Основные концепции возникновения и развития психосоматических расстройств.
1. Психодинамическое направление (психоаналитическое). Началось все с конверсионной модели Фрейда. Работа «Исследование истерии», 1895. О конверсии эмоционального конфликта на соматические реакции организма (функции). Конверсия – смещение психического конфликта и попытка решить его через различные телесные симптомы. 2. Концепция специфического эмоционального конфликта Александер. Принципы: - психологические факторы ведущие к соматической болезни имеют специфическую природу (установки больного по отношению к окружающей среде или себе самому); - подавленные тенденции вызывают хроническую дисфункцию внуиренних органов; - понимание причинных факторов должно быть основано на знании истории развития личности больного (анамнез жизни и болезни). Александер выделил эмоциональный фактор «Х». Если есть склонность к хроническому заболеванию, то ребенок заболевает именно данной патологией. Исследование особенности темперамента, генетические особенности, наличие или отсутствие родовых травм, перинатальная энцефалопатия, заболевание раннего детского возраста и уязвимость определенного органа. Пр., дискенезия ЖВП (функциональное расст-во – рассогласовывает работу сфинктеров). Александер выделил эмоциональный климат в семье (особенности воспитания семейного взаимодействия). Также Александер выделил и описал внутриличностные конфликты. При язвенной болезни: конфликт между зависимостью и независимостью (пациент стремится быть независимым и вместе с тем он зависим от социального окружения). Гипертоническая болезнь: высокая агрессия и страх выражения агрессии. Бронхиальная астма: а) прокричаться и прорыдаться от обиды и подавить это и сдержать рыдание; б) подавленное желание быть ухоженной, накормленной и вместе с тем подавление этого. Нейродермит: стремление быть близко, ожидание ласки, телесного контакта и в то же время страх этих отношений. Тереотоксикоз: подавленный страх смерти. Также векторная теория развития симптомов: 1 – объединить, получить, принять; 2 – исключиить, удалить; 3 – сохранить и накопить. Эти конфликты уходят глубоко в бессознательное и защищены защитами (вытеснение, подавление, отрицание). 3. Концепция ДанБар. Концепция констелляции дичностных черт. «Зависимость психосоматической патологии от профиля личности». Описано 11 типов личности. Анализировала семейные и личные истории семей личности больных. – потеря родителей; - болезни; - несчастные случаи; - разводы. 4. Концепция Райха «Мышечного панцыря». Семь уровней по которым можно определить эмоц. сост. человека: 1. Мышцы глаз; 2. В области рата; 3. Шея; 4. Грудь; 5. Верхняя часть живота; 6. Нижняя часть живота; 7. Мышцы тазового дна. 5,6 и 7 – сопровожаются болями. Описал психосоматический симбиоз с матерью у психосоматических больных (может быть раннего возраста): со стороны матери и со стороны ребенка => искажение личностного развития ребенка. Описал инфантильную личность со стороны симбиоза с матерью со стороны ребенка: зависимость, пассивность, детскость с завышенным уровнем притязаний. 5. Концепция Фрайбергера. Проанализировал психосоматическую линию развития: 1 – симптом; 2 – конфликт; 3 – личностные особенности. 1) эмоциональный обморок (эмоциональная нестабильность, эмоциональные реакции), депрессия истощения (истощения сил при напряжении => депрессия). Край между депрессивными переживаниями и самой депрессией. Депрессивные переживания – то, что наблюдает психолог во время обследования. Депрессия – диагноз, который ставит врач, без медикаментозной терапия не вылечит. У психосоматических => депрессивные переживания. 2) Потеря объекта (в раннем возрасте возникает объект к которому он привязан), нарциссическая травма и агрессивная защита (проявляется агрессия, защита при внутрен. незащищенности как личности). Потеря объекта – если привязанность неадекватная, привязанность еще сильнее, на бессознательном уровне у него фор-ся страх привязанности. 