Психосоматические расстройства в младенческом и раннем детском возрасте.
Причины: нарушение диады мать и младенец. Уровни реагирования => Первый страдает соматовегетативный уровень (от 0 – 1,5). Страдают тревожно, тревожно-депрессивные матери; в период беременности гипогестогнозический тип (Добрякову). Заболевания: 1. Младенческая колика - приступы боли в животе первые месяцы жизни, чаще во второй половине дня без видимых причин. Продолжительность от нескольких минут до нескольких часов. Начало или после роддома или в первые месяцы жизни. Проявляется громким криком, плачем, покраснением лица, двигательным беспокойством (прижимает ножки к животу => резко ноги в сторону), мышцы всего тела напрягаются, глаза закрываются, кожа лба морщится, срыгивание и вздутие живота. 2. Метеоризм – элемент в 1, так и отдельно, повышенное газообразование, нарушение отхождения газов, живот вздут, двигательное беспокойство, крик и плач. «Лучше всего взять на ручки: спиной или лучше животиком к себе, сесть или лечь и спеть тихо и лаского песенку». 3. Регургитация – «обратный заброс». В литературе – мерицизм. Переваренная пища несколько раз отрыгивается и многократно расжевывается, без тошноты и приятно ребенку. Провоцирует отрыгивание: сворачивает язык в трубочку, запихивает руку в рот => гипертрофия => истощение => смерть. Наблюдается в 1-е два года жизни. Диагностические критерии: 1) повторяющаяся регургитация, без тошноты и патологии ЖКТ, как min 1 раз в/м, следующая за периодом нормального функционирования ЖКТ; 2) потеря массы тела. 4. Срыгивание – в норме из-за нарушенного режима питания; - на психосоматическом уровне если есть неврологические нарушения; - психосоматика в связи с чрезмерным расширением желудка в следствии попадания в него воздуха в процессе жадного заглатывания пищи, быстрого сосания при большом или малом количестве высасываемого молока (беспокойство, сосание пальцев, плаксивость, нарушение сна). 5. Аэрофагия – заглатывание воздуха у жадно-сосущих детей. Без связи с едой и питьем между кормлением. Накопление большого количества воздуха => растяжение желудка => осложнение ритма дыхания => сильные боли в животе и рвота. Рвота у мальчиков; отрыгивание в воздух у девочек. 6. Потеря младенцем массы тела – синдром нарушения в развитии неорганического генеза: - резкое снижение без проявления заболевания; - в период от 3-х месяцев – 1 года в сочетании с признаками эмоциональной и/или сенсорной депривацией; - при достаточном поступление пищи; - медицинскими средствами не удается набрать массу тела. 7. Нервная анорексия (младенческая) – отсутствие аппетита: - частое беспорядочное кормление; - принуждение к кормлению; - проявление невропатии; - стресс (пр., отрыв от матери). Формы проявления: 1. Активная – отворачивается, не сосет, не глотает. Новая пища с недоверием, кормил один и тот же человек, с одной и той же тарелочки. 2. Пассивная – отвращение к еде которую предлагают и требуют необычным для своего возраста пищу. Варианты анорексии: 1. Дистимический – раздражительность, плаксивость, беспокойство во время еды; 2. Регургитационный – немотивированное срыгивание во время кормления или сразу после, значительный объем. Отсутствие мерицизма; 3. Смешанный – какие симптомы преобладают. Не страдает физическое состояние, отказ от еды. 8. Поедание несъедобного – извращение аппетита. Критерии: - поедание несъедобных как min 1р/м; - отсутствие психических расстройств которые могли бы вызвать нарушения пищевого поведения (на 2-3 году жизни, со второго полугодия). Пример, ворс одежды, волосы, окурки. В норме выплюнут. Встречается у детей в семье которых есть социальная запущенность, моральное отвержение. 9. Сепарационная тревога – постоянное беспокойство по поводу отстранения от матери. Боязнь потерять мать и боязнь быть потеряным. Вспышки раздражительности с плачем. Нарушение сна. Появление ГБ, тошноты, рвоты, нарушение аппетита, потеря массы тела. 10. Синдром депривационной предречевой ретардации –если эмоционально благополучно – все идет свои ходом, а если эмоционально-негативно – нарушения. Предречевое развитие связано с эмоциональным состоянием, все звуки появляются в эмоционально-значимых ситуациях: 12 мес. – протест; 1 неделя – хныканье; 4 месяца – гуление; 5-6 месяцев – лепет. Если ребенку плохо – он молчит. Бывают тяжелые варианты, котоые сочетаются с анаклитической депрессией: отсутствие положительных эмоций; отсутсвие зрительного и слухового сосредоточения; двигательная заторможенность; регресс поведенческих навыков; патолгические привычные действия. 11. Невропатия – недостаточная вегетативная регуляция: конституциональная или приобретенная (чаще). 1-й год – на соматовегетативном уровне (несов. терморегуляц.) => растройство эмоционально-волевых реакций, нарушения внимания, психомоторики, психовегетативных функций к 1,5 г. Можно говорить о невропатии: - элементы реакции к повышенной чувствительности к внешним и внутренним раздражителям; - растройства сна (изменение продолжительности, глубины, нарушение засыпания и пробуждения, инверсия сна, беспокойство во сне); - общая возбудимость; - ЖК расстройства (нарушение аппетита); - страхи; - невротические реакции; - выраженная привязанность к матери, затрудненное общение с другими людьми.
Психосоматические расстройства у младенцев встречаются достаточно часто, так как индивид в этом возрасте реагирует на трудные обстоятельства почти исключительно органами и системами тела. В этом периоде жизни полностью еще не сформировались механизмы личности, способные ответить на стресс психопатологическими симптомами. Проявления психосоматических расстройств у детей раннего возраста разнообразны. Часть этих расстройств представляют моносимптомные нарушения (младенческая колика, метеоризм, регургитация, срыгивание, аэрофагия). Другие более сложны по своей клинической картине (анорексия, синдром нарушения развития неорганического генеза, сепарационная тревога), так как представляют собой уже совокупность симптомов. Третьи, по-видимому, являются началом расстройств, которые полностью сформируются в последующие периоды жизни (невропатия). Однако всех их объединяет, то, что среди этиологических факторов наиболее весомый — эмоциональное напряжение, возникшее вследствие трудных для ребенка обстоятельств. Диагностика этих расстройств, как правило, нелегка, что связано с их относительно неяркой и бедной симптоматикой, а также с тем, что возникающие соматические нарушения могут, практически, не отличаться от аналогичных расстройств другого происхождения. Для того, чтобы избежать ошибок в их распознавании приходится не полагаться только на клинические исследования, но и использовать психологический и социально-психологический анализ случая. В этом разделе приводится большая часть, встречающихся в раннем детском возрасте психосоматических расстройств. Помимо описываемых ниже, к соматическим расстройствам стрессорного происхождения относят также приступы нарушения дыхания, яктацию (ритмичное раскачивание тела или головы), спастический плач, нарушения сна, раннюю бронхиальную астму, «внезапную смерть младенца». Младенческая колика (колика трехмесячного ребенка). В первые 3–4 мес жизни у ребенка могут внезапно появляться приступы с сильными криками, явно связанные с физической болью и переживаниями дистресса. Как правило, эти приступы возникают во второй половине дня без очевидной причины и продолжаются от нескольких минут до нескольких часов. Они наблюдаются как при грудном, так и при искусственном вскармливании. У 2/3 детей колики начинаются еще в родильном доме. В 85 % случаев эти симптомы наблюдаются уже в первые две недели жизни средняя продолжительность — 9,5 нед. Как правило, эти расстройства у детей исчезают к концу 3-го или 4-го мес. Колики проявляются продолжительным громким криком, плачем, покраснением лица, двигательным беспокойством, во время которого ребенок то сильно прижимает нижние конечности к животу, то энергично разбрасывает их, мышцы всего тела напрягаются, закрываются глаза, кожа лба наморщивается, отмечается срыгиване, вздутие живота. Аэрофагия. При этом расстройстве у жадно сосущих детей происходит заглатывание воздуха. Воздух может проходить в желудок или оставаться в пищеводе и вызывать ощущение давления. Иногда воздух вырывается изо рта с громким звуком (отрыжка) или проходит через кишечник и выходит из прямой кишки. В отличие от обычно поглощаемого небольшого количества воздуха в процессе еды, при аэрофагии воздух заглатывается безотносительно к приему пищи или жидкости. Поступление больших количеств воздуха может привести к растяжению желудка, что нередко осложняется нарушениями ритма дыхания, сильными болями и рвотой. Отрыжка наблюдается чаще у девочек, чем у мальчиков. Громкие отрыжки меняются в своей частоте и интенсивности. Они могут появляться приступами и перемежаться большими перерывами. Срыгивание. Извержение относительно небольших количеств пищи, поступившей во время кормления, называется срыгиванием. Наиболее часто оно наблюдается в возрасте 4–18 мес в связи с чрезмерным расширением желудка из-за попадания воздуха в процессе жадного заглатывания пищи, быстрого сосания при слишком большом или слишком малом количестве высасываемого молока. О привычном срыгивании приходится думать в тех случаях, когда при отсутствии нарушений техники кормления отмечается беспокойство, сосание пальцев, нарушение сна, плаксивость. Регургитация (жвачка, мерицизм). При этом расстройстве переваренная пища несколько раз отрыгивается, а затем многократно жуется. При нормальном жевании, отличающемся от мерицизма, пища уходит изо рта ребенка легко без предварительных усилий. В то же время при жвачке отрыгивание, пережевывание и повторное проглатывание пищи происходит без тошноты и чаще всего как приятный для ребенка процесс. Это видно из того, что ребенок это делает охотно. Нередко ребенок для того, чтобы изрыгнуть пищу, глубоко засовывает палец в глотку или устанавливает в виде желоба язык при широко открытом рте. Большинство детей отрыгивающих значительное количество пищи из желудка и пытающихся затем ее вновь проглотить, выплевывают часть содержимого желудка, попавшего в рот, в результате, появляется риск недоедания. Развивающаяся вследствие регургитации гипотрофия может привести к значительной потери массы тела и даже к смерти. У пассивных детей, незаметно теряющих килограммы массы тела, это не замечается вовремя, и ребенок оказывается в угрожающем положении. Если мать недостаточно внимательна, то положение усугубляется еще больше. Гиперактивные дети могут истощаться вследствие регургитации не меньше. Докармливание младенцев после рвоты, нередко приводит к возобновлению жвачки. Это относительно редкое явление и наблюдается почти исключительно в течение первых двух лет жизни. Диагностическими критериями регургитационных и жевательных расстройств [Кощавцев А. Г., 1996] являются: – повторяющаяся регургитация без тошноты и гастроинтестинальной патологии, как минимум, один раз в месяц, следующая за периодом нормального функционирования желудочно-кишечного тракта; – потеря массы тела. Потеря младенцем массы тела. Недостаток прибавки массы тела (синдром нарушения развития неорганического генеза) — состояние, при котором масса тела младенца резко уменьшается без проявлений заболевания. Наиболее часто это расстройство начинается в 3–12 мес. Отставание прибавки массы тела по мере роста малыша сочетается с многими признаками недостаточной эмоциональной и/или сенсорной депривации, а также истощения при достаточном поступлении пищи. Это явление связывают с пренебрежением ребенком и недостаточной заботой о нем. Чаще отмечают не столько отвержение ребенка, сколько нарушение взаимоотношений между ним и его матерью. Иногда постоянное притеснение и побои малыша приводят к остановке его физического развития. Это случается тогда, когда родители пытаются разрешить свои житейские трудности, связанные с алкоголизмом, эмоциональными расстройствами или с бедностью, вымещая свое недовольство судьбой на ребенке. Другим примером может быть длительно не восполняющаяся после родов большая потеря массы тела недоношенным новорожденным у матери, которая переживает не складывающиеся отношения с отцом ребенка, бытовую неустроенность. Никакими медицинскими средствами не удается увеличить массу тела у младенцев. Отсутствие соматических нарушений органического генеза у ребенка и обнаружение тревожных или депрессивных состояний у матери позволяет констатировать эмоциональные нарушения в диаде. В этих случаях нормализация в психосоматической системе «мать—дитя» достигается посредством психотерапевтического воздействия на мать при стабилизации у нее аффективного состояния. Результатом улучшения эмоциональности матери становится изменение соматического состояния другой части диады. Ребенок неуклонно набирает соответствующую его возрасту массу тела [Листопад Т. Н., Левин А. Н., 1985]. Младенческая нервная анорексия. Отсутствие аппетита встречается у 76,1 % младенцев с нарушениями пищевого поведения психосоматического происхождения [Кощавцев, А. Г. 1996]. Частые беспорядочные кормления, однообразная пища, принуждение к кормлению могут вызвать у ребенка снижение и даже утрату влечения к пище или ее отвержение. Нарушения аппетита нередко возникают у младенцев с невропатическими проявлениями: чрезмерно подвижных, с нарушениями ритма сна и бодрствования, раздражительных и плаксивых. Если эти дети воспитываются неправильно, оказываются оторванными от матери, других близких или переносят какой-либо другой стресс, у них может возникнуть отказ от груди или искусственного кормления. Встречаются как активные, так и пассивные формы анорексии. При активном отказе ребенок отворачивает голову в сторону от груди или от бутылочки с молоком или питательной смесью, не открывает рот, не сосет, не глотает. Новая пища принимается с недоверием или даже с протестом. При этом он часто плохо жует, требует, чтобы всегда кормил один и тот же человек и в неизменных условиях. Пассивный отказ проявляется отвращением к той еде, которую ему предлагают, требованием необычной для своего возраста пищи. Психогенная анорексия — довольно частое явление у младенцев. Выделяют несколько форм нарушения пищевого поведения:– дистимический вариант анорексии с раздражительностью, плаксивостью, немотивированным беспокойством (дистимией), возникающими во время еды;– регургитационный вариант с немотивированным срыгиванием во время кормления или сразу после него, значительным объемом регургитированной пищи, отсутствием вторичного заглатывания и пережевывания; – смешанные варианты младенческой нервной анорексии с большой выраженностью нарушений питания. Дети с потерей аппетита психогенного происхождения отличаются от тех, у кого анорексия вызвана определенными заболеваниями: у них не страдает общее физическое состояние, нет никаких других нарушений кроме отказа от еды. При этом отвержение пищи зависит от времени приема, вида или состава предлагаемой пищи, посуды. В которой ее предлагают, от того, кто кормит ребенка. Некоторые дети, утрачивая аппетит в трехмесячном возрасте, страдают в продолжение всего дошкольного периода. Поедание несъедобного (извращение аппетита, симптом pica) характеризуется: – повторяющимся поеданием несъедобных предметов (как минимум 1 раз в мес); – отсутствием психических расстройств, которые могли бы вызвать это нарушение пищевого поведения (детский аутизм, шизофрения, умственная отсталость). Обычно извращение аппетита начинается на 2–3 году, но может встречаться и во 2 полугодии жизни. Младенцы тянут в рот ворс с одежды, волосы. Более старшие дети употребляют в пищу несъедобные вещества: фекалии животных, окурки, насекомых, песок, гальку, уголь, глину, золу, краску, землю, бумагу, штукатурку, сор. Большинство детей без расстройств пищевого поведения тянут в рот многие несъедобные предметы, но почти никогда не глотают их или делают это редко. Чаще всего это дети лишенные достаточного ухода, отстающие в развитии, слабовидящие, то есть те, кто не способен разобраться что можно есть. Как правило, этот симптом безвреден, но иногда он приводит к серьезным последствиям. Поглощение краски приводит к отравлению, а свалявшиеся мотки шерсти — к кишечной непроходимости. Поглощение фекалий может стать причиной токсоплазмоза. Так как выраженное извращение аппетита встречается, как правило, у отвергаемых родителями детей, воспитывающимися без соответствующего присмотра в дисгармоничных семьях, они часто худы, бледны и страдают желудочно-кишечными расстройствами. Симптом pica часто наблюдается у тяжело умственно отсталых детей и продолжается в течение дальнейшей жизни. Сохранение этого симптома у детей с нормальным психическим развитием после 4 лет — свидетельство глубоких поведенческих нарушений или даже тяжелого заболевания.
Тучность. Существует точка зрения, что тучные дети не способны переживать чувство удовлетворения от еды. Они лишены жадного стремления к пище, но принуждают себя есть почти насильственно, чтобы достичь чувства уверенности, прочности и устойчивости. Для тучных это означает наполнить себя, а постоянное поглощение пищи имеет подсознательный смысл защиты от саморазрушения. Основная фантазия ребенка — необходимость поддержать себя. Защитные механизмы, приводящие ребенка к ожирению, являются имитирующими, скрывающими стремление к всемогуществу. Для младенца, который позже станет тучным, отделение его от матери при отлучении от груди означает потерю части себя. Сохранение же связи с матерью позволяет не утратить ни одной части своего «Я» и таким образом предотвратить повреждение. Переедание — это попытка ребенка воссоздать непрочную или разрушающуюся связь со значимой фигурой. Получается так, что имитирующая фантазия не строит «Я», а только помогает ребенку выжить, но затем, если идентичность «Я» достигается, она легко может быть расстроена, так как «Я» в этом возрасте еще очень хрупкое. Эти пациенты нуждаются в нахождении заместителей «Я», которые могут иногда включать механизмы художественного творчества [Gaddini P. B., 1977]. Запор. При запоре кал долго остается в кишечнике и выходит в виде плотных, иногда твердых и засохших комков. Запор встречается примерно у 7 % детей и несколько чаще у девочек, чем у мальчиков. Задержка стула приводит к тому, что малыш во время дефекации сильно напрягается и часто испытывает боль, особенно при наличии трещин и геморроидальных узлов. При обследовании живота кал прощупывается в виде твердых круглых образований чаще всего в подвздошной области. Нередко отмечаемые при этом расстройстве колики в животе во время дефекации свидетельствует о спазмах кишечника, другие симптомы отсутствуют. Иногда отмечаются дискомфорт, беспокойство или апатия, ощущения озноба и головная боль. Начало — обычно в раннем возрасте. Почти в 40 % случаев матери датируют начало запора у ребенка в младенчестве или в раннем дошкольном возрасте. Энкопрез. Непроизвольное выделение кала может появиться у детей в возрасте, когда контроль за работой анального сфинктера уже должен был сформироваться. К возрасту 4-х лет энкопрез должен оцениваться как расстройство функций, а не вариант развития, или неправильного воспитания. Недержание может быть постоянным или появляться как элемент регрессии, то есть поведения, соответствующего более младшему возрасту и появляющемуся при тяжелых заболеваниях. В 25 % случаев в основе недержания кала лежат психогенные факторы. Энкопрез обычно связывают с недостатком родительской любви, отрывом от матери, с доминирующей придирающейся матерью и сверхтребовательными родителями. У некоторых детей впервые помещенных в стационар, круглосуточные ясли, детский сад, детский дом может развиться недержания кала, однако, оно обычно прекращается после привыкания ребенка к новому окружению. Сепарационная тревога проявляется постоянным беспокойством ребенка по поводу «возможного» отделения его от матери или другого лица, к которому он наиболее сильно привязан. Сепарационная тревога выражается в страхе исчезновения этого человека, боязни быть потерянным или похищенным. Возникают вспышки раздражения с плачем, требованиями не покидать его, не оставлять одного дома. Ребенок боится выходить из дома, расставаться с семьей. Всегда есть симптомы соматических расстройств: нарушается сон, появляются головные боли, тошнота, рвота, нарушается аппетит, отмечается потеря массы тела. Синдром депривационной предречевой ретардации. Нарушения взаимоотношений в системе «мать—дитя», полная депривация могут привести к недифференцированному крику-плачу, отставанию в развитии модулированных вокализаций (гукания, гуления, лепета, двуслогового лепета), снижению или отсутствию звуко- или слогоимитации. Этот синдром может быть в более легком или более тяжелом вариантах. При последнем наряду с предречевыми нарушениями имеются проявления анаклитической депрессии: отсутствие положительных эмоций, зрительного и слухового сосредоточения, двигательная заторможенность, регресс поведенческих навыков, патологические привычные действия [Микиртумов Б. Е., Гречаный С. В., 1996; Гречаный С. В., 1998]. Невропатия. Этот синдром — недостаточность вегетативной регуляции конституционального или рано приобретенного смешанного происхождения. В последнем случае в патогенезе невропатии большую роль играет эмоциональное напряжение ребенка, вызванное нарушенными взаимоотношениями в диаде «мать—дитя» или в семье в целом. К их числу можно отнести неадекватные условия режима, вскармливания и ухода, искажение материнского отношения. Невропатия составляет 10,1 % от общего числа пограничных психических расстройств в младенчестве. Патологическое соматовегетативное реагирование наблюдается чаще и может встречаться еще до 6–7 мес. В дальнейшем формируются расстройства эмоционально-волевых реакций, нарушения внимания, психомоторики, расстройства коммуникативных функций. К 1,5 годам синдром невропатии приобретет отчетливые клинические черты. Появляются элементы личностных реакций в виде повышенной чувствительности к внешним и внутренним раздражителям. Симптоматика невропатии складывается из расстройств сна: изменений его продолжительности, глубины, нарушений засыпания и пробуждения, инверсии сна и бодрствования, двигательных феноменов во сне (вздрагиваний, бруксизма, яктаций, сосания пальцев), общей возбудимости, желудочно-кишечных расстройств, нарушений инстинктивной деятельности (аппетита). Позже могут присоединиться различные страхи, реакции пассивного протеста, невротические реакции даже на незначительные трудности и соматические недомогания. Дети, страдающие невропатией, отличаются очень выраженной привязанностью к матери, затруднениями в общении с другими людьми, необычной заторможенностью в новой обстановке. Они плохо включаются в ситуацию, активность при контактах незначительна, отвечают тихо или вовсе отказываются от общения. Двигательная активность при выполнении тестовых заданий легко затормаживается, моторика производит впечатление неловкой. Неврологических симптомов не обнаруживается, интеллектуальное развитие без отклонений.
- Часть 2. Клиническая психология
- Клиническая психология как научная дисциплина. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
- Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.
- Нейропсихология как раздел клинической психологии. Предмет, задачи, области применения.
- Современные представления о системной организации впф и мозговых механизмах познавательной деятельности. Три функциональных блока мозга (по а.Р. Лурия).
- Нейропсихологическая диагностика: основные принципы и методология исследований высших психических функций при очаговых поражениях мозга.
- Агнозии: классификация и общие мозговые механизмы, связанные с морфофункциональной организацией анализаторных систем мозга.
- Нарушения речи: афазии и дизартрии, дифференциальная диагностика. Классификации афазий и принципы их диагностики в зависимости от тяжести поражения мозга.
- Соотношения общемозговых и локальных синдромов в топической диагностике мозговых поражений.
- Патопсихология как раздел клинической психологии. Задачи, проблемы.
- Особенности и задачи патопсихологического исследования.
- Основные концепции возникновения и развития психосоматических расстройств.
- Механизмы возникновения психосоматических расстройств.
- Роль личности в происхождении психосоматических расстройств.
- Психологические особенности семей с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами. Роль семьи в профилактике психосоматических расстройств у детей.
- Соматогенные нервно-психические и соматизированные расстройства.
- Внутренняя картина болезни соматического больного. Типы отношения к болезни. Факторы, участвующие в формировании внутренней картины болезни.
- Психосоматические расстройства в младенческом и раннем детском возрасте.
- Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры).
- Эмоциональный стресс и механизмы его развития.
