Понятие психогении и ее значение для психологии и медицины. Систематика неврозов.
Психогении — психические болезни, обусловленные психической травмой. К ним относят неврозы, реактивные психозы, психогенные патохарактерологические реакции, а также ностальгию и ятрогении. Для психогении характерна выраженная связь клинических проявлений с психической травмой и эмоциональным состоянием больного. Проявления психогении не имеют четких границ, возможны переходные состояния между расстройствами невротического и психотического уровня.КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА психогении обусловлена силой, внезапностью психической травмы, а также преморбидными особенностями больного. Условно к психическим травмам относят ситуации, угрожающие жизни, тяжелые конфликты, потерю близкого, отрыв от родины и др. В ситуациях, угрожающих жизни, например при землетрясениях, наводнениях, кораблекрушениях, могут наблюдаться аффективно-шоковые психозы, характеризующиеся аффективной суженностью сознания, страхом и ужасом, двигательными нарушениями (возбуждением или ступором) и вегетативными расстройствами; воспоминания о пережитом у больных либо отсутствуют, либо фрагментарны. В ситуациях тяжелого конфликта, при угрозе лишения свободы чаще развиваются истерические реактивные психозы. Неврозы отмечаются при длительных личностных конфликтах.Психогеные патохарактерологические реакции проявляются различными отклонениями в поведении ребенка или подростка, ведущими к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающимися невротическими расстройствами. Отклонения в поведении выражаются реакциями оппозиции (протеста), имитации, компенсации и гиперкомпенсации, а также эмансипации, группирования со сверстниками и др. При реакциях оппозиции в основе нарушенного поведения лежит так называемый комплекс аффективно заряженных переживаний (обиды, ущемления самолюбия, конфликты с близкими и др.). Эти реакции направлены против тех лиц, с которыми возник конфликт. Реакция активного протеста проявляется агрессивным поведением с оттенком жестокости и сопровождается вегетативной симптоматикой. К реакциям пассивного протеста относят отказ от еды, уход из дома, суицидальные попытки, которые обычно не обдумываются. Реакции имитации характеризуются изменением поведения, связанным с подражанием поведению человека, пользующегося авторитетом (положительного или отрицательного лидера). К реакциям компенсации и гиперкомпенсации относят фантазии, в которых слабый подросток представляет себя сильным, самооговоры, в которых мальчик сообщает об ограблении или выполнении особых поручений милиции. Реакции эмансипации выражаются в повышенном стремлении к самостоятельности, независимости. В тяжелых случаях подростки уходят из дома, бродяжничают.Психогенные патохарактерологические реакции у взрослых чаще проявляются невротической, истерической, астенической, ипохондрической, депрессивной реакциями. Невротическая реакция характеризуется разнообразными по интенсивности вегетативными расстройствами. Истерическая реакция, как правило, отмечается в виде вегетативных и сенсомоторных расстройств. Астеническая реакция возникает в большинстве случаев в ситуации длительного психического напряжения; характеризуется раздражительной слабостью, нарушениями сна и аппетита, вегетативными расстройствами, снижением трудоспособности. Ипохондрическая реакция развивается чаще после обследования при подозрении на наличие серьезного заболевания, в ряде случаев — ятрогенно. У больного появляется тревога, он может постоянно вспоминать вопросы врача, думать, что он что-то скрыл; начинает прислушиваться к своим ощущениям. Обычно больной отмечает те симптомы, о которых спрашивал врач или те, о которых узнал при чтении популярной литературы. Ипохондрические реакции могут наблюдаться у студентов-медиков («болезнь третьего курса»), когда они начинают изучать соматические болезни. Невротические расстройства (неврозы) — группа психогенно обусловленных болезненных состояний, характеризующихся парцимьностью и эгодистонностью многообразных клинических проявлений, не изменяющих самосознания личности и осознания болезни. Невротические расстройства нарушают лишь определенные сферы психической деятельности, не сопровождаются психотическими явлениями и грубыми нарушениями поведения, но при этом они могут существенно влиять на качество жизни.В группу невротических расстройств не включаются невротические симптомокомплексы, сопутствующие психическим (шизофрения и др.), соматическим и неврологическим заболеваниям.Cистематика по Шульцу (Schultz, 1919) – представляет 4 группы неврозов: 1. ядерные неврозы, при которых страдают самые глубокие структуры личности и которые особенно трудны для лечения; 2. краевые неврозы, при которых ядро личности остаётся неповреждённым (расстройство соответствуют конверсионной истерии, неврозу органов); 3. неврозы отчуждения, вызванные пребыванием в чуждой и/или нездоровой социальной среде, например, при помещении ребёнка в приёмную семью, члены которой психически нездоровы; 4. слоевые неврозы, возникающие вследствие влияния непреодолимых внутренних конфликтов.