологическое консультирование. Определение, цели, задачи, виды. Место психологического консультирования среди видов психологической помощи. Личность консультанта, этика консультирования.
Психологическое консультирование – профессиональная помощь пациенту (клиенту) в поиске решений проблемных ситуаций; в качестве пациентов могут выступать как больные, так и здоровые люди. Психологическое консультирование – один из видов психологической помощи в ситуации преодоления различного рода психологических затруднений.
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера". Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. Консультирование помогает обучаться новому поведению. Консультирование способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии. Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:
каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения. Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы. Цели психологического консультирования. Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ: 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. 2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. 3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п. 4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений. 5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
Цели психологического консультирования. Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ: 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. 2 Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. 3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п. 4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений. 5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. R. May (1967) указывает, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи. Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-аки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 1).
Таблица 1. Современные представления о целях консультирования
Направление | Цели консультирования |
Психоаналитическое направление | Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность |
Адлерианское направление | Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми |
Терапия поведения | Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению |
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) | Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем |
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) | Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность |
Экзистенциальная терапия | Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы |
Так имеет ли все-таки смысл говорить о каких-то универсальных целях консультирования, когда мы можем помогать клиенту и в стремлении к свободе, и в преодолении эмоциональных стрессов, и в обучении адаптивному поведению, и в поиске полноценного самовыражения? Возможен такой ответ на вопрос: цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные цели, а на другом — специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии — просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям. Цели консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консультирования. Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.Для достижения поставленных целей консультанту необходимо уметь решать следующие задачи: осуществление диагностики и выявление проблем, имеющихся у клиента; планирование хода консультативного процесса; формулирование психологического диагноза, основанного на используемой консультантом системе представлений о развитии человека; планирование общей стратегии консультирования, основанной на данных психодиагностики; учет возможных осложнений (рецидивов) с целью минимизации их появления; доведение намеченных мероприятий до их логического завершения; гибкое варьирование стратегией и тактикой консультативного процесса при выявлении у клиента новых проблем в ходе консультирования. В процессе консультирования при взаимодействии консультанта и клиента происходит формулировка и переформулировка их (клиента и консультанта) целей и задач. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, консультанту необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: «Чего Вы ожидаете от нашего общения?»; «Каковы Ваши же¬лания?» и т.п. Если клиент имеет только самое общее представление о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Консультанту необходимо проинформировать клиента о том, что обычно происходит во время консультативных встреч. Такое информирование способствует лучшему пониманию клиентом возможностей и ограничений консультирования.
Виды: в зависимости от вида проблем: - индивидуальное (1 на 1, проблемы личностного роста, внутренние конфликты, страхи, проблемы межличностных отношений, психологические травмы); - супружеское (проблема взаимоотношений, сексуальные состояния до и после развода); - семейное консультирование (проблема взаимоотношений с настоящими и бывшими родственниками, психолого-педагогические проблемы и проблемы взаимоотношений в семье); - профессиональное консультирование (выбор профессии, повышение работоспособности, менеджмент); - орг-консультирование (кадровая политика предприятия, имидж фирма, повышение производительности труда и взаимоотношений с партнерами); - групповое консультирование (малых групп); - дистанционное консультирование (интернет, переписка, телефон).
Типы консультирования. До обсуждения типов собственно психологического консультирования необходимо заметить, что консультирование как таковое существует и в ряде других профессиональных областей, крайне отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней — естественнонаучных и гуманитарных. К ним относится врачебное консультирование, юридическое, управленческое консультирование и т.д. К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было сказано выше, имеется в виду оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития, можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России: — младенчество (от рождения до 1 года); — преддошкольное детство (1—3 года); — дошкольное детство (3—6 лет); — младший школьный возраст (6—10 лет);— подростковый возраст (10—15 лет);— юность: I период (старший школьный возраст 15—17 лет), II второй период (17—21 год); — зрелый возраст: I период (21—35 лет), II период (35—60 лет); — пожилой возраст (60—75 лет); — старческий возраст (75—90 лет); — долгожители (90 лет и выше). Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиента, во-вторых — возраст лица, по поводу которого клиент обратился к консультанту. Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретически может быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то прак-тически реальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста. Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для решения психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода. Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. К тому же существует целый ряд специальных отраслей, таких как обучение, воспитание, коррекция и развитие. В пожилом, и особенно старческом, возрасте консультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность. Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса, является пространство, т.е. пространственная организация консультации. С этой точки зрения можно выделить 2 вида консультирования: 1. Контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling". 2. Дистантное консультирование, которое подразделяется на телефонное и письменное. Синонимом первого вида консультирования является "очное консультирование", второго — "заочное". Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует видимо понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным). Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения. В данном случае, вероятно, могут быть выделены следую¬щие виды психологического консультирования: — школьное консультирование; — профессиональное; — семейное и супружеское;
— ориентированное на проблемы личности и другие.
Личность психолога-консультанта. Личность психолога почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее «целительное средство». По существу, основная техника консультирования — «психолог как инструмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, выступает личность консультанта. Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками. Каким же должно быть сочетание свойств личности, в наибольшей степени обеспечивающее успех консультирования? Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие; уважение прав других людей. В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов установил следующие качества личности, необходимые консультанту: 1) доверие к людям; 2) уважение ценностей другой личности; 3) проницательность; 4) отсутствие предубеждений; 5) самопо-, нимание; 6) сознание профессионального долга (по Р. Кочюнасу). Анализ требований профессиональной деятельности психолога-консультанта к его личности свидетельствует о необходимости наличия у него высоких умственных способностей, социабельности, эмоциональной устойчивости. Р. Мэй выделяет следующие требования: осознание психологом своих внутренних невротических ограничений; обретение мужества принимать неудачу и собственное несовершенство; умение радоваться не только достигнутым целям, но и самому процессу жизни; проявление интереса к людям ради них самих, а не во имя каких-то высших ценностей (религиозных, нравственных или связанных с общественным прогрессом). Отмечая способность практически решать задачи на общение как специальную способность именно психологов, Н.В. Бачманова и Н.А. Стафурина выделяют в ее структуре пять главных составляющих: умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т.п.); умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир, интуиция); умение сопереживать (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь); умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль); умение анализировать свое поведение (рефлексия). В отношении пятой составляющей, рефлексии, для практического психолога особую важность приобретают два ее аспекта. Во-первых, у психолога должно присутствовать ясное осознание того, как он воспринимается партнерами по общению, т.е. клиентами. Во-вторых, необходима профессионально направленная рефлексия, предполагающая рефлексирование профессиональной позиции, предмета взаимодействия, обобщенной теории и «Я-концеп-ции» психолога (Г.С. Абрамова). Например, низкий уровень про-фессиональной компетентности начинающих психологов связан, прежде всего, с преобладанием житейского подхода, отсутствием профессионально направленной рефлексии и ее содержательного обеспечения научной теорией. Несовместимыми с работой психолога-консультанта являются следующие компоненты: незрелость личности; низкая сила эго; авторитарность; низкий интеллект; пассивность и замкнутость; отсутствие эмпатии; невозможность решать проблемы; излишняя за-торможенность; низкая организованность; плохое сопротивление стрессу; потребность в гиперопеке; высокая тревожность; склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей; неумение быть терпимым к различным побуждениям кли¬ентов; невротическая установка в отношении денег. Возникает вопрос: кого же можно назвать эффективным кон¬сультантом? Можно ли говорить о том, что какие-то личностные качества являются препятствием к профессиональной деятельнос¬ти? В литературе отмечается, что начинающий консультант успешен примерно в 30% случаев, тогда как профессионал — в 60%. Разные подходы и направления предъявляют целый спектр требо¬ваний к личности психолога-консультанта. В то же время унификация этих требований абсурдна. С одной стороны, каждому клиенту требуется «свой» психолог, и консультант, эффективный в работе с одним клиентом, может оказаться совершенно бесполез¬ным для другого. С другой стороны, если говорить о наличии «идеального» сочетания личностных качеств для работы в качест¬ве психолога-консультанта, это может привести к очередной «охо¬те на ведьм», например при отборе студентов на психологические факультеты. И все же есть качества, способствующие успешному решению профессиональных задач в области психологической помощи. Анализ профессиональной деятельности психолога позволил Р. Кочюнасу включить следующие качества в модель личности эффективного консультанта: 1. Аутентичность (подлинность, искренность, конгруэнтность). Необходимо отметить, что не все психологи-консультанты разделяют данную позицию. «Профессиональный мундир» защи¬щает психолога от тревоги, страха и неуверенности. Даже в случае сомнения психолог может прибегнуть к техническому приему или уловке, ответить вопросом на вопрос клиента, т.е. не встречаться с последним как личность с личностью. Аутентичный психолог может озвучивать свои чувства и сомнения, если это помогает про¬двинуться в консультировании. Он позволяет себе не знать ответа на все вопросы, может говорить о своих переживаниях и собственном опыте, проявляет свое истинное «Я» как в своих непо¬средственных реакциях, так и в поведении в целом. Д. Бьюдженталь выделяет три основных признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента; s выбор способа жизни в данный момент; S принятие ответственности за свой выбор. Подлинное, или аутентичное, существование — это достаточно сложная и ответственная жизнь. Однако в пользу такого выбора свидетельствует тот факт, что единственный шанс прожить свою, а не чужую жизнь дается тому, кто является собой, не прячет свое истинное «Я» под маску. 2. Открытость собственному опыту. Здесь открытость пони¬мается как искренность в восприятии собственных чувств. Социаль¬ный опыт учит нас отбрасывать отрицательные чувства («Нельзя обижаться на родителей!»; «Мальчики не плачут!» и т.д.). Эффек¬тивный консультант не должен вытеснять чувства, которые в этом случае становятся иррациональными, источником неконтролируе¬мого поведения. 3. Развитие самопознания. Чем лучше психолог знает и пони¬мает себя, тем больше возможность выбора различных способов жизнедеятельности в различных ситуациях. Ответ на вопрос о возможности помощи другому человеку кроется в самооценке кон¬сультанта, адекватности его отношения к собственным способнос¬тям и вообще к жизни. 4. Сила личности, или сильное «ego» — обязательное условие успешной деятельности. Психолог делает выбор, понимая как свои чувства и желания, так и общественные нормы, ценности, социо¬культурные факторы, требования среды. Руководство собственной внутренней позицией позволяет консультанту чувствовать себя сильным в межличностных отношениях. 5. Профессиональная и личностная идентичность. Именно идентичность позволяет обеспечить личности целостность, тожде¬ственность и определенность. Э. Эриксон определил идентичность как внутреннюю «непрерывность самопереживания индивида», «длящееся внутреннее равенство с собой», как важнейшую харак¬теристику целостности личности, интеграцию переживаний чело¬веком своей тождественности с определенными социальными группами. Идентичность означает тождество между тем, что име¬ется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении. Идентичность человеку не дана, ее развитие описыва¬ется не термином «формирование», а терминами «достижение» и «становление». Таким образом, психолог-консультант должен знать, кто он, кем может стать, чего хочет от жизни, что на самом деле для него важно, а что — нет. 6. Толерантность к неопределенности. Консультанту необхо¬дима уверенность в себе в ситуациях неопределенности, так как невозможно предугадать, с каким клиентом, с какой ситуацией он столкнется. Переносить напряжение в ситуации неопределенности помогают уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений. 7. Принятие личной ответственности. Многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, и он несет ответственность за свои действия. Понимание этой ответ¬ственности и разделение ее с клиентом позволяют свободно осу¬ществлять выбор — соглашаться с позицией клиента или вступать в продуктивную конфронтацию. 