- Понятие психогении и ее значение для психологии и медицины. Систематика неврозов.
- Роль преморбидных особенностей личности и условий воспитания для возникновения невротических расстройств.
- Невроз как болезнь личности. Патогенетическая концепция неврозов в.Н. Мясищева.
- Психотерапия: определение, классификации, цели.
- Понятие стратегии и тактики в психотерапии. Патогенетическая и симптоматическая психотерапия.
- Основные направления психотерапии.
- Принципы и методы организации психотерапевтического процесса. Варианты взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Качества и навыки, необходимые психотерапевту. Профессиональный этический кодекс терапевта.
- Базовые понятия психоанализа и основные методы психоаналитической терапии.
- Анализ феноменов переноса, контрпереноса и сопротивления в динамике терапевтического процесса.
- Основные теоретические и методологические положения когнитивно-поведенческой терапии.
- Основные положения клиенто-центрированной терапии Роджерса, условия обеспечения личностного роста.
- Принципы и методы гештальттерапии. Экзистенциальный принцип «здесь и сейчас».
- Теоретические основы и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
- Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
- Роль и задачи психолога в судебно-психологической экспертизе.
- Психологическое консультирование. Определение, цели, задачи, виды. Место психологического консультирования среди видов психологической помощи. Личность консультанта, этика консультирования.
- Психологическая консультация как организационная структура. Требования к оформлению помещения, обязанности консультанта. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий.
- Эффективность консультативного процесса. Факторы, снижающие и повышающие успешность консультативного процесса.
- Этапы психологического консультирования. Техники и процедуры консультирования. Особенности психодиагностики в процессе консультирования.
- Специфика консультативного процесса в зависимости от возраста, культуральных и эмоциональных особенностей клиента.
- Мотивационное интервью. Цели, этапы. Транстеоретическая модель изменений Прохаски и Ди Клименте.
- Психология влияния. Механизмы влияния, виды. Способы противостояния негативному воздействию.
- Аддиктивное поведение. Определение, виды, этапы развития.
- Модели формирования аддиктивного поведения. Этапы формирования химических зависимостей (алкогольная, наркотическая зависимости).
- Профилактика аддиктивного поведения (первичная, вторичная, третичная). Виды реабилитации. Психологическая помощь созависимым.
- Девиантное поведение. Определение, классификации, критерии девиантного поведения.
- Нарративная психотерапия.
- Постмодернизм и его роль в современных психотерапевтических подходах.
- Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования.
- Концепция «стресс-диатез» в пограничных психических расстройствах.
- Феноменологический подход в работе психолога с пациентом. Языковая проблематизация и деконструкция.
- Современное понимание идентичности как центра самоорганизации и сохранения психического здоровья.
- Индивидуальный нарратив как источник и воплощение невротического состояния.
- Негативная и позитивная диагностика неврозов, концепция неврозов по в.Н. Мясищеву.
- Этиологические концепции невротических расстройств.
- Понятие о неврозоподобных состояниях различной этиологии.
- Субъективные психологические реальности как возможная основа для срыва психической саморегуляции.
- Пограничный уровень психической патологии. Диагностические критерии.
- Диагностический процесс в работе клинического психолога: подходы и компоненты.
- Роль психологической модели дискурса для понимания пациента, существующих у него проблем и эффективного психокоррекционного воздействия.
- Нехимические аддикции: виды, этапы формирования, клинико-психологические особенности.
- Гэмблинг: особенности вовлечения, развития, психологическая коррекция.
- Компьютерная и интернет зависимости: причины, этапы формирования и клиническая картина.
- Нарушения мышления при эндогенных расстройствах. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения памяти и внимания. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики.
- Нарушения интеллекта: возрастные особенности, методы диагностики.
- Нарушения сознания: классификация, особенности проявлений.
- Судебно-психологическая экспертиза по половым преступлениям.
- Судебно-психологическая экспертиза состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза о праве на воспитание детей.
- Взаимодействие эксперта-психолога и эксперта-психиатра при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз.
- Организация проведения психологического исследования и структура написания психологического заключения.