3) 1 – слабость «Я» с недостаточным самонаблюдением, с нарушенным базисным доверием, плохой переносимостью и фрустрацией, повышенной потребностью в зависимости, min способностью к научению новых эмоциональных установках. 2 – душевная пустота в следствии снижения чувственного переживания наряду с плохой психической обработкой (блокировка эмоций => снижение). 3 – орально-нарциссическое нарушение с подчеркнутой склонностью к непроработанным переживаниям потерей объекта (фиксация на оральной фазе по Фрейду). Ожирение, сосание, грызение, агрессия (вербальная). 4 – защитное поведение с «жалобно-обвиняющими» действиями, включающие интенсивные желания зависимости от ключевых фигур (когда человеку плохо включаются психологические механизмы на бессознательном уровне, у психосоматиков – вытеснение, отрицание). Стремясь удовлетворить эти потребностилюди реализ. 2 основыных типа поведения: - псевдонезависимость – трудно осознать свое желание. С одной стороны они берут на себя профессиональную ответственность за других – «МЫ», а с др. в межличностных связях они проявляют интимофобию с раздражительностью и скрытой враждебностью. Радостные события воспринимают как угрозу; – манифистирующее зависимое поведение – желание быть окруженным заботой, причем они могут добиваться ее любым способом. 2 базисных конфликта: 1 – зависимость-независимость; 2 – близость и динстанцирование. => вокруг базисных конфликтов развиваются психодинамические факторы: 1) эмоциональная сдержанность – недостаточное принятие и самопринятие, а также неосознанный страх высвобождения раннее вытесненных психотравм. 2) нарциссические обиды – переживания утраты значимого объекта и переживания фрустрации со снижением самооценки, утрата жизненно-выжных функций. Утраты – реальные, воображаемые. 3) фрустрационная агрессия – направленная на значимый объект, накапливается в следствии страха потерять, переносится на другие объекты. Аутоагрессия. 6.Модель двух эшелонной линии оборота (Митчерлих). Сначало индивид пытается справится с конфликтом на психическом уровне (1 уровень). Варианты реагирования: а) зрелая личногсть разрешает конфликт при помощи копинг-стратегий или ПМЗ; б) если ПМЗ недостаточно подключаются невротические (навязчивые) мысли, фобии; в) если ПМЗ адапт. преобл., то поял. неврот. личн. Если не помогает подключ. 2-ой уровень – соматизация.7. Кериберг (психотическое симптомообразование) интеграция продолжается предыдущими (3-й уровень). Наблюдения за многими пациентами, страдающих психозами показали, что часть обострения психического состояния у них сменяется психосоматическими растройствами. 8. Концепция алексетимии (психоалексетимическая концепция). Причины возникновения: 1. В семье, где нет места выражения чувств («у нас в семье не принято открыто выражать свои чувства») – 60% семей детей психосоматиков – отцы военнослужащие; 2. Когда родители сами алексетимики и не могут научить ребенка выражению эмоций. Проявление, незрелых ПМЗ: отрицание, регрессия, проекция. Немиах выделяет две концепции алексетимии: 1 – дефицита; 2 – отрицания. 1 – биохимические, нейрофизиологические, обусловленные нарушения. 2 – вторичная, были какие-то условия, которые предшествуют возникновению алексетимии (обратимый характер). 9. Концепция ресоматизации Макс Шур. Десоматизация – ресоматизация. Согласно этой модели характерно для человека в раннем детстве единство психофизических переживаний. Аффекты еще сильно связаны с сопровождающими психосоматическими процессами. По мере взросления происходит разделение эмоций и телесных переживаний. (В норме и сохраняется у взрослых), а у психосоматиков происходит регрессия в виде ресоматизации и вновь объединение эмоций и телесных. 9. Физиологическая и нейропсихиатрическая: а) Павлов и его последователи. Основа на работах Сеченова (1871 г.). Впервые обосновано доказали, что нужно рассматривать не только болезнь, а больного в целом. б) Быков и Курцин (60-гг. XX века) – создали теорию о кортико-висцеральном сопровождение психосоматического заболевания. Они связывают возникновения данных заболеваний с первичными нарушениями корковых механизмов управления внутренними органами. Либо избыточный стимул => перенаправляет, или недостат. Создали экспериментальные неврозы. В основном психическими расстройствами страдают слабые и неуравновешенные типы личности (семьи). в) Вальдман и Козловская. Выделили 5 систем регулирования. 1) система эмоционального выражения; 2) система развития эмоционального состояния; 3) мотивационные системы – пусковая роль в развитии эмоционального состояния; 4) система аффективного синтеза (оценка ситуации, принитие решения, связь с механизмами памяти); 5) моделирующие системы – регулируют эмоциональные и мотивационные состояния. Корреляционные связи между эмоциональным и вегетативным проявлением этих эмоций. 10. Концепция Г. Силье: «Стресс»: возникновения, напряжения, истощения. Селье и Лазарус: информационная, эмоциональный стресс (психологическая), физиологическая. 11. Поведенческое направление. Акцент на социальные и социально-психологические факторы. Макро- и микросоциальные факторы. В рамках психосоматические пищевые аддикции. На изучение взаимосвязи стрессовых факторов. 12. Системное направление. Основоположник – Мясищев. 3-и основных отношения: отношение к себе; к окружающим; отношение к отношению окружающих. У психосоматиков нарушены все три зоны. Мясищев создает концепцию возникновения системных эмоций. Лобан-Плотца и ПолДингер «Психосоматический больной на приеме у врача». Факторы: нарушение значимых отношений личности; внутреннеличностные конфликты; нарушение согласований основных компонентов отношений (эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов); преморбидные особенности личности (особенности которые развиваются); фактор стресса – пусковой механизм. Свядощ – выделяет семейные факторы (семейный системный подход). Эйдемиллер – основоположник семейной психологии и психотерапии в России. Модель Оуд-Схоорна. Полностью отрицает системноное направление. Компоненты: 1. Среда; 2. Семья; 3. «Я»; 4. Психодинамика; 5. Личность; 6. «Сома», тело. Билецкая: семейный (эмоционально-личнсотный), адаптационный, соматический.
- Часть 2. Клиническая психология
- Клиническая психология как научная дисциплина. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
- Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.
- Нейропсихология как раздел клинической психологии. Предмет, задачи, области применения.
- Современные представления о системной организации впф и мозговых механизмах познавательной деятельности. Три функциональных блока мозга (по а.Р. Лурия).
- Нейропсихологическая диагностика: основные принципы и методология исследований высших психических функций при очаговых поражениях мозга.
- Агнозии: классификация и общие мозговые механизмы, связанные с морфофункциональной организацией анализаторных систем мозга.
- Нарушения речи: афазии и дизартрии, дифференциальная диагностика. Классификации афазий и принципы их диагностики в зависимости от тяжести поражения мозга.
- Соотношения общемозговых и локальных синдромов в топической диагностике мозговых поражений.
- Патопсихология как раздел клинической психологии. Задачи, проблемы.
- Особенности и задачи патопсихологического исследования.
- Основные концепции возникновения и развития психосоматических расстройств.
- Механизмы возникновения психосоматических расстройств.
- Роль личности в происхождении психосоматических расстройств.
- Психологические особенности семей с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами. Роль семьи в профилактике психосоматических расстройств у детей.
- Соматогенные нервно-психические и соматизированные расстройства.
- Внутренняя картина болезни соматического больного. Типы отношения к болезни. Факторы, участвующие в формировании внутренней картины болезни.
- Психосоматические расстройства в младенческом и раннем детском возрасте.
- Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры).
- Эмоциональный стресс и механизмы его развития.
- Понятие психогении и ее значение для психологии и медицины. Систематика неврозов.
- Роль преморбидных особенностей личности и условий воспитания для возникновения невротических расстройств.
