logo
GAK_-_2_chast

Современное понимание идентичности как центра самоорганизации и сохранения психического здоровья.

Идентичность это не просто признание себя «кем-то», а это обретение определенного смысла своего существования, осмысленности собственной жизни, т.е. нахождение себя. По Эриксону обладать идентичностью: ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; это значит, что прошлое, настоящее и будущее переживаются как единое целое; это означает, что человек ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми.Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые среди окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре. Пытаясь ответить на вопрос «Кто я?» люди неизбежно производят подмену исходного «Кто?» на реифицированное «Что?» или «Чем я являюсь?». Люди предлагают нам свои истории, которые являются историями идентификаций.Идентификация - практика означивания и самообозначения индивидуальности, конституирующие человека как «Я». Процедуры именования позволяют хронологизировать «сейчас» и локализовать «здесь» в рамках открытого пространства культуры. Преждевременная идентичность. Бесконфликтное обретение ролевых моделей, которые не становятся сущностными - это присвоенная, мало осознаваемая идентичность. А. Ватерман считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения А. Ватерман называет элементами идентичности. Они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни. Достигнутая идентичность - обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Это конструируемая идентичность. Подавляющее большинство людей живет «во сне», представляя собой реализующиеся программы восприятия-поведения, которые не зависят от их воли и желания. По-другому говоря, современный человек имеет стереотипные, шаблонные реакции в ответ на поступающие сигналы внешней среды; причем, шаблонную природу имеют и мысли, и эмоции, и телодвижения. Современный человек пропитан договором, по которому его жизнь рассматривается как непрерывное прохождение через связанные, последовательные, обществом узаконенные границы, каждая из которых имеет свои критерии — возрастные, физиологические, социальные. И общественное мнение постоянно давит на человека, начиная с пеленок, чтобы его критерии оценки себя соответствовали общественно установленным. В итоге растет косность, механистичность существования, в которых доля разумности все уменьшается. Символический интеракционизм. Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка. Осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума: она формируется при помощи категорий, выработанных в языке. Наличие осознаваемой идентичности означает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать ритуализированному развертыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения. Соотношение социальной детерминацией и самодетерминации личности. Дж. Мид решает через выделение аспектов идентичности «I» и «me». «Me» описывает человека как существо, детерминированное социально заданными условностями и привычками. Это как бы представитель общества в индивидууме: оно состоит из интернализованных «генерализованных других». «I» описывает человека как существо, которое способно реагировать на социальную ситуацию своим индивидуальным, неповторимым образом. Типы идентичности. И. Гоффман выделяет три вида идентичности: 1) социальная идентичность — типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит; 2) персональная идентичность —индивидуальные признаки человека: например, отпечатки пальцев и уникальная комбинация фактов и дат истории его жизни; 3) Я-идентичность — субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своеобразия. Личная идентичность также является социальным феноменом: восприятие личной идентичности происходит при условии, что информация о фактах жизни человека известна его партнеру по взаимодействию. Борьба идентичностей. Модель «борьбы идентичностей» Р. Фогельсона : выделяются четыре вида идентичности: 1) реальная идентичность — самоотчет индивида о себе, его самоописание «я сегодня»; 2) идеальная идентичность — позитивная идентичность, к которой индивид стремится, каким ему хотелось бы себя видеть; 3) негативная, «вызывающая страх» идентичность, которой индивид стремится избегать, каким он не хотел бы себя видеть; 4) предъявляемая идентичность — набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности. Человек старается приблизить реальную идентичность к идеальной и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностью. Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой. Аспекты «I» и «mе» олицетворяют для Дж. Мида сосуществование принципов социальности и индивидуальности. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы ее существования; с другой стороны, индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей. Успех поддержания идентичности зависит от наличия у человека следующих способностей: способности к ролевому дистанцированию, к эмпатии, толерантности к противоречиям, успешной презентации своей идентичности. Самокатегоризация. Дж. Тэрнер ввел понятие самокатегоризации — когнитивного группирования себя с некоторым классом идентичных объектов. Три уровня самокатегоризации: 1) самокатегоризации себя как человеческого существа (человеческая идентичность); 2) групповой самокатегоризации — социальной идентичности; 3) личностной самокатегоризации — личностной идентичности. В соответствии с теорией самокатегоризации, процесс становления идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса: 1) индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории; 2) присвоение себе общих групповых характеристик и усвоение норм и стереотипов поведения групп членства; 3) приписывание себе усвоенных групповых норм и стереотипов, использование их в качестве регуляторов своего поведения. Личностная идентичность является продуктом социальной идентичности, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на последнюю. Развитие идентичности осуществляется с помощью двух основных процессов: 1) ассимиляции и аккомодации: происходит отбор новых компонентов в структуру идентичности, а затем приспособление структуры к этим компонентам (переструктурирование); 2) оценки — определения значения и ценности содержаний идентичности, как новых, так и старых. Эти процессы взаимосвязаны: процесс оценивания может влиять на отбор содержания для ассимиляции и на форму аккомадации. С другой стороны, ассимилируются также ценности, которые задают критерии оценки. Взаимодействие этих процессов во времени приводит к формированию содержательного и ценностного измерений идентичности. Л.С. Выготский: «вся психика построена по типу инструмента, который выбирает». Традиционная наука привыкла рассматривать психологические феномены «как статус, а не как процесс, как состояние, а не как становление». Для понимания механизмов конструирования человека и его идентичности («Я»), необходим особый способ восприятия социальной реальности, который П.Бурдье назвал «реляционным мышлением», и который представляет социальный мир как совокупность отношений, а не как «позитивную субстанцию», представляемую как система «вещей». Необходимо сфокусировать свое внимание на практике. Социальный конструктивизм (Бергер, Лукман) предложил рассматривать диалектические отношения между индивидом и обществом при помощи триады «экстернализация — объективация — интернализация». Носителем идентичности является субъект, вне субъекта нет идентичности. Идентичность имеет объектное существование и субъективное осуществление. Идентичность — субъективна по природе, объективируется в бытии. Идентичность есть результат самокатегоризации и самообъективации субъекта через образ “Я”, характеризует самореферентность человека в его уникальности и неповторимости. Порождающим механизмом является самосознание. Исполнительным механизмом являются процессы идентификации-отчуждения. Реификация. Необходимо комплексно, в единстве рассматривать материальный и символический мир

реификация символических (социальных) представлений подразумевает эссенциализацию качеств и представлений существующих лишь на символическом уровне. Реификация — овеществление, т. е. процесс превращения абстрактных понятий в якобы реально существующие феномены, приписывания им субстанциональности, в результате которой они начинают мыслиться как нечто материальное. Реификация, в логике — логическая ошибка рассматривания абстракции, как если бы она была реальной вещью. Идентичность – это не фиксируемая реальность, а скорее длящаяся проблема, или проблемность. Это задавание себе вопроса о себе самом. Такая идентичность должна пониматься не как «субстрат», а как процесс. Идеал фиксированной или стабильной идентичности является фантазией. Номадическая идентичность. Рози Брайдотти рассматривает идентичность, используя для этого понятие «номады» («кочевники»). Данное понятие опровергает возможность существования устойчивой идентичности. Быть «номадой» - жить без границ, находиться в постоянном состоянии перемещения и опровергать возможность существования устойчивой идентичности. Номадическая идентичность - это трансидентичность, она состоит из переходов, сдвигов, перемен. Образ номады отвергает всякую идею закрепленности. Номадическое сознание предполагает определение смысла идентичности, основанное на сложившихся, а не фиксированных фактах и обстоятельствах. Номадическое сознание когерентно и мобильно. Оно отвергает любой тип идентичности как постоянный и не направлено на создание устойчивой идентичности. Жизнь человека является непрерывным процессом жизнетворчества, который проявляется как столь же непрерывное «расширение мира, расширение жизненных отношений» (Д.А. Леонтьев, 2001). Человеческое Я устойчиво не только по отношению ко времени, но и по отношению к жизненному (ментальному) пространству человеческого бытия.Перекомпоновка проблемы требует перехода от бинарных построений к тернарным конструкциям, к признанию того, что нельзя приблизиться к решению проблемы идентичности, минуя проблему динамики многомерного жизненного мира – закономерностей его становления в онтогенезе как последовательного формирования «мерностей», обусловливающего соответствующую трансформацию Я (В.Е. Клочко, 2000, 2005), и последующей динамики, проявляющейся в расширении многомерного мира человека в процессе жизнеосуществления. Новые установки постнеклассического уровня стирается граница между личностью и социальной средой, и становится по-настоящему непонятно, «где человек, а где окружающие его культурные артефакты» и требуется еще понять, каким образом «мир врывается в нас, достраивая и расширяя пространство нашего Я».Что обеспечивает устойчивость человека в меняющемся мире? Самореализация личности служит основой её саморазвития, так как переход к новому качественному состоянию личности возможен лишь тогда, когда индивид действует и в процессе своих действий производит результат. Процессы творческой самореализации направлены на более полную реализацию человеком себя как личности (самовоплощение). Они связаны: с определённым уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению,саморазвитие понимается как «развиваю себя сам». Личностно-социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности ребёнок становится лишь тогда, когда сам начнёт эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без него. Изменение взглядов на природу самоидентичности. Четыре базовых тенденции:

1. Тенденция к перманентной актуализации проблемы идентичности личности;

2. Тенденция к преодолению бинарного мышления;

3. Тенденция понимания проблемы идентичности в транстемпоральной динамике;

4. Тенденция к процессуальному пониманию идентичности

В эпоху социальных изменений иначе выглядит диалектика и метафизика человеческой индивидуальности представления об индивидуальности настолько трансформируются, что иногда происходит полная потеря ясности понимания границ между субъектом и объектом, индивидуальным и социальным, воспринимаемым и создаваемым. Эпоха социальных изменений характеризуется тем, что изменение перестает быть обстоятельством или атрибутом ситуации (то есть изменения перестают «происходить»), а становятся продуктом психологической (субъективной) жизни (ожиданиями, выборами, проектами). Современный человек не просто оказывается нетождественен самому себе, будучи захвачен потоком бытия, но должен становиться нетождественным самому себе под свою персональную ответственность. В таких обстоятельствах возникают особые виды рисков, обусловленные не только опасностью потери идентичности, но и опасностью формирования иллюзорной, выдуманной идентичности. Идентичность человека как открытой саморазвивающейся системы превращается в фундаментальное отношение и форму миропроекта, в психологическое условие стабильности и устойчивости человека, в форму воспроизводства и становления человеческого в мире (В.Е. Клочко). Социальные изменения, часто революционные по своей сущности, но происходящие «обыденно», трансформируют структурные параметры жизненных миров, их содержательное, ценностно-смысловое наполнение, создавая дефицит коммуникабельности (Кабрин В.И.), делают людей «разновременниками» (О.Розеншток-Хюсси). В эпоху социальных изменений перестраивается сложившаяся система коммуникаций, посредством которой социальное пространство человеческого бытия трансформируется в ментальное пространство человека, сообразное с его уникальным представлением о себе (образ Я), о мире (образ мира) и тем, что он делает в этом мире (образ жизни), в совокупности определяющими то, что в психологии принято называть Я-концепцией или идентичностью (П. Бергер, П. Штомпка, С. Московичи, М. Эпштейн). Человек, живущий в эпоху социальных изменений, - это человек, ищущий опору, основание для самоопределения между потоком бытия и собственной отстраненностью, психологической дистанцированностью от этого потока.

в прежние эпохи предполагалось, что для обретения идентичности человек должен погрузиться в поток бытия, или наоборот, дистанцироваться от этого потока (К. Обуховский). Ранее проблемной выглядела сама идентичность, ее особенности и формы. Социокультурные трансформации социального пространства происходят сегодня настолько быстро и необратимо, что повсеместно складываются ситуации потери идентичности – разрыва между новыми реалиями и сложившегося под влиянием коммуникативно-опосредованных воздействий культуры системой представлений человека о себе, способов понимания и оценки себя, умонастроений. Специфические риски, связанные с практиками становления и восстановления личностной целостности, личностного потенциала, личностной компетенции в захваченности потоком бытия и потоком изменений. Возникает проблема особого вида психической ригидности, обусловленной погружением в процесс «хронического становления кем-то» при недостаточной способности «быть кем-то» вовремя, приводящая к неспособности человека адекватно отвечать на вызовы и парадоксы действительности. Проблема избыточной устойчивости Я-концепций, которые в ситуации изменений становятся Я-иллюзиями (то есть феноменологически не отрефлексированными и динамически не освоенными формами опыта) в значительной мере обусловливает нерезультативность, неубедительность, неэффективность психологических и социальных практик (Г.В. Залевский, Э.В. Галажинский), трудности в достижении успешной карьеры.

Социально-психологический ландшафт современного мира. Мир постмодернизма, пострелигиозности, постнеклассической научности открывает новые возможности и предъявляет новые требования, возникающие в процессе пересмотра представлений и подходов изучения психологии личности, коммуникации, социального познания, идентичности (Garfinkel, 1982; Gergen, 1997; Harre, 1989; Henwood, 2003). В психологических исследованиях становления и поведения человека в центре внимания оказываются социальные практики (К. Левин), канальные факторы и субъективная интерпретация (Л. Росс, Р. Ниссбетт), нарративы (Т. Сарбин, Дж. Брунер, Д. Макадамс, Г. Херманс и др.), принципы системной детерминации (В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский), самоорганизация, синергетические основания процессов психологического гомеореза (поддержание постоянства в развивающейся системе). На «высоких скоростях» самоорганизации психологических систем эмпирический опыт, являющийся основанием для рационального понимания проблемных ситуаций, должен систематически дополняться опытом экзистенциальным, то есть опытом решений, выраженным в самоописаниях, в понятиях и терминах становления идентичности человека.В эпоху социальных изменений не только экзистенциальный опыт требует рационального подтверждения, как это было раньше, но и объективный рационально обоснованный опыт требует подтверждения опытом экзистенциальным (В.В. Знаков). Идентичность в эпоху социальных изменений становится необходимым условием воспроизводства возможностей и принятия ответственности, а становление идентичности – базовым отношением (сущностью) практик понимания. Проблема идентичности была актуальна всегда, но если раньше человек должен был меняться в соответствии с тем, как меняется среда, но сохранять или созидать ценности и смыслы жизни, то есть адаптироваться, восстанавливаться,

сегодня человеку необходимо меняться в соответствии с тем, как меняются его и других людей личные и социальные планы на среднее и ближайшее будущее, то есть становиться более ответственным существом. Сегодня недостаточно прикладывать много сил в практиках улучшения и развития себя (то есть иметь много средств, много знать). Сегодня необходимы как интенсивные практики становления себя – погружения в поток бытия (определения ценностно-смысловой позиции), так и способность своевременно дистанцироваться от потока бытия – изменить уровень мышления. Чтобы быть современным, человеку надо верить не только в свой выбор, но и в свой мир, что благодаря интенсивности изменений становится все более проблематично.Становление идентичности сегодня уже не является средством адаптации или развития, а становится условием существования, онтологическим основанием и экзистенциальным отношением. Понимание идентичности в 20 веке.В теориях прошлого столетия идентичность понималась преимущественно как продукт и форма психического отражения действительности, схема самосознания, результат рефлексии, форма репрезентации подсознательных процессов, средство сохранения устойчивости, структура опосредования сущности и поведения (Л.Б. Шнейдер, Г.Л. Тульчинский, В.С. Малахов). Проблема становления идентичности была связана с явлением кризиса идентичности (Г.М. Андреева, Т.М. Буякас, А.В. Кузьмин, М.В. Заковоротная, П.С. Гуревич, А. Тоффлер). Развитие личности стало связываться с прохождением специфических этапов, в процессе которых человек находит себя и результатом которых является формирование идентичности. Становление идентичности уже не является процессом преодоления кризисов, а является одновременно и элементом повседневности. Становление идентичности теперь должно пониматься в динамике самоорганизации, а не только в динамике адаптации к изменениям. Становление идентичности определяет смыслы и структуры психологических практик. Тенденция понимания границ идентичности как границ ответственности, свободы, открытости

1. Становление идентичности – процесс отождествления-разотождествления субъекта с самим собой, с опытом, с реальностью (Б. Шефер, Б. Шледер, Г. Бэйтсон). 2.Становление идентичности – процесс узнавания и иерархизации себя (К. Юнг, Р. Ассаджиоли, Д. Келли). 3.Становление идентичности – процесс социализации, идентификации со значимым другим и обособленности, дистанцированности от значимого другого (Д. Марлоу, К. Герген, Э. Дюркгейм, С. Московичи, Ш. Тейлор, К. Обуховский).

4.Становление идентичности – процесс достижения постоянства, устойчивости личности во времени и качественного изменения, возникновения нового уровня организации, нового порядка, объективной идентичности (Ж. Пиаже, А. Адлер, А.В. Казанская). Проблема «невидимости» человека. Л.С. Выготский: «Осуществившееся поведение есть ничтожная доля возможного. Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей. Эти неосуществившиеся возможности нашего поведения … есть совершеннейшая реальность, такая же, как и восторжествовавшие реакции». Неклассическая методология указывает на: невозможность принимать теоретические конструкты за реальность и жить в соответствии с ними; плюрализм концепций как способ обеспечения разных типов или аспектов деятельности. Постнеклассическая методология, критикуя фундаментальное знание, указывает на реальность языка и времени как единственную реальность, позволяющую понимать процесс превращения первичного опыта в систему познания, и предлагает рассматривать социальную психологию как историю самоповествования личностей, указывает на перформансность психологии социальных изменений. Когда мир вокруг изменяется, нельзя оставаться самим собой, не участвуя в этом процессе (Э. Эриксон, 2000). В устойчивые периоды социальной определенности человек обязан следовать императиву: «становись тем, кем должен стать, и будешь собой». В ситуации изменений к нему добавляется и противоположный императив: «Будь собой в начале, в середине и в конце и будешь становиться собой». Оба императива представляют собой жизненный парадокс, решение которого есть ответственность и свобода (Кочюнас Р., 2000). Социальная и личностная идентичность. Индивид не может быть идентичным самому себе во времени вне социального познания, без определенных усилий со своей стороны и подтверждений со стороны социума (Э. Эриксон, 2000). Социальная идентичность – отождествление человеком себя и социальных императивов и личностная, персональная идентичность – отождествление человеком себя со своими собственными, «внутренними» стремлениями с возможным собой идентифицируется индивид, переживая переходы между состояниями социальной реальности.С точки зрения системного анализа, идентичность есть система самореференции человека в ситуации (Л.Б. Шнайдер, 2004). «Определяем идентичность как самореферентность (лат. Referre – сообщать), сообщение, на основе ощущения и осознавания уникальности своего бытия и неповторимости личностных свойств, самому себе о том, кто Я и что является Моим, при наличии своей принадлежности социальной реальности в форме конкретных жизненных ситуаций» (Л.Б. Шнайдер, 2004, с. 101). Новизна подхода - идентичность выступает конструктом, согласующим два противостоящих гносеологических контекста: контекста понимания личности как совокупности атрибутов индивидуума и контекста понимания личности как модусов бытия, тенденциональности и отношения бытия-в-мире. Все варианты идентичности, представляемые посредством набора атрибутов (например, половая, профессиональная, этническая) или посредством избранных модусов бытия (например, ролевая, возрастная, культурная), являются фиксированными (воплощенными в сознании и в мире) формами темпоральной, временной идентичности (потенциальными). Когда мы обращаем внимание на собственно темпоральную идентичность (отождествление человека со своими возможными Я), неизбежно порождается новый контекст познания, ранее не видимый или не существовавший – контекст обновления, становления, творческого самовыражения. Этот контекст характеризуется перформативностью речи, то есть осознаваемая в это время психологическая реальность не отражает и не репрезентирует действительность, а превращает ее, придает ей новые смыслы, статусы, границы. Новый контекст переживается как период, характеризующийся неустойчивостью и неопределенностью, и в свою очередь порождает новый порядок.Когда мы обращаем внимание на собственно темпоральную идентичность (отождествление человека со своими возможными Я), неизбежно порождается новый контекст познания, ранее не видимый или не существовавший – контекст обновления, становления, творческого самовыражения. Этот контекст характеризуется перформативностью речи, то есть осознаваемая в это время психологическая реальность не отражает и не репрезентирует действительность, а превращает ее, придает ей новые смыслы, статусы, границы. Новый контекст переживается как период, характеризующийся неустойчивостью и неопределенностью, и в свою очередь порождает новый порядок. Конструкт темпоральной идентичности (Х. Маркус) позволяет обратить внимание не только на принятие неопределенности, но и на то, каким образом человек идентифицирует ситуацию как неопределенную (для этого он соотносит актуальную ситуацию с возможной идентичностью, и именно возможная идентичность выступает в этом процессе как устойчивое основание). Становления идентичности, как ситуация идентификации индивидуума с его экзистенциальной практикой. Такого рода идентичность существует исключительно в сознании и представляет собой смысловое соответствие. Когда три аспекта опыта – опыт индивидуализации (обобщающий коммуникацию), опыт трансцендирования (обобщающий мышление) и опыт отношения (обобщающий осознание) определяются как идентичные друг другу по параметру «мое», мы можем предположить оформившуюся темпоральную идентичность. Постулат «бытие определяет сознание» значительно уточняется: сознание определяется опытом усвоения и реализации социальных практик. Идентификация индивида с социальными практиками (в масштабе всей жизни – идентификация с делом своего бытия, с делом своей жизни, экзистенцией, смыслом жизни) представляет собой процесс согласования темпоральных идентичностей: в структуре сознания темпоральные идентичности существуют в виде возможных «Я»: каким я мог бы быть, каким я могу быть). Темпоральные идентичности позволяют согласованно конституировать ситуации присутствия человека в условиях изменений. Согласованная рефлексия для понимания идентичности необходима согласованная:рефлексия объекта (эмпирический опыт), рефлексия процесса понимания объекта (рациональный, когнитивный опыт) и рефлексия способа существования (экзистенциальный опыт). Аналогично необходима и последовательная рефлексия сущности, существа и существования, предметности, предмета и присутствия. Главным является принцип согласования порядков рефлексии, то есть феноменологический метод, отражающий самый глубокий уровень рефлексии из рассматриваемых в современной психологии. Он должен быть дополнен положениями о симфонизации (интенциональной синхронизации), согласованности порядков рефлексии и идентичности. Воспользовавшись таким методом, мы можем объяснить множественность различных видов идентификации. Феноменологический подход опирается на субъективность и рефлексию способа познания. Более высокие уровни сложности и порядки усложнения психической организации не могут быть исчерпывающе поняты с помощью категорий низших уровней, то есть с помощью методов редукционного анализа. Для понимания сложных психологических явлений необходима феноменологическая интерпретация – способ увидеть в целом то, что есть, было, будет, могло быть и может стать, и выразить это на понятном языке.Для феноменологического описания психологических явлений необходимо учитывать не только фактические характеристики и измерения, но и гипотетические (характеристики возможной, рискованной действительности). Особое значение имеет измерение временных (хронотопических) соответствий. В феноменологическом методе подразумевается «вертикальность» времен, то есть вложенность длительностей разного масштаба друг в друга. Эту вложенность времен (возможных длительностей) в одном актуальном времени (в текущей длительности) называют транстемпоральностью. Транстемпоральный подход позволяет видеть качество не само по себе, но качество в количестве (длительности, повторяемости, регулярности времени практики). Рассматривются не просто переживания, а систему социально-психологической практики-переживания, Феноменологическое исследование в транстемпоральном аспекте опирается на методологию понимания опыта соответствия трех составляющих человеческого присутствия: переживания (качества), практики (ответственности), языка (детерминированности).Целостность времен жизни задает понимание того, что поведение и опыт являются различными сторонами одного целого – системы практики-переживания. Это особенно важно в случаях изучения жизнеизменяющих переживаний, когда речь идет о взаимоотношениях человека и мира, опосредованных социальным контекстом. Характеризующие и проблемные компоненты: проблемы психической ригидности (избыточной устойчивости психологических систем), флексибильности (оптимальной подвижности психологических систем), интенциональной открытости (временной согласованности психологических систем), ценностно-смысловой ориентации в психологии понимания и психологии бытия. Главным принципом и условием позволяющем взять рефлексивные данные является не просто эмпатия, главным принципом соответствия , в качестве достаточных, является общность социально-психологической практики – согласованность поведения, опыта и речи, совместность. При этом важным условием является учет уровня, степени, времени, смысла и других характеристик совместности. Работа психолога, психолог действует в определенных обстоятельствах, задающих уровень интенсивности жизни и рефлексии. Включен в ситуацию диалога и должен «следовать за мышлением другого человека», не отставая и не забегая вперед: необходимо быть вовремя понятым,необходимо не отбрасывать, а использовать теоретические предположения в качестве дополнительных данных. Теоретические положения следует считать результатом рефлексии, состоявшейся ранее и «закостеневшей» в своем времени (в настоящее время) подразумевает погружение в неопределенность существующих теоретических положений - предпочтение обыденного языка описания. Обыденный язык позволяет улавливать множество нюансов, которые теряются при переводе повествования на некоторый категориальный язык.- усиливается позиция предпочтения языка, стремящегося сохранить текучесть и поток сознания, но не посредством отрицания категориального языка, то есть языка, стремящегося свести описание к набору нескольких категорий, а посредством преодоления категориальности пониманием того, что категории в свое время были метафорами и именами, возвращая онтологический смысл категорий, слов и понятий. Языковая деконструкция. Емкие общепринятые к употреблению категории следует поместить в неопределенность социально-психологической практики, сделать их поводом для транснцендентной самокритики сознания. Это позволит воспроизвести смысл категорий, «оживить» их, поместить их в интенсивную действительность переживания. Обыденная речь будет трансформироваться не в менее живую и далекую от переживания форму, но станет формальной речью, имеющей статус жизнеизменяющей, обеспечивающей время. Феноменологический метод: 1. Стадия сбора наивных описаний. 2. Стадия анализа наивных описаний с выделением структурных составляющих переживания. 3. Составление отчета, дающего ясные артикулированные описания интересующего феномена (переживания).Транстемпоральное отношение добавляет к этому установления и описания социально-психологической практики, контекста социальных и жизненных изменений. Психолог должен в начале артикулированно выразить базовую форму времени – смысл психологической практики, а потом все время соотносить опыт рефлексии переживания с опытом практики. Это действие должно осуществляться в самом начале исследования и воспроизводиться на всех последующих стадиях. Общая форма понимания на этом этапе может быть следующая: «Участвуя в …, субъект переживал ….». В качестве смысловых единиц выделять не любые смыслы, а темпоральности – длительности опыта, однородные по своему смыслу. (Темпоральность – время, длительность конкретного опыта)

необходимо исследовать тенденции и структуры переходов и согласований темпоральностей. (в своем повествовании от переживания одной длительности к другой) Это позволяет понять человека в его готовности быть, понять смысл его опыта в контексте его экзистенции. Предлагается получать не списки тем, а описания тенденций становления человеческого бытия в мире в терминах конкретного опыта и переживания,объединяем различные источники получения данных: рефлексивные описания,

саморефлексия исследователя, общекультурные тексты.В одну систему практики-переживанияпроблема идентичности – это проблема устойчивости человека в меняющемся мире.Базовым контекстом формирования идентичности является контекст свидетельствования (supervising). Именно свидетельствование как социальная практика обеспечивает единство устойчивости и уникальности личности. Феномен перформанса – формы представления, в которой главную роль играет зритель коммуникация и коммуникативные процессы представляются не просто процессами становления, обмена и взаимодействия, но и пространствообразующими, мирообразующими, подходообразующими явлениями в психологии и социальных науках - самоопределения людей и групп изменяют смыслы и содержания социальных практик, форм взаимодействия и жизни,поиск ответа на жизненные вопросы становится специфически проблематичным, поскольку становится именно поиском идентичности, а не только поиском подходящего решения,репрезентативность и презентабельность характеризует только один аспект понимания коммуникации. Другим важным аспектом является перформансность. Коммуникация является не только процессом и условием трансформации человеческой идентичности, но и сама коммуникация трансформируется в ходе становления человека и человеческого присутствия

Не только личность, свойство, качество человека и человеческой активности объясняются посредством свойств и качеств коммуникации, но и мы сами, становясь Человеком, объясняем, создаем и трансформируем коммуникацию. Перформансная коммуникация - трансформирующаяся и трансформируемая нами коммуникация. Перформансная коммуникация может быть противопоставлена репрезентативной коммуникации. В качестве выразительного средства используются не знаки или символы, а само пространство.Часто тело человека и пространство восприятия являются средствами и каналами передачи информации. Идентичность человека трансформируется (формируется темпоральная, возможная идентичность), тогда как в формативной (репрезентативной) коммуникации идентичность формируется и остается неизменной (то есть фиксируется как ригидная структура, продолжительное состояние, длительностная, достаточно устойчивая социальная, личностная и т.п. идентичность). В событиях перформансной коммуникации человек сначала деиндивидуализируется. В перформансной коммуникации события, предшествующие и последующие наблюдаемому действию, включаются в само событие, но не в качестве прошлого и будущего, а в качестве принятия их человеком здесь и сейчас в событии, в деянии. Структура события перформансной коммуникации определяется присутствием зрителя. Даже безмолвный или предполагаемый зритель является главным коммуникатором, несмотря на то, каким талантом и достоинством обладает активно выражающийся перед ним субъект. Перформансная коммуникация соответствует пониманию бытия человека как вложенных друг в друга сфер и возможностей присутствия. Время в этой реальности понимается как время становления человека собой в мире. Помогающие психологические практики издавна создавались в качестве форм перформансной коммуникации. Не использовался только термин. Формами перформансной коммуникации можно считать как мистерии древнего мира, так и современные примеры психотерапии.Формы перформансной коммуникации используют не только идентичность человека, но и саму коммуникацию для превращения естественного социального сообщества в терапевтическую трансформацию и опираются не на модели, символы и средства, а на пространство и тело человека в контексте классической научности, рассматривающей в качестве реальной лишь репрезентативную коммуникацию, все авторы были вынуждены приходить к пониманию того, что психологическая практика больше близка к искусству, чем к науке и технике,в искусстве поиск формы выражения имеет большее значение, чем поиск специфического содержания. Что ведет к изменениям личности. К реальным изменениям жизни ведут не сами по себе моменты кризисов, интимности или откровения, а настойчивое продолжение человеком усилий тенденционального повторения и продолжения этих моментов в своих переживаниях, мыслях, идентичностях, в соответствии становления, то есть в удержании многомерности, обеспечении устойчивости и уникальности своего бытия. Главной характеристикой формирования темпоральной идентичности является обнаружение человеком своего Я (идентичности) как условия одновременности (точнее современности), уникальности и устойчивости своего бытия.Иметь себя, быть собой и становиться собой – это три задачи, которые человек должен решать одновременно в конкретном времени своей жизни: то есть, имея себя, быть и становиться собой, становясь собой, быть и иметь себя, пребывая самим собой, и становиться, и иметь себя. Это возможно только в том случае, когда такая возможность заложена в природе и динамике развития человека. Аутентичные варианты идентичности обусловлены перемещением границ ответственности из зоны переживания проблем в зону переживания рисков и управления рисками. Идентичность - как условие обеспечения устойчивости человека в динамике становления. Становление идентичности осознается посредством конструкта темпоральной идентичности, которая выражает тенденциональность синтеза хронотопов идентичности, осуществляемого человеком в контексте феномена готовности быть. Идентичность может быть сведена к феномену готовности быть собой в мире ценой необходимых изменений. Самоидентичность может быть определена как смысложизненное отношение современности потерь и приобретений себя в мире.

Качественные характеристики становления идентичности определяются темпоральным соответствием при выполнении человеком своих экзистенциальных обязанностей возрождения прошлого и провозглашения будущего. Избыточная фиксированность формы и содержания идентичности, как и избыточная изменчивость, препятствуют становлению аутентичной экзистенции и могут быть квалифицированы как специфическая форма психической ригидности, отражающая проблему (кризис) в отношении условий жизни, нарушения историко-психических оснований бытия. Идентичность в динамической и содержательной полноте не переживается в конкретном актуальном опыте, а выступает требованием (императивом) усложнения и повышения уровня саморазвития. Идентичность интенсивно переживается в опыте рефлексивной интерпретации в контексте социальных изменений, при переносе центра ответственности из зоны решения проблем в зону управления рисками жизнетворческой активности. «Знание не обретается пассивным образом, оно активно конструируется познающим субъектом» (E. von Glasersfeld, 1987). Идентичность поддерживается в процессах постоянного переозначивания.Интиллигибельность. Джудит Батлер говорит о стандартах интеллигибельности - формирование и поддержка отношений согласованности и цельности. При помощи языка интеллигибельность постоянно создается и опровергается. Процесс сигнификации является регулируемым процессом повторения, допускающим установление новых возможностей для индивида (идентичности). Дж. Батлер говорит о возможности опровержения старых иерархических кодов и установления новых дискурсивных практик. Категории идентичности никогда не являются только дескриптивными, идентичности всегда нормативны и в таком качестве задействуют операции исключения. Специфика идентичности заключается в ее изменчивости и подверженности влияниям социальных трансформаций. Будучи субъектом отношений, человек постоянно оказывается включенным в систему оценок окружающих на предмет соответствия нормативным эталонам и соответствия своим меркам (идеальным моделям). Главным является то, что идентичность означает последовательность психической жизни человека. Чувство идентичности позволяет мне понимать, кем я являюсь, позволяет сочетать различные проявления моей многогранной личности, возникающие в ходе моих социальных интеракций с другими людьми в различных ситуациях. Социальные психологи часто совершают серьезную ошибку, считая, что идентичность является результатом поведения. При этом забывается способность человека выстраивать систему отношений внутри себя, в процессе моделирования возможных (как желательных, так и избегаемых) отношений.Именно эта манипуляция со значимыми образами и превращается в нарратив идентичности. Когда в человеке пробуждается собственное «Я», оно властно отделяет его от ближайшего окружения. Но при этом изоляция способна перерасти в потерянность, вызвать ощущение невыносимой тревоги.Эскапизм - это характеристика деятельности человека, который «убегает» от реального, повседневного мира в мир грез, фантазий, иллюзий. В качестве эскапизма могут выступать чтение книг, просмотр телевидения или кино, компьютерные игры, общение в Интернете, музыка, спорт, построение карьеры, творчество, употребление алкоголя и наркотиков и многое другое. В качестве «классического» варианта эскапизма издревле выступает религия. Она позволяет более спокойно претерпевать бедствия и серость этого мира в молитве, общении с Богом, надежде на вечную жизнь. Вера позволяет человеку чувствовать свою связь с неким иным миром, который лучше мира повседневного. Это, как правило, уход от негативных переживаний, от недовольства своей жизнью, от рутины. Иногда эскапизм выражается как пассивное поведение - бегство, за которым ничего не следует, однако, как правило, эскапизм представляет собой именно деятельность, созидательную активность. Эскапистская деятельность такого типа всегда характеризуется формированием новых Я-образов. Стремление к эскапизму является характерной чертой современного общества. Это связано с увеличением времени досуга, с одной стороны, и с отсутствием устойчивых идеалов - с другой стороны. Человек, имеющий цель в жизни, веру в нечто постоянное, неизменное, самоценное, менее подвержен «впадению» в эскапизм. Эскапизм характерен для тех, кто, чувствуя недостаток чего-то в повседневной жизни, ищет это «что-то» в другом месте. Что касается влияния эскапизма на формирование и удержание стабильной идентичности, то здесь он также играет важную роль, поскольку для идентичности играют одинаково важную роль как события нашей непосредственной реальной жизни, так и события нашего внутреннего мира, в том числе и фантазии - в том случае, если они представляются нам важными. СМИ. Существенное влияние оказывают современные средства массовой информации. Они не только позволяют человеку чувствовать свою связь со всем миром, они снабжают его потоками информации, лишь небольшая часть которой является для него востребованной и нужной. Современный человек тонет в этих информационных потоках, не в состоянии обработать их и отделить зерна от плевел. Главным ориентиром для идентификации обывателя становятся навязываемые ему стандарты жизни, демонстрируемые в рекламе, идентификация происходит по принципу «я есть то, что я потребляю». СМИ нивелируют ценность приватной жизни человека, выставляя напоказ истории из жизни «звезд» и заодно активно приглашая «простых людей» в различных реалити-шоу. Таким образом, происходит отчуждение от индивида его собственной приватной жизни, по крайней мере, в ее традиционном понимании. Еще одним результатом распространения СМИ является тиражирование стереотипов и заблуждений (поскольку отсутствует цензура здравого смысла), что увеличивает невежество населения (параллельно СМИ выполняет и образовательную функцию, однако при уже указанной невозможности «фильтровать» информацию самостоятельно, первое перекрывает второе). С другой стороны, у человека возникает недоверие к любой информации вообще, поскольку СМИ не раз уличались во лжи. Последнее обстоятельство опять же ведет к затруднению идентификации - как я могу идентифицироваться с чем-то, если я ни во что и никому не могу верить? Протеанизм американский психиатр Р.