В.Н. Мясищев (1960) описывал специфические особенности внутриличностного конфликта, характерные для каждого из типов невроза. Так, при истерии конфликт нередко состоит в чрезвычайно завышенном уровне притязаний при недооценке реальных условий и возможностей, при неврозе навязчивостей (и психастении) — в противоречии между желаниями и повышенным чувством долга, при неврастении — в несоответствии способностей и личных умений, завышенной требовательности к себе.И.П. Павлов связывал истерию с преобладанием первой сигнальной системы (художественным типом), а невроз навязчивостей — с преобладанием второй сигнальной системы (рационально-логическим типом). Лица, способные легко переносить ответственность за неприятную ситуацию на окружающих, склонные к агрессии и негодованию, стремящиеся любой ценой преодолеть возникшие преграды, редко заболевают неврозом.ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. Диагностика неврозов представляет собой одну из наиболее сложных проблем психиатрии. Мягкий сглаженный характер симптоматики, отсутствие методов объективного подтверждения диагноза приводят во многих случаях к тому, что под диагнозом невроз врач не замечает начальных признаков более тяжелых и опасных заболеваний. Согласно теории эволюции и диссолюции психических расстройств (см. раздел 3.5), симптомы, характерные для неврозов, могут наблюдаться практически при любом психическом заболевании.Характерный для неврастении астенический синдром может быть обусловлен различными экзогенными и органическими причинами (травмой, интоксикацией, соматическим заболеванием, инфекцией). Хотя считается, что эндокринная и соматическая дисфункция могут способствовать возникновению невроза, однако в случае, если соматическое или эндокринное заболевание является основной причиной психического расстройства, ставится диагноз не невроза, а соматогенного заболевания [F06], Довольно часто приходится отличать от астенического синдрома состояния маскированной депрессии и легкие проявления апатии в дебюте шизофренического процесса. Для депрессии характерны преобладание чувства тоски, снижение базовых влечений (аппетита, сексуального влечения, стремления к общению), пессимизм и пониженная самооценка. Проявления эндогенной депрессии обычно усиливаются утром. Характерно раннее пробуждение больных. Астения, напротив, нарастает к вечеру; утром больные сонливы, чувствуют себя не отдохнувшими. Апатия обычно не проявляется утомляемостью, аппетит и сон не нарушены. Пациенты не чувствуют себя больными, не ищут помощи у окружающих; просят, чтобы их оставили в покое.Навязчивости могут быть проявлением не только неврозов, но и малопрогредиентной шизофрении (шизотипического расстройства, согласно МКБ-10 [F21]). Обычно при шизофрении наблюдаются отчетливое нарастание симптоматики, расширение круга навязчивостей, включение в симптоматику атипичных для неврозов расстройств (психического автоматизма, резонерства и других нарушений ассоциативного процесса, манерности, элементов кататонии). Обсессии и фобии при шизофрении нередко чрезвычайно абстрактны, оторваны от реальности (страх погребения заживо, страх превращения в животное и др.). Особенно осторожно следует относиться к паническому страху сойти с ума: такое состояние чаще всего указывает на дебют острого психоза (шизофрении). Если при неврозах страхи монотематичны, то при шизофрении нередко возникает «боязнь всего». Важной особенностью шизофрении как эндогенного заболевания является аутохтонный, не связанный с реальной психологической ситуацией характер течения. Изменения личности при малопрогредиентной шизофрении обычно не так заметны, как при психотических вариантах этой болезни. Однако по сравнению с больными неврозом можно заметить преобладание пассивности, отсутствие стремления преодолеть болезнь, быструю инвалидизацию. Следует учитывать, что проявления невроза четко связаны с преморбидными особенностями личности. При шизофрении болезнь нередко противоречит предшествующим личностным особенностям, приводит к существенному видоизменению личности, появлению черт характера, которые никогда не отмечались ранее.Истерические соматоформные расстройства нередко вызывают значительные диагностические трудности. Хотя отчетливая связь расстройств с психотравмирующим событием, яркий демонстративный характер поведения больных, отсутствие объективных признаков поражения внутренних органов в большинстве случаев указывают на истерический характер расстройств, в некоторых случаях истерическая симптоматика может маскировать тяжелую соматическую и неврологическую патологию. Так, опухоль средостения или пищевода может проявляться чувством «комка в горле». Обмороки при эндокринных заболеваниях могут напоминать истерические припадки. Следует учитывать, что любой пациент с истерическими чертами характера в случае возникновения у него тяжелого соматического заболевания будет реагировать на это яркими эмоциональными реакциями, рыданием и т.