Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
Достижения этого направления и стали основой для первой экспериментально-психологической программы, выдвинутой Вундтом. Второе направление выросло из эволюционного учения Дарвина, произведшего, как известно, глубокие преобразования в науках не только о жизни, но и о человеке. Лидером третьего направления был другой англичанин - Галътон. Ему психология обязана введением и разработкой статистических методов в связи с исследованием проблемы индивидуальных различий между людьми. Четвертая линия уходит корнями в изучение психоневрозов и гипнотизма. Оно велось преимущественно французскими неврологами. И, наконец, пятое направление было создано "отцом русской физиологии" Сеченовым, который выдвинул новую систему психологических идей, опираясь на преобразованное им рефлекторное учение. Каждое из этих направлений внесло свою лепту в разработку тех категорий, которые, превратив психическую реальность в предмет научного познания, определяют и мышление современного исследователя.
Начнем с физиологии органов чувств, вскрывшей неотвратимую причинную зависимость субъективных феноменов (ощущений) от объективных условий их появления в сознании - условий физических и органических. Большая роль в исследовании этой зависимости принадлежала Герману Гельмголыгу (! 82! -1894).
В 1847 г. двадцатишестилетний военный хирург Гельмгольц зачитал в берлинском Физическом обществе статью, содержавшую математическую формулировку закона сохранения энергии. Закон приводил в единую причинную связь все многообразие процессов не только в неорганической, но и в живой природе. По витализму - идеалистическому учению, согласно которому живым телом движут особые, неуловимые для физики внутренние силы, был нанесен удар. Доказывалось, что организм черпает энергию извне и в нем самом ничего нет, кроме превращений различных видов энергии. Значение закона, сформулированного Гельмгольцем (и почти одновременно с ним Майером и Джоулем), для физиологии было огромно. Если организм - энергетическая машина, то единственный путь его научного изучения - приложение физико-химических методов и понятий. Вдохновленный верой во всемогущество физико-математических методов, Гельмгольц применил их и к таким тонким органам, как органы зрения и слуха.
Исходя из того, что ощущение представляет собой результат причинного воздействия раздражителя на орган чувств, Гельмгольц был поставлен перед необходимостью объяснить, каким образом оно способно что-либо сообщить о свойствах вызвавшего его предмета.
Вслед за своим учителем Мюллером Гельмгольц считал каждый орган чувств своеобразной системой, заряженной "специфической энергией". Учение о "специфической энергии" утверждало, что ощущение цвета, звука и т. д. по своему содержанию не что иное, как разряд энергии, дремлющей в нервном волокне, а не отражение объективных свойств предмета. Ложное теоретическое истолкование фактов привело, в конечном счете, к так называемому "физиологическому" идеализму, согласно которому чувственный мир - это мираж, созданный нашей нервно-психической организацией.
Пытаясь связать ощущение с внешними условиями и не отказываясь от мысли, будто оно заложено в независимой от этих условий структуре органа, Гельмгольц выдвигает теорию символов, или знаков. Ощущение, согласно этой теории, указывает на предмет, подобно тому как имя - на человека. Имена не похожи на обозначаемые вещи, но позволяют их различать.
Вместе с тем в противовес теории нативизма, полагавшей, будто образ, например, пространства, пространственных отношений, в которых воспринимаются вещи, изначально "запрограммирован" в органе чувств, Гельмгольц, апеллируя к фактам, доказывал его опытное происхождение. Эта концепция ввела в обиход две гипотезы, ставшие предметом длительных споров среди физиологов и философов: гипотезу о "бессознательном выводе" и гипотезу об "ощущениях иннервации". Первая возникла из необходимости объяснить такие, например, факты, как постоянство воспринимаемой величины предметов на различных расстояниях. Требовалось истолковать эти факты с позиций натуралиста, не обращаясь к гипотезе об уме или сознании, а исходя из действий телесного механизма как такового. Когда изменяется расстояние, на котором расположен предмет, меняется по законам оптики и его изображение на сетчатке. Но одновременно изменяется и напряжение глазных мышц, приспосабливающих глаз к ясному видению. Зрительный аппарат каждый раз как бы делает вывод: "если, то" - а это уже настоящая логическая операция. Производится же она не умом как беспричинной сущностью, а зрительной системой, притом в отличие от абстрактного человеческого мышления - бессознательно. Для ее производства необходим опыт, предполагающий мышечную двигательную активность. Поскольку же человек может управлять работой своих мышц произвольно, то должны, по Гельмгольцу, существовать особые ощущения, которые сопровождают усилие, создающее мышечное напряжение. Он назвал эти ощущения иннервационными.
Таким образом, точные эксперименты, а не умозрительные соображения вынудили его признать важность психического фактора и недостаточность чисто физиологических объяснений. Роль этого фактора выступила, в положении о знаковой природе чувственных образов, в гипотезах об иннервационных ощущениях, регулирующих работу мышц, о бессознательных умозаключениях. В этих положениях по-своему отразились реальные особенности психической деятельности, требующей для своего описания собственных категорий, которых нет в составе физиологического мышления. Мы имеем в виду две категории - чувственного образа и действия. Если бы внешний объект был представлен в организме только в виде потока импульсов, возникших в результате его воздействия на нервную систему, то можно было бы ограничиться физиологической схемой. Если бы ответная реакция свелась к сокращению мышцы, но опять-таки выходить за пределы физиологии не было бы необходимости. Однако опыт принудил Гельмгольца покинуть эти пределы и выработать представление о том, что внешний стимул порождает в нервной системе не только молекулярные процессы, но и чувственные знаки, позволяющие различать объекты окружающей среды. Опыт же привел и к выводу о том, что работой мышцы может управлять не только внешнее раздражение, но и внутреннее стремление. Оба вывода свидетельствовали, что физиолог столкнулся с новой действительностью, для познания которой нужны новые средства. Однако категория образа выступила у Гельмгольца не в виде отображения, а в виде знака, категория же действия - в виде спонтанного импульса, исходящего от субъекта, а не детерминированной условиями жизни активности. И то и другое говорило о том, что психическая реальность преломилась в теоретически неадекватной форме. В. И. Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" указал на противоречивый характер гельмгольцевской теории символов. С одной стороны, она рассматривает цвета, звуки, запахи как результат воздействия на нервные приборы внешнего материального источника. С другой стороны, она утверждает, что подобное воздействие производит знак, а не образ, что между источником и его психическим эффектом подобия нет. А это неизбежно ведет к агностицизму. Что касается выводов Гелъмгольца о способности субъекта к имманентной чувственной регуляции, то они были подсказаны "голосом интроспекции", субъективным впечатлением, а не объективным анализом.
Дальнейшее развитие науки отчленило продуктивное в гельмгольцевском учении от не выдержавшего испытания временем. Представления, согласно которым орган ощущений не только воспринимает внешние импульсы, но и обучается построению чувственных образов, что мышца играет в этом огромную роль, что она совершает операции, сходные с мыслительными,- все это вошло в фонд современных психологических идей.
К работам Гельмгольца, способствовавшим становлению психологии, относится также изучение скорости проведения нервного импульса. Среди физиологов в ту пору было принято считать, что скорость эта чрезвычайно велика. И. Мюллер, например, полагал ее близкой к скорости света.
Гельмгольц в 1850 г. взялся за экспериментальное изучение этого вопроса. Он раздражал слабым электрическим током двигательный нерв лягушки на различном расстоянии от мышцы, сокращения которой записывались на изобретенном им приборе - вращающемся цилиндре (кимографе). Зная расстояние между раздражаемыми пунктами, он определил, исходя из различий во времени мышечной реакции, скорость прохождения процесса возбуждения. Она составила около 25 метров в секунду, т. е. была несравненно меньше указанной в "Учебнике физиологии" Мюллера. От лягушки Гельмгольц перешел к человеку. Испытуемый, по его инструкции, должен был отвечать на электрический удар каким-нибудь условленным движением, которое опять-таки записывалось на кимографе.
Гельмгольц ставил сугубо физиологическую цель. Он имел в виду нервный, а не психический процесс, прохождение импульса по проводнику, а не возможно более быстрый ответ на раздражитель. Но переходя от нервно-мышечного препарата лягушки к человеку, он уже оказывался на почве психологии. Ведь скорость проведения нервного импульса человека определялась исходя из того, с какой быстротой он производит по указанию экспериментатора (а стало быть, руководствуясь осознанной целью) двигательную реакцию, т. е. совершает действие, а действие это уже категория психологическая. Не удивительно, что результаты измерений сильно варьировали. Здесь сказалось влияние множества уже не только физиологических, но и психологических факторов.
Изобретенная Гельмгольцем экспериментальная схема, не пригодная для определения скорости сложных процессов нервной системы человека, оказалась, однако, средством измерения времени реакции человека на внешний раздражитель. Исследования в этом направлении были продолжены голландским физиологом Францем Дондерсом (1818-1889). Дондерс полагал, что на пути от внешнего сигнала к двигательному ответу на него совершается работа
нервных узлов (ганглиев), служащих органами представления и воли. Время же этой работы (образующей психическое звено) может быть измерено путем усложнения заданий испытуемому. Варьируя их (например, требуя от испытуемого, чтобы он при предъявлении нескольких раздражителей реагировал только на один из них или чтобы на разные стимулы он давал различные двигательные ответы), можно, предположил Дондерс, измерить время, поглощаемое такими актами, как различение (раздражителей) и выбор. Получаемая разность во времени показывала скорость различных психических процессов. Главная публикация Дондерса об этих опытах так и называлась - "Скорость психических процессов" (1868), именно психических, а не физиологических.
Опыты по определению времени реакции проводились в различных вариантах многими физиологами, взявшимися тем самым за психологическую тему. Значение этих опытов для психологии было двоякое - методологическое и конкретно-научное.
В методологическом плане они разрушали представления о мгновенно действующей душе. Они показывали, что психическое есть процесс, который, подобно материальным процессам, совершается во времени и может быть измерен. Поскольку же его течение предполагает целостность нервной ткани, он должен также трактоваться как совершающийся в пространстве. Стало быть, удар наносился и по учению о непространственности души.
В конкретно-научном плане опыты по определению времени реакции дали сильный толчок развитию экспериментальной психологии. В дальнейшем выяснилось, что скорость реакции (наряду с двигательной реакцией в качестве индикатора была использована речевая) зависит от множества переменных -внимания, установки и т. д. Эксперимент вскрывал все новые и новые моменты. Но канва, на которой появлялись эти новые психологические узоры, была выработана в основном в лаборатории Дондерса. Он воспринимался всеми как физиолог, сам считал себя таковым и публиковал свои исследования о времени реакции в физиологическом журнале. Однако объективно он внес вклад в формирование психологии, среди методов которой определение времени реакции стало одним из основных.
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.