Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
Адаптация человека и функциональное состояние организма. Роль и место состояний среди других психических явлений. Определение, функции и классификация состояний. Психическое состояние и его структура. Полярность, изменчивость, относительная устойчивость, выраженность, индивидуальное своеобразие как основные свойства психических состояний. Детерминация психических состояний. Внутренние и внешние условия детерминации. Утомление, монотония и психическое пресыщение. Типология психических состояний по преобладающему в данный момент психическому процессу (гностические, эмоциональные, волевые и т.п.).
Диагностики состояний. Управление состояниями. Влияние психического состояния на успешность деятельности. Оптимальные психические состояния, состояние профессиональной заинтересованности, творческого вдохновения и их значение для профессиональной деятельности. Отрицательные психические состояния. Состояние психической напряженности и теория стресса. Виды стресса: физиологический, эмоциональный, информационный. Факторы, симптомы и фазы стресса. Общий адаптационный синдром. Положительное и отрицательное влияние стресса. Уровень стрессовой устойчивости личности. Состояние тревожности. Шкала личностной тревожности, депрессия и ее симптоматика.
Фрустрация как форма стресса. Типичные реакции на фрустрирующую ситуацию. Виды психологической защиты: вытеснение, рационализация, проекция, идентификация, регрессия, сублимация. Измененные состояния сознания. Сон, его значение и фазы. Медитация, гипноз как внушенные состояния. Влияние психотропных веществ на состояние сознания.
Саморегуляция и самоуправление психическими состояниями, поведением и деятельностью. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью (психические процессы с точки зрения кибернетической науки, теория сигналов и психические процессы, информационная структура нервных процессов и психические образы).
Психологическая устойчивость: определение, критерии, методы оценки и формирования психологической устойчивости.
Практическое занятие: Психические состояния и их регуляция.
Самостоятельная работа. Оптимальные и отрицательные психические состояния. Фрустрация как форма стресса. Виды психологической защиты. Измененные состояния сознания. Сон, его значение и фазы. Влияние психотропных веществ на состояние сознания. Саморегуляция и самоуправление психическими состояниями, поведением и деятельностью. Психологическая устойчивость.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 5, 6, 7, 12, 13, 16, 17, 19, 20], дополнительная: [1, 2, 4, 6, 9, 10, 11, 13, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 35, 36, 40, 42, 43, 44, 48, 52, 57, 59, 63].
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение