logo search
История психологии Учебно-метод

Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже

Подход Ж. Пиаже к психическому развитию развивался прежде всего в рамках естественнонаучной психологии. Лучше всего, на наш взгляд, понять его позицию можно из следующего его высказывания в 1966 г. на Международном психологическом конгрессе: "... я биолог, а это не то же самое, что идеалист, и я думаю, что организм зависит не только от среды; организм активно реагирует на среду и дает "ответы", которые зависят от его собственной активности; иными словами, субъект познает объект, только действуя на него, и познание объекта (а это не то же самое, что сам объект) предполагает неразрывное взаимодействие между объектом и деятельностью организма или субъекта". Таким образом, отка­зываясь от позиций позитивизма, Пиаже, вместе с тем, как "биолог" стремится к строгому научному подходу в психологии, а такая научная строгость связана у него, в первую очередь, с естественно - научным подходом.

Исходя из принципа активности психики, сознания, субъекта и оставаясь диалектиком в рамках естественнонаучного подхода, Пиаже не может и не хо­чет признать социальную природу психики человека, как качественно иную, чем биологическая природа психики животных. В психологии он стремится ос­таваться "биологом". Этим можно объяснить как высочайшие достижения, так и принципиальную ограниченность его исследований, его концепции развития и обучения.

Следует помнить, что концепция Пиаже создавалась в эпоху бурного развития физики, биологии и появления кибернетики и генетики. Отсюда ста­новится понятным выбор главных понятий и направлений его исследований. Как биолог важнейшим критерием развития организма он считает успешность его адаптации, достижение более высокого уровня равновесия со средой. А как сторонник естественнонаучного подхода в психологии главным механизмом такого развития он считает интеллект.

С его точки зрения интеллект является механизмом биопсихической адаптации индивида к обстоятельствам жизни, уравновешивающим процессы аккомодации и ассимиляции. Биологически обусловленные действия индивида, системы действий, операции, интериоризируясь становятся основой интеллек­та. Позднее Пиаже вводит в свою концепцию понятие социализации, заклю­чающееся, по его мнению, в адаптации формирующегося интеллекта ребенка к суждениям других людей. Таким образом, в концепции Ж. Пиаже социальная среда остается одним из внешних факторов, никак не влияющем на сами меха­низмы формирования интеллекта, а функции и природа интеллекта человека и животных являются аналогичными и качественно не отличаются друг от друга. Все теории интеллекта он разделил на генетические и негенетические. Среди негенетических теорий он выделил концепцию непосредственного пря­мого знания физической и абстрактной реальности или "предустановленной гармонии" между интеллектом и действительностью (Б. Рассел и др.). Вторая негенетическая концепция определяет интеллект как изначально данную совокупность внутренних структур, которая постепенно проявляется в процессе развития психики, благодаря осознанию мышлением самого себя (Бюллер, Зельц и др.). Третья - гештальттсория - объясняет акты понимания уравнове­шенностью высокоорганизованных структур (гештальтов), объединяющих субъект и объект в единое целое.

Среди генетических концепций интеллекта Пиаже также выделял три группы: "Что касается генетических интерпретаций, то среди них есть такие, которые объясняют интеллект исходя из одно внешней среды (например, ассо-цианистский эмпиризм, соответствующий ламаркизму), такие, которые исхо­дят из идеи собственной активности субъекта (теория слепого поиска в плане индивидуальных адаптации, соответствующая мутационизму, если его брать в плане наследственных изменений), а также и такие интерпретации, которые объясняют интеллект взаимодействием субъекта с объектами (операциональ­ная теория)" [5, 52]. Свою собственную теорию интеллекта Ж. Пиаже относил к последней группе.

Разрабатывая свою теорию интеллекта, Ж. Пиаже, в отличие от позити­вистов, больше внимания уделял не технологии исследования и верификации, а подходу к той реальности, которую обозначает понятие интеллекта. Считая двигательную активность важнейшим компонентом психической деятельности и рассматривая реальные внешние действия с точки зрения их координации в целостные структуры, он пошел по пути выведения внутреннего из внешнего, незримых умственных актов из зримых внешних действий. Это процесс ста­новления внутренних психических структур из внешних приобрел широкую известность в понятии "интериоризации". Таким образом, структуру интеллек­та Пиаже выводил из структуры внешних действий.

Вторым важным понятием концепции интеллекта Ж. Пиаже является по­нятие операции: "Основное свойство логического мышления состоит в том, что оно операционально, т.е. продолжает действие, интериоризируя его. Однако этим сказано отнюдь не все, поскольку операция не сводится к любому дейст­вию: и хотя операциональный акт вытекает из акта действия, однако расстоя­ние между этими актами остается пока еще весьма значительным. Операцию разума можно сравнивать с простым действием только при условии, что она рассматривается изолированно.

Но об "одной" операции мы можем говорить только в результате абсо­лютно незаконной абстракции: единичная операция не могла бы быть операци­ей, поскольку сущность операций состоит в том, чтобы образовывать системы".

Основываясь на понятиях интериоризации и операции, Пиаже открыл четыре типа или четыре уровня интеллекта по мере их формирования у ребен­ка: 1) формы интеллекта низшего порядка, образуемые инстинктом и непо­средственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма; 2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием; 3) целостные необ­ратимые формы оперирования, образуемые интуитивным мышлением; 4) мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые операциональным интеллектом.

М.Г. Ярошевский характеризует теорию интеллекта Ж. Пиаже следую­щим образом: "Ни одна концепция интеллекта как перестраивающегося в ходе развития системного образования (а не мифической внутренней "способности") не может обойти вопрос о стадиях. А в современной психологии не существует другой экспериментально и математически обоснованной стадиальной схемы формирования умственных действий и операций от младенчества до юности кроме созданной Пиаже ". '

Если разработанная Ж. Пиаже концепция развития интеллекта, взятая сама по себе, вне сферы развития личности, может иметь существенную науч­ную ценность для понимания некоторых аспектов природы интеллекта то в приложении к обучению, то есть именно там, где принципиальное значение имеет учет развития личности, качественная обусловленность этого развития социальными факторами, прямой перенос данной концепции на процесс обу­чения порождает принципиальные методологические ошибки.

В процессе развития детского мышления происходят, согласно Ж. Пиа­же, последовательные переходы от сенсомоторного интеллекта к дооператорному интеллекту, а затем - к конкретным и формальным операциям. Эти пере­ходы представляют собой спонтанный процесс, не зависящий от включения личности в общественные отношения и подчиняющийся только внутренним закономерностям координации операций и тенденциям операторных структур к равновесию.

Психическое развитие в результате интерпретируется как независимое от специально организуемого взрослыми воспитания и обучения детей Действие источников такого развития и по времени, и функционально предшествует ов­ладению детьми конкретными понятиями и умениями. Например, согласно взглядам Ж. Пиаже, ребенок, действуя с вещами, вначале якобы самостоятель­но улавливает и выделяет общий принцип сохранения их количества и лишь затем на этой основе у него при специальном обучении может быть сформиро­вано понятие числа. Как отмечает В.В. Давыдов: "В теории Ж. Пиаже воспита­ние и обучение рассматриваются как условия приспособления педагогического процесса к психическому развитию ребенка. Педагогический процесс как бы следует за развитием".

По ироническому замечанию Л.С. Выготского, имевшего на то достаточ­но оснований: "Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Уже благодаря одному этому наперед исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и со­зревания тех функций, которые активируются ходом обучения".

Согласно концепции Ж. Пиаже, развитие должно пройти свои опреде­ленные циклы до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических задач. Развитие всегда идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним.