logo
GAK_-_2_chast

Нейропсихологическая диагностика: основные принципы и методология исследований высших психических функций при очаговых поражениях мозга.

Методы нейропсихологического исследования. Цель нейропсихологической диагностики – выделение НФ, определяющего хаарктер симптомов и синдромов, возникающих в результате мозговой патологии. Задачи нейропсихологической диагностики могут быть сгруппированы следующип образом (Глозман): - топическая диагностика поражения или недоразвития (атипичного развития) мозговых структур; - дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний ЦНС, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования, его индивидуальных различий, нормального и патологического остарения; - описание картины и определение уровня нарушений психических функций: определение пораженного (несформированного) блока мозга (в понимании термина Лурия), первичного дефекта и его системного влияния; - определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования: дезадаптации, школьной неуспеваемости и др.; - оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия: хирургического, фармакологического, психолого-педагогичексого, психотерапевтического и др.; - разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования стратегии и прогноза реабилитационных или коррекционнных мероприятий; - разработка и применение систем дифференцированных методов восстановительного или коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта. В зависимости от задачи и направленности нейропсихологического обследования применяемые методы могут быть стандартизированными (одни и те же задания для пациентов) или гибкими (разные задания, специфичные для каждого пациента); могут быть сгруппированы или отбираться «штучно» для оценки узкоспециализированной функции и проводиться как индивидуальное обследование; могут быть количественными (психометрическими), то есть сфокусированными на достижении результата (выполнение или невыполнение теста в нормативно заданное время) или качественными, ориентированными на процесс и специфические особенности выполнения задания больным, квалификацию ошибок, допущенных при тестировании, и опирающимися на нейропсихологическую теорию. К наиболее разработанным и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов, сведенная Лурия в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявление и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Схема включает: 1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных исследований (ЭЭГ, биохимия и т.п.); 2) общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона; 3) исследования произвольного и непроизвольного внимания; 4) исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин; 5) исследования зрительного гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр; 6) исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение; 7) исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов; 8) исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке позы, а также оценивание координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений; 9) исследования речи - через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций; 10) исследования письма - букв, слов и фраз; 11) исследования чтения - букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов; 12) исследования памяти - на слова, картинки, рассказы; 13) исследования системы счета; 14) исследования интеллектуальных процессов - понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.