Дж. Лифтон подробно развивает тему кризисной идентичности, предлагая термин «протеевской» идентичности и «протеанизма». Протей - божество из древнегреческой мифологии, постоянно изменяющее свой облик и способное сохранять свой облик только будучи захваченным в плен. Современный человек ,подобен Протею, вынужден постоянно изменяться, его идентичность просто не может больше оставаться стабильной. (СМИ, социальный кризис). В поисках стабилизации своей идентичности человек всегда ищет стабильность вне себя, на которую он может ориентироваться. Все вышеперечисленные факторы приводят к возникновению у человека чувства «бездомности» или «безотцовщины» (термины Лифтона). Протеевское Я должно бороться с этими ощущениями, и, несмотря на свою постоянную изменчивость, должно быть способным сочетать и удерживать в себе ряд трудно совместимых элементов. Еще один аспект «протеанизма» - человек начинает особенно остро ощущать возможность «конца света» при своей непосредственной к нему причастности. Впервые за историю человечества человек начинает осознавать возможность того, что «конец света» может стать делом его собственных рук. Это создает определенный фон тревожности. Протеевская идентичность. В своем формировании протеевское Я опирается на вещи, созданные людьми, и на мнения людей. Оно предполагает возможность существования одновременно нескольких Я, вплоть до полностью противоположных друг другу (multimind), но каждое из которых постоянно готово вступить в действие. Лифтон, посвятивший одну из своих книг исследованию психологии нацистских врачей, работавших в концлагерях, цитирует исследователя Хайнца Кохута, который говорит о «дублировании» - формировании второго «функционального» Я у докторов-наци для их адаптации ко злу, которое они причиняли. В подобном случае противоречия внутри самости и нежелание принять какую-то ее часть в итоге приводят к отчуждению нежелаемых качеств в фиктивную другую самость. Поэтому предполагается, что доктора-наци ощущали, будто те бесчеловечные эксперименты, которые они производят, на самом деле проводятся не ими, а кем-то Другим. Возникающее чувство «бездомности» может привести: А) к трагическому исходу кризиса идентичности, Б) к позитивному результату - когда человек отправляется на поиск нового «дома». Под «домом» здесь может пониматься широкий спектр понятий - от просто географической смены места жительства до смены психологической конструкции личности. Возможна ли стабильная идентичность, или человек обречен быть вечно изменчивым Протеем, флюгером, который беспрестанно вращается, повинуясь множеству встречных ветров? Протеевская идентичность не утверждает утрату идентичности и Я. Напротив, оно направлено на поиск его смысла. Протеевское Я стремится быть одновременно текучим и твердым. Это балансировка между постоянными метаморфозами и стремлением к целостности. Ирония. Важным качеством протеевской личности, отмечает Лифтон, является ирония. Ирония - способность поставить под сомнение любое Я. В иронии четко различаются подразумеваемое и действительное значение, а самость выносит независимое суждение. В иронии содержится способность к формированию этой многогранной личности. Она позволяет не зацикливаться на единичном проявлении Я, и в то же время, являясь независимой инстанцией, она позволяет увязывать различные Я-образы друг с другом. Это важнейшее качество человека, вынужденного жить в эпоху постмодернистского релятивизма. Структура Я становится столь сложной, какой не была никогда ранее, в связи с чем вопрос об идентичности также становится наиболее острым - ведь чем больше Я-образов, тем более сложно сохранять их связанность и последовательность, т.е. саму идентичность, осознание принадлежности каждого из своих Я-образов к единому комплексу Я. «Нормальная идентичность» представляет собой сбалансированную систему Я, где все Я-образы правильно связаны друг с другом, и индивид сознает их все, как принадлежащие ему и отражающие часть его сознания. Кризисная идентичность выражается в нарушении связей между различными Я-образами, в том, что некоторые Я-образы больше не вписываются в существующую систему, и требуется реформация, переструктурирование Я. Однако в этой сложности одновременно заложен и путь к наиболее полноценному развитию индивида. Человеческое Я состоит из множества Я-образов, каждый из которых соответствует определенному аспекту внешней реальности и внутренней индивидуальности человека, но лишь они вместе, складывая свои картины мира в единую картину, создают полноценную человеческую личность и позволяют каждый раз осваивать всякий конкретный аспект реальности с разных точек зрения, таким образом получая в совокупности этих точек зрения наиболее полную картину мира. Неспособность к многопозиционному познанию приводит к догматичности и ригидности мышления. Так, имеет смысл говорить о существовании множества Я-позиций, объединяемых познающим субъектом в совокупный индивидуальный опыт, который и соответствует единому Я. Организация Я как единой структуры является активной деятельностью, производимой познающим субъектом как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Множественность и разнообразие Я-позиций не менее важны для познания, чем сводящее их вместе единое Я. Проблема идентичности превращается в проблему организации многогранного индивидуального опыта. Пока человек жив, он находится в поиске. Его идентичность постоянно претерпевает изменения, она является живым, беспрестанно развивающимся организмом, потому выход из лабиринта идентичности невозможен - лабиринт постоянно разрастается и уводит нас все глубже в свои дебри. Современная социокультурная ситуация требует от субъекта большей активности, нежели в предыдущие эпохи - современный человек должен сам выбирать, как именно, на каком фундаменте и из каких элементов ему конструировать свое Я и свою идентичность, как именно он обустроит лабиринт, в котором ему предстоит странствовать.