logo search
История психологии Учебно-метод

Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева

Развитие деятельностного подхода в исследованиях отечественных пси­хологов. Одним из главных основателей принципа деятельностного подхода к исследованию психики явился А.Н. Леонтьев.

А.Н. Леонтьева является одним из крупнейших отечественных психоло­гов, получивших широкое признание не только в своей стране, но и за рубе­жом. Его вклад в развитие теории личности не только сохраняет свою актуаль­ность, но является источников новых идей и исследований в данном направле­нии. Проблема формирования личности является в настоящее время одной из самых актуальных как для теоретических, так и для прикладных направлений психологии. С увеличением роли человеческого фактора в производстве и в других сферах общественной жизни как никогда раньше возрастает социаль­ный заказ на создание завершенной теории формирования личности.

Концепции формирования, разработанные в западной психологии, скорее следует назвать концепциями обучения или самореализации, так как в них не предполагается именно качественное развитие индивида до уровня личности. В этих концепция рассматривается развитие тех или иных психических функций индивида, но нет качественного развития самой личности. В понимании взаи­моотношения последовательных этапов или ступеней формирования личности друг другу противостоят у ряда авторов две противоположные, но равно несо­стоятельные концепции. Одна, господствующая, рассматривает все психиче­ское развитие ребенка как единый однородный процесс, в котором не выделя­ются никакие качественно отличные стадии, поскольку на всем его протяже­нии лишь развертываются задатки. Другая (представленная особенно ярко у Ж. Пиаже) подчеркивает качественное своеобразие различных ступеней так, что их различия превращаются во внешние противоположности. Таким образом, идя в обратном направлении, приходят к тому же результату - к упразднению подлинного формирования и развития личности.

Наиболее перспективным и открывающим несравненно более широкие возможности объяснения природы личности и ее формирования является дея-тсльностный подход, разработанный А.Н. Леонтьевым.

Научная деятельность Алексея Николаевича Леонтьева началась в 1924 году после окончания им отделения общественных наук Московского университета. Он начал работать в Институте психологии МГУ под руководством Л.С. Выготского, идеи которого он развивал в своих исследованиях. В 1931 году А.Н. Леонтьев воз­главил группу молодых психологов в Харьковском отделении Украинской психо­неврологической академии. Именно в этот период он приступил к исследованию проблемы деятельности и ее роли в развитии индивида.

В своих научных исследованиях А.Н. Леонтьев опирался на диалектиче­ский метод, разработанный Гегелем. В свое время Гегель характеризовал роль деятельности человека, как решающую в развитии окружающего мира: "В этом сохраняющем порождении мира и в дальнейшем его развитии и заключается работа зрелого человека. Поэтому, с одной стороны, мы можем сказать, что взрослый человек создает только то, что уже есть, но, с другой стороны, его деятельность должна способствовать так же и прогрессу. Однако поступатель­ное движение мира происходит только благодаря деятельности огромных масс и становится заметным только при весьма значительной сумме созданного". Однако в силу политических причин, в работах отечественных ученых диалек­тический метод было принято называть марксизмом. Поэтому свою диалекти­ческую психологию сам Леонтьев и его последователи часто называли маркси­стской психологией или диалектическим материализмом.

Диалектический метод позволил А.Н. Леонтьеву перейти от нагромож­дений показателей, характерных для западных концепций личности, к качест­венному анализу и системному подходу в ее исследованиях. В.В. Давыдов пи­сал по этому поводу: "Философские истоки теории А.Н. Леонтьева связанные с диалектико-материалистическим пониманием природы человеческой деятель­ности, сознания, отражения, а также с историческим пониманием процессов их развития. Изучение процессов внешней , практической деятельности, опосред­ствующих связи субъекта с реальным миром, решающий и главный путь по­знания психического отражения, сознания как от начала до конца продукта общественной жизни, общественных отношений людей".