- Невроз как болезнь личности. Патогенетическая концепция неврозов в.Н. Мясищева.
- Психотерапия: определение, классификации, цели.
- Понятие стратегии и тактики в психотерапии. Патогенетическая и симптоматическая психотерапия.
- Основные направления психотерапии.
- Принципы и методы организации психотерапевтического процесса. Варианты взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Качества и навыки, необходимые психотерапевту. Профессиональный этический кодекс терапевта.
- Базовые понятия психоанализа и основные методы психоаналитической терапии.
- Анализ феноменов переноса, контрпереноса и сопротивления в динамике терапевтического процесса.
- Основные теоретические и методологические положения когнитивно-поведенческой терапии.
- Основные положения клиенто-центрированной терапии Роджерса, условия обеспечения личностного роста.
- Принципы и методы гештальттерапии. Экзистенциальный принцип «здесь и сейчас».
- Теоретические основы и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
- Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
- Роль и задачи психолога в судебно-психологической экспертизе.
- Психологическое консультирование. Определение, цели, задачи, виды. Место психологического консультирования среди видов психологической помощи. Личность консультанта, этика консультирования.
- Психологическая консультация как организационная структура. Требования к оформлению помещения, обязанности консультанта. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий.
- Эффективность консультативного процесса. Факторы, снижающие и повышающие успешность консультативного процесса.
- Этапы психологического консультирования. Техники и процедуры консультирования. Особенности психодиагностики в процессе консультирования.
- Специфика консультативного процесса в зависимости от возраста, культуральных и эмоциональных особенностей клиента.
- Мотивационное интервью. Цели, этапы. Транстеоретическая модель изменений Прохаски и Ди Клименте.
- Психология влияния. Механизмы влияния, виды. Способы противостояния негативному воздействию.
- Аддиктивное поведение. Определение, виды, этапы развития.
- Модели формирования аддиктивного поведения. Этапы формирования химических зависимостей (алкогольная, наркотическая зависимости).
- Профилактика аддиктивного поведения (первичная, вторичная, третичная). Виды реабилитации. Психологическая помощь созависимым.
- Девиантное поведение. Определение, классификации, критерии девиантного поведения.
- Нарративная психотерапия.
- Постмодернизм и его роль в современных психотерапевтических подходах.
- Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования.
- Концепция «стресс-диатез» в пограничных психических расстройствах.
- Феноменологический подход в работе психолога с пациентом. Языковая проблематизация и деконструкция.
- Современное понимание идентичности как центра самоорганизации и сохранения психического здоровья.
- Индивидуальный нарратив как источник и воплощение невротического состояния.
- Негативная и позитивная диагностика неврозов, концепция неврозов по в.Н. Мясищеву.
- Этиологические концепции невротических расстройств.
- Понятие о неврозоподобных состояниях различной этиологии.
- Субъективные психологические реальности как возможная основа для срыва психической саморегуляции.
- Пограничный уровень психической патологии. Диагностические критерии.
- Диагностический процесс в работе клинического психолога: подходы и компоненты.
- Роль психологической модели дискурса для понимания пациента, существующих у него проблем и эффективного психокоррекционного воздействия.
- Нехимические аддикции: виды, этапы формирования, клинико-психологические особенности.
- Гэмблинг: особенности вовлечения, развития, психологическая коррекция.
- Компьютерная и интернет зависимости: причины, этапы формирования и клиническая картина.
- Нарушения мышления при эндогенных расстройствах. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения памяти и внимания. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики.
- Нарушения интеллекта: возрастные особенности, методы диагностики.
- Нарушения сознания: классификация, особенности проявлений.
- Судебно-психологическая экспертиза по половым преступлениям.
- Судебно-психологическая экспертиза состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза о праве на воспитание детей.
- Взаимодействие эксперта-психолога и эксперта-психиатра при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз.
- Организация проведения психологического исследования и структура написания психологического заключения.