Понятие стратегии и тактики в психотерапии. Патогенетическая и симптоматическая психотерапия.
Психотерапевт должен иметь представление о стратегии и тактике в своей работе. Стратегия имеет отношение к целям, которые ставятся на определенных этапах психотерапии. Тактика – это специфические методы использования для их достижения. Стратегия связана с такими целями, как развитие у пациента способности свободно выражать свои мысли, осознание истоков и характера своего неадаптивного поведения или открытия новых способов эмоционального реагирования и мышления. Тактика включает в себя все то, что делает и говорит психотерапевт: - вопросы; заверения; интерпретационные замечания; мимика, пантомима. Предполагается, что психотерапевт на любом этапе должен знать, чего именно он хочет добиться и каким образом. Стратегия без тактики – абстрактная концепция, а тактика без стратегии – это бессистемное воздействие на психику пациента, необеспечивающее поступательного движения к более глубокому самопознанию. Результаты психотерапии как правило оказываются пролонгированными. Это объясняется тем, что многие виды психотерапии направлены на создание постоянно функционирующих изменений, а не исключительно на снятие симптомов. Эффекты психотерапии являются относительно независимыми от вида терапии, т.е. любая психотерапевтическая школа добивается аналогичных изменений, по крайней мере на уровне симптоматического улучшения. Можно лишь говорить о возможном преимуществе тех или иных методов для тех или иных типов пациентов. Результаты психотерапии зависят скорее от факторов, связанных с личностью психотерапевта и пациента, чем от психотерапевтических техник. Особую важность для достижения позитивного личностного изменения имеют доверительные взаимоотношения психотерапевт – пациент. Психотерапия – это не безобидная процедура, она может приносить и благо, и вред, и то, как психотерапевт проводит лечение, насколько часто он действует или бездействует ошибочно, тесно связано с вероятностью позитивного или негативного исхода. Практика свидетельствует о пользе тщательного подбора пары пациент – психотерапевт. В силу того, что эффективность психотерапевтов редко оказывается одинаковой с разными клиентами. Большое значение придается формированию "рабочего альянса": - понимание и согласие психотерапевта и клиента в отношении целей психотерапии; - общая приверженность целям и задачам психотерапии, выполнение которых необходимо для достижения этих целей; - достаточно высокий уровень привязанности психотерапевта и клиента, способствующий поддержанию отношений сотрудничества при разрешении напряженных ситуаций, неизбежно возникающих в ходе психотерапии. Критика противопоставления субъекта и объекта. Взаимоотношения клиента и психотерапевта необходимо рассматривать как интерсубъектные. Тревога и страх являются маркерами эффектов переноса и противопереноса в процессе психотерапии. Занятия любыми методами психотерапии представляют собой процесс облигатного или факультативного переносов у клиента и ответного реагирования психотерапевта, управляемыми и контролируемыми противопереносами. Ниже мы пишем: тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. Тревога – это беспредметный страх. Эти чувства знают все люди, как клиенты, так и сами психотерапевты. Разница между ними заключается в том, что первые неэффективно совладают с тревогой и страхом, что приводит либо к избегающему, либо к агрессивному поведению,а вторые – формируют эффективные механизмы совладания с тревогой и страхом. С помощью психотерапии можно решать не только медицинские проблемы, но и проблемы улучшения качества жизни, духовного обогащения людей. Работа психотерапевта, обладающего большими знаниями, но не умеющего оказывать влияние, будет неэффективна. Этика психотерапевта предписывает ему осознавать свою силу и влияние, определять границы и допустимость их использования. Исследование общих факторов в воздействии: 1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и клиентом- исходная предпосылка, на которой строится психотерапия; 2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь; 3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта; 4) оперативная модификация поведения за счет одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом; 5) приобретение социальных навыков на модели психотерапевта; 6) убеждение, внушение явное или скрытое; 7) усвоение