п. Поэтому во всех случаях диагностики истерии следует проводить тщательное объективное обследование, не полагаясь только на общее впечатление о личностных особенностях больного. Следует учитывать, что грубая истерическая симптоматика бывает проявлением и других психопатологических состояний (психоорганического синдрома, острого приступа шизофрении). Больным с психоорганическим синдромом (в дебюте эндокринного заболевания, эпилепсии, атрофического процесса мозга, опухолей лобных долей, прогрессивного паралича и пр.) весьма свойственны эмоциональная лабильность, изменения личности, однако эти расстройства уже на ранних этапах сочетаются с нарушениями памяти, интеллекта, снижением критики. В дебюте шизофренического процесса под маской истерии могут протекать кататонические феномены (ступор, мутизм, речевые и двигательные стереотипии).НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. Отдельные симптомы, характерные для неврозов, могут эпизодически возникать у психически здоровых людей. Слезы, ворчание, однократная вспышка гнева, психогенные головные боли, эпизоды навязчивостей, трудности с засыпанием и другие феномены могут быть вполне естественны, если они ненадолго возникают на фоне усталости, очевидного психотравмирующего события (перед экзаменом, после тяжелой напряженной работы, в момент кратковременной семейной ссоры).В большинстве случаев эти реакции не требуют специального лечения, они быстро проходят после отдыха. Поскольку поведение пациентов психологически понятно, окружающие относятся к ним с сочувствием и снисхождением. В МКБ-10 подобные явления регистрируются как вариант нормы ([Z71.9] — «обращение для получения совета» или [Z73.3] — «стресс, нигде более не классифицируемый»).Классификация неврозов согласно Международной классификации болезней 10. Истерический невроз в Международной классификации болезней 10 представлен «Диссоциативными (конверсионными) расстройствами», включающими двигательные расстройства нарушения чувствительности, судороги, и «Соматоформными расстройствами», обусловленными психогенным фактором и проявляющимися вегетативными, сердечно сосудистыми, желудочно кишечными и другими соматоформными дисфункциями, в том числе и болевыми расстройствами.Понятие «неврастения» в Международной классификации болезней 10 сохраняется.Невроз навязчивых состояний в Международной классификации болезней 10 не выделяется. В отличие от принятой в отечественной психиатрии динамической оценки фобических и других обсессивных расстройств в Международной классификации болезней 10 каждый этап развития навязчивостей рассматривается как самостоятельное патологическое состояние. Выделяются «Тревожное фобическое расстройство», включающее агорафобию, которая трактуется более широко, включая различные фобии с паническими и без панических расстройств, социальные фобии, специфические (изолированные) фобии; «Другие тревожные расстройства», включающие паническое, смешанное тревожное и депрессивное расстройства и другие, и «Обсессивно компульсивное расстройство», включающее преимущественно навязчивые мысли, компульсивные действия (ритуалы), смешанные навязчивые действия и мысли.Невротическая депрессия и депрессивный невроз в МКБ 10 отнесены в раздел «Расстройства настроения (аффективные расстройства)» и рассматриваются в рубрике «Дистимия», в которой подчеркивается длительное существование неглубокого депрессивного состояния.Выделяемые в отечественной психиатрии «Невротические развития личности» могут в Международной классификации болезней 10 рассматриваться как «Посттравматическое стрессовое расстройство», «Расстройство приспособительных реакций», «Расстройство адаптации с нарушением поведения».
- Часть 2. Клиническая психология
- Клиническая психология как научная дисциплина. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
- Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.
- Нейропсихология как раздел клинической психологии. Предмет, задачи, области применения.
- Современные представления о системной организации впф и мозговых механизмах познавательной деятельности. Три функциональных блока мозга (по а.Р. Лурия).
- Нейропсихологическая диагностика: основные принципы и методология исследований высших психических функций при очаговых поражениях мозга.
- Агнозии: классификация и общие мозговые механизмы, связанные с морфофункциональной организацией анализаторных систем мозга.
- Нарушения речи: афазии и дизартрии, дифференциальная диагностика. Классификации афазий и принципы их диагностики в зависимости от тяжести поражения мозга.
- Соотношения общемозговых и локальных синдромов в топической диагностике мозговых поражений.
- Патопсихология как раздел клинической психологии. Задачи, проблемы.
- Особенности и задачи патопсихологического исследования.
- Основные концепции возникновения и развития психосоматических расстройств.
- Механизмы возникновения психосоматических расстройств.
- Роль личности в происхождении психосоматических расстройств.
- Психологические особенности семей с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами. Роль семьи в профилактике психосоматических расстройств у детей.
- Соматогенные нервно-психические и соматизированные расстройства.
- Внутренняя картина болезни соматического больного. Типы отношения к болезни. Факторы, участвующие в формировании внутренней картины болезни.
- Психосоматические расстройства в младенческом и раннем детском возрасте.
- Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры).
- Эмоциональный стресс и механизмы его развития.
- Понятие психогении и ее значение для психологии и медицины. Систематика неврозов.
- Роль преморбидных особенностей личности и условий воспитания для возникновения невротических расстройств.
- Невроз как болезнь личности. Патогенетическая концепция неврозов в.Н. Мясищева.
- Психотерапия: определение, классификации, цели.
- Понятие стратегии и тактики в психотерапии. Патогенетическая и симптоматическая психотерапия.
- Основные направления психотерапии.
- Принципы и методы организации психотерапевтического процесса. Варианты взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Качества и навыки, необходимые психотерапевту. Профессиональный этический кодекс терапевта.
- Базовые понятия психоанализа и основные методы психоаналитической терапии.
- Анализ феноменов переноса, контрпереноса и сопротивления в динамике терапевтического процесса.
- Основные теоретические и методологические положения когнитивно-поведенческой терапии.
- Основные положения клиенто-центрированной терапии Роджерса, условия обеспечения личностного роста.
- Принципы и методы гештальттерапии. Экзистенциальный принцип «здесь и сейчас».
- Теоретические основы и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
- Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
- Роль и задачи психолога в судебно-психологической экспертизе.
- Психологическое консультирование. Определение, цели, задачи, виды. Место психологического консультирования среди видов психологической помощи. Личность консультанта, этика консультирования.
- Психологическая консультация как организационная структура. Требования к оформлению помещения, обязанности консультанта. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий.
- Эффективность консультативного процесса. Факторы, снижающие и повышающие успешность консультативного процесса.
- Этапы психологического консультирования. Техники и процедуры консультирования. Особенности психодиагностики в процессе консультирования.
- Специфика консультативного процесса в зависимости от возраста, культуральных и эмоциональных особенностей клиента.
- Мотивационное интервью. Цели, этапы. Транстеоретическая модель изменений Прохаски и Ди Клименте.
- Психология влияния. Механизмы влияния, виды. Способы противостояния негативному воздействию.
- Аддиктивное поведение. Определение, виды, этапы развития.
- Модели формирования аддиктивного поведения. Этапы формирования химических зависимостей (алкогольная, наркотическая зависимости).
- Профилактика аддиктивного поведения (первичная, вторичная, третичная). Виды реабилитации. Психологическая помощь созависимым.
- Девиантное поведение. Определение, классификации, критерии девиантного поведения.
- Нарративная психотерапия.
- Постмодернизм и его роль в современных психотерапевтических подходах.
- Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования.
- Концепция «стресс-диатез» в пограничных психических расстройствах.
- Феноменологический подход в работе психолога с пациентом. Языковая проблематизация и деконструкция.
- Современное понимание идентичности как центра самоорганизации и сохранения психического здоровья.
- Индивидуальный нарратив как источник и воплощение невротического состояния.
- Негативная и позитивная диагностика неврозов, концепция неврозов по в.Н. Мясищеву.
- Этиологические концепции невротических расстройств.
- Понятие о неврозоподобных состояниях различной этиологии.
- Субъективные психологические реальности как возможная основа для срыва психической саморегуляции.
- Пограничный уровень психической патологии. Диагностические критерии.
- Диагностический процесс в работе клинического психолога: подходы и компоненты.
- Роль психологической модели дискурса для понимания пациента, существующих у него проблем и эффективного психокоррекционного воздействия.
- Нехимические аддикции: виды, этапы формирования, клинико-психологические особенности.
- Гэмблинг: особенности вовлечения, развития, психологическая коррекция.
- Компьютерная и интернет зависимости: причины, этапы формирования и клиническая картина.
- Нарушения мышления при эндогенных расстройствах. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения памяти и внимания. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики.
- Нарушения интеллекта: возрастные особенности, методы диагностики.
- Нарушения сознания: классификация, особенности проявлений.
- Судебно-психологическая экспертиза по половым преступлениям.
- Судебно-психологическая экспертиза состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза о праве на воспитание детей.
- Взаимодействие эксперта-психолога и эксперта-психиатра при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз.
- Организация проведения психологического исследования и структура написания психологического заключения.