8. Глубина отношений с другими людьми. Для консультанта очень важным является умение разделять личные и профессио¬нальные отношения. Не стоит пытаться делать клиентов из дру¬зей, как и вступать в близкие личные отношения с клиентами. Те¬рапевтические отношения — совершенно особые. Они являются очень важными и глубокими, однако качественно отличаются от обычных отношений. 9. Оценка других людей. Оценочная деятельность не является основной в работе консультанта (в отличие, например, от педаго¬га). Однако в ходе консультации психолог оценивает людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты, особенности взаимодей¬ствия с другими людьми, для более глубокого понимания их спо¬соба «бытия-в-мире». Важно делать это без осуждения и наклеи¬вания ярлыков. Обратная связь, которую дает консультант клиен¬ту, позволяет последнему как в зеркале увидеть свое поведение. Однако принятие сказанного консультантом возможно лишь в том случае, если его слова нацелены на оказание клиенту помощи в понимании себя, своих поступков с целью изменения неэффек¬тивного поведения. 10. Возможность выражения чувств. Эффективный консуль¬тант не боится свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе перед клиентами. Такое поведение является проявлением аутентичности. В то же время консультант способен к сдерживанию тех чувств, выражение которых неуместно, может испугать либо оттолкнуть клиента. 11. Постановка реалистичных целей. Консультант с самого на¬чала должен осознавать наличие ограничений, как объективных, связанных с внешней средой, так и субъективных, связанных с личностью клиента. Если консультант ставит нереальные цели, это может привести его к разочарованиям.Эффективный консультант — это, прежде всего, зрелый чело¬век. Именно поэтому в отдельных направлениях психолог начинает самостоятельную профессиональную деятельность после 30 лет. Чем более разнообразной, разносторонней, активной является его личная и профессиональная жизнь, тем более эффективной ока-зывается и его деятельность.
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. A. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Cristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преуспевающего консультанта отличают от неудачника черты личности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная техника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта (A. Adber: "техника лечения заложена в Вас"). A. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирскими святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос: "КТО ТАКОЙ КОНСУЛЬТАНТ, А ТОЧНЕЕ, ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНСУЛЬТАНТ КАК ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К НЕМУ КАК К ЛИЧНОСТИ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПОМОЩНИКОМ В ЗАПУТАННЫХ ПРОБЛЕМАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?" Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Balint и Е. Balint писали: "Знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности психотерапевта". Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования? Хотя исследований в этой области достаточно много, однако однозначного ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "искренний", "гибкий", "терпимый". Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Cristiani, 1990): проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты]; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей. L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег. A. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами. Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), исследовавший черты "хорошего консультанта" с позиции клиентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах. По мнению A. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам. К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии: Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде. Нарисованная нами модель эффективного консультанта с первого взгляда может показаться слишком величественной и далекой от действительности. При этом напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант, если желает быть не техничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Наконец, свойства личности эффективного консультанта могут быть и целью психологического консультирования — появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности консультирования.
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС. Итак, в своей практике Вам, как психологу-консультанту, следует придерживаться следующих принципов: 1. Анонимность и конфиденциальность. Клиент имеет право не называть нам своего настоящего имени, биографических данных, мест обучения/работы, и со своей стороны, Вы не передаете никакой информации, полученной Вами в ходе консультирования. Исключение составляет работа с супервизором и участие в Балинтовской группе по конкретному случаю. И даже в этой ситуации Вы меняете имя и узнаваемые жизненные контексты клиента так, чтобы личность клиента невозможно было идентифицировать. Публикации в профессиональные издания, с использованием ссылки на данный случай психологической консультации, а также использование аудио- и видеозаписи возможны лишь по предварительной договоренности с клиентом. Будучи уверенным в том, что Вы не предадите его, клиент почувствует себя в безопасности, сможет открыться и доверить Вам важные для него переживания. Аксиому «Мир тесен» никто не отменял. Всегда существует вероятность того, что клиент из самых неожиданных источников узнает, что Вы о нем кому-то где-то сказали, и стремительно возрастет риск того, что клиент утратит доверие как к Вам, так и к любому другому психологу. 2. Понимание границ профессиональной компетенции. Вы работаете сообразно собственному образованию, опыту, квалификации. Вы не можете быть для своего клиента психиатром, психотерапевтом, экономистом и бухгалтером просто потому, что у Вас нет достаточной для этого профессиональной компетенции. Кардиолог не работает с проблемами зрения, а онколог не выполняет функций гинеколога. Именно по этой причине имеет смысл сотрудничать со специалистами в области психиатрии и психотерапии – в ситуациях Ваших профессиональных ограничений (в частности, когда подозреваете, что у Вашего клиента возможны психические нарушения), Вы имеете право и должны перенаправить Вашего клиента к кому-то из специалистов, которым доверяете. Сюда бы я также отнесла ситуации, в которых Ваша личная актуальная жизненная ситуация может повлиять на ход консультирования. Например, женщина-психолог, переживающая в результате измены супруга, с трудом будет работать с мужчиной, изменяющим жене – даже если консультант очень компетентна, опытна и уверена в том, что способна разграничить свою личную и профессиональную жизнь. Полное разграничение – иллюзия, чреватая напряжением, трудностями и болью. В таких ситуациях, возможно, клиенту стоит порекомендовать другого специалиста. Клиент может этого не осознавать (и довольно часто психолог, психотерапевт и психиатр для него – одно и то же), но он работает с компетентным специалистом и получает квалифицированную помощь. Брать на себя чрезмерную ответственность и рисковать здоровьем клиента – типично для молодых специалистов, но чревато вполне реальными опасностями как для клиента (в лучшем случае Вы ему просто не будете ничем полезны, в худшем – навредите его психическому состоянию), так и для Вас (с каждой провальной попыткой работать вне зоны своей профессиональной компетенции Ваша самооценка как специалиста будет таять на глазах, усталость – накапливаться, репутация – подвергаться серьезному испытанию, что в совокупности может привести к хроническому стрессу и синдрому профессионального выгорания). 3. Психолог-консультант не дает советов. Клиент очень часто приходит к Вам именно за советом. В нашей культуре это принято – за советом ходят к друзьям, кумовьям, без советов редко обходится в обсуждении жизненных ситуаций, причем часто такие разговоры сопровождаются изрядным количеством алкоголя. На бытовом уровне такая помощь широко распространена, и от Вас клиент, вероятно, потребует того же, так как не знает иных альтернатив помощи. Идя на поводу у клиента и давая ему советы, Вы оказываете ему этим самым медвежью услугу. Когда Вы советуете клиенту, во-первых, Вы даете ему таким образом понять, что Вы лучше знаете, как жить его жизнью; во-вторых, Вы берете ответственность за его выбор на себя. Первая установка ложная: клиент точно осведомленней про свою жизнь и свои проблемы, чем Вы, и как-то самостоятельно жил до встречи с Вами. Соответственно, тот совет, который Вы дадите ему, исходя из собственных представлений о его жизни, может оказаться совершенно бесполезным, а иногда и вредным. Брать на себя ответственность за жизнь клиента также неразумно: в конце концов, одна из задач психологического консультирования – присвоить эту ответственность непосредственно клиенту, помочь ему жить осознанно. Предположим, что совет был удачен, клиент разрешил свою трудность и остался доволен. Одновременно с этим, Вы стали для него гуру, учителем, точно знающим, как ему следует жить. В следующий раз он обязательно вернется к Вам – за новым советом, а Вы окажетесь в заложниках своего всезнающего имиджа, и какой-то реальный, горизонтальный контакт между вами будет отныне невозможен. А теперь представим, что клиент последовал Вашему совету и получил обратный эффект – проблема лишь усугубилась. Кто виноват? Правильно, психолог. И поделом. Исключение составляет ситуация кризисного консультирования текущего суицида (например, по телефону доверия) – клиент совершил некие суицидальные действия (допустим, включил в квартире газ), и Ваша задача – срочно выйти из этой объективно опасной ситуации. Вот тут нет времени для обсуждений чувств, Ваша задача – довольно директивно посоветовать клиенту принять все меры для выхода из ситуации (выключить газ, открыть все окна и входную дверь, вызвать скорую). Получить совет клиент может в любом другом месте, а побыть в собственных переживаниях без обесценивания их срочным поиском единственно верного решения, осознать собственную ответственность за сложившуюся ситуацию, поговорить с собеседником, чье внимание на сто процентов обращено к нему, да просто побыть собой здесь и сейчас – вряд ли. От совета удержаться очень трудно, но отказ от этой практики откроет массу новых возможностей и ресурсов. И, в конце концов, не так важно, как клиент поступит, но важно его отношение к себе, собственной жизни, сложившейся ситуации. 4. Ориентация на ценности клиента; доброжелательное, безоценочное отношение к клиенту. Жизненный путь клиента и сформированные в процессе ценности, смыслы и установки уникальны, неповторимы и всегда отличны от Ваших, а иногда и противоречат им. Позиции и принципы клиента могут вызывать у Вас самые разные чувства: раздражение, уважение, недоумение, ужас, зависть, бессилие и так далее. Но какого бы пола, возраста, ориентации, цвета кожи, профессии, вероисповедания ни был клиент, он пришел к Вам за поддержкой. И Ваша задача – оказать ее. Лишь будучи принятым, клиент сможет довериться, открыться для контакта, а любые критические замечания относительно его стиля жизни либо способа мышления, недоверие, неприятие или сарказм по отношению к его ценностям навсегда закроют для Вас возможность полноценно взаимодействовать с клиентом и, в итоге, помочь ему. Клиент получает важный опыт принятия его таким, какой он есть, с его ценностями, принципами, убеждениями и странностями. И сам по себе этот опыт для него – важен. Перед консультантом возникает большой простор для работы над собой. Какие-то категории клиентов вызывают особо яркие переживания (например, желание протестовать и спорить), и это замечательная возможность взглянуть на себя, заметить свой «пробел» в этой сфере и задуматься. 5. Разграничение личных и профессиональных отношений. Данный принцип включает в себя два аспекта: во-первых, не рекомендуется оказывать профессиональную психологическую помощь родственникам, друзьям и близким, во-вторых, не следует вступать с клиентами в дружеские или сексуальные отношения.
- Часть 2. Клиническая психология
- Клиническая психология как научная дисциплина. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
- Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.
- Нейропсихология как раздел клинической психологии. Предмет, задачи, области применения.
- Современные представления о системной организации впф и мозговых механизмах познавательной деятельности. Три функциональных блока мозга (по а.Р. Лурия).
- Нейропсихологическая диагностика: основные принципы и методология исследований высших психических функций при очаговых поражениях мозга.
- Агнозии: классификация и общие мозговые механизмы, связанные с морфофункциональной организацией анализаторных систем мозга.
- Нарушения речи: афазии и дизартрии, дифференциальная диагностика. Классификации афазий и принципы их диагностики в зависимости от тяжести поражения мозга.
- Соотношения общемозговых и локальных синдромов в топической диагностике мозговых поражений.
- Патопсихология как раздел клинической психологии. Задачи, проблемы.
- Особенности и задачи патопсихологического исследования.
- Основные концепции возникновения и развития психосоматических расстройств.
- Механизмы возникновения психосоматических расстройств.
- Роль личности в происхождении психосоматических расстройств.
- Психологические особенности семей с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами. Роль семьи в профилактике психосоматических расстройств у детей.
- Соматогенные нервно-психические и соматизированные расстройства.
- Внутренняя картина болезни соматического больного. Типы отношения к болезни. Факторы, участвующие в формировании внутренней картины болезни.
- Психосоматические расстройства в младенческом и раннем детском возрасте.
- Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры).
- Эмоциональный стресс и механизмы его развития.
- Понятие психогении и ее значение для психологии и медицины. Систематика неврозов.
- Роль преморбидных особенностей личности и условий воспитания для возникновения невротических расстройств.
- Невроз как болезнь личности. Патогенетическая концепция неврозов в.Н. Мясищева.
- Психотерапия: определение, классификации, цели.
- Понятие стратегии и тактики в психотерапии. Патогенетическая и симптоматическая психотерапия.
- Основные направления психотерапии.
- Принципы и методы организации психотерапевтического процесса. Варианты взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Качества и навыки, необходимые психотерапевту. Профессиональный этический кодекс терапевта.
- Базовые понятия психоанализа и основные методы психоаналитической терапии.
- Анализ феноменов переноса, контрпереноса и сопротивления в динамике терапевтического процесса.
- Основные теоретические и методологические положения когнитивно-поведенческой терапии.
- Основные положения клиенто-центрированной терапии Роджерса, условия обеспечения личностного роста.
- Принципы и методы гештальттерапии. Экзистенциальный принцип «здесь и сейчас».
- Теоретические основы и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
- Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
- Роль и задачи психолога в судебно-психологической экспертизе.
- Психологическое консультирование. Определение, цели, задачи, виды. Место психологического консультирования среди видов психологической помощи. Личность консультанта, этика консультирования.
- Психологическая консультация как организационная структура. Требования к оформлению помещения, обязанности консультанта. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий.
- Эффективность консультативного процесса. Факторы, снижающие и повышающие успешность консультативного процесса.
- Этапы психологического консультирования. Техники и процедуры консультирования. Особенности психодиагностики в процессе консультирования.
- Специфика консультативного процесса в зависимости от возраста, культуральных и эмоциональных особенностей клиента.
- Мотивационное интервью. Цели, этапы. Транстеоретическая модель изменений Прохаски и Ди Клименте.
- Психология влияния. Механизмы влияния, виды. Способы противостояния негативному воздействию.
- Аддиктивное поведение. Определение, виды, этапы развития.
- Модели формирования аддиктивного поведения. Этапы формирования химических зависимостей (алкогольная, наркотическая зависимости).
- Профилактика аддиктивного поведения (первичная, вторичная, третичная). Виды реабилитации. Психологическая помощь созависимым.
- Девиантное поведение. Определение, классификации, критерии девиантного поведения.
- Нарративная психотерапия.
- Постмодернизм и его роль в современных психотерапевтических подходах.
- Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования.
- Концепция «стресс-диатез» в пограничных психических расстройствах.
- Феноменологический подход в работе психолога с пациентом. Языковая проблематизация и деконструкция.
- Современное понимание идентичности как центра самоорганизации и сохранения психического здоровья.
- Индивидуальный нарратив как источник и воплощение невротического состояния.
- Негативная и позитивная диагностика неврозов, концепция неврозов по в.Н. Мясищеву.
- Этиологические концепции невротических расстройств.
- Понятие о неврозоподобных состояниях различной этиологии.
- Субъективные психологические реальности как возможная основа для срыва психической саморегуляции.
- Пограничный уровень психической патологии. Диагностические критерии.
- Диагностический процесс в работе клинического психолога: подходы и компоненты.
- Роль психологической модели дискурса для понимания пациента, существующих у него проблем и эффективного психокоррекционного воздействия.
- Нехимические аддикции: виды, этапы формирования, клинико-психологические особенности.
- Гэмблинг: особенности вовлечения, развития, психологическая коррекция.
- Компьютерная и интернет зависимости: причины, этапы формирования и клиническая картина.
- Нарушения мышления при эндогенных расстройствах. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения памяти и внимания. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики.
- Нарушения интеллекта: возрастные особенности, методы диагностики.
- Нарушения сознания: классификация, особенности проявлений.
- Судебно-психологическая экспертиза по половым преступлениям.
- Судебно-психологическая экспертиза состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза о праве на воспитание детей.
- Взаимодействие эксперта-психолога и эксперта-психиатра при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз.
- Организация проведения психологического исследования и структура написания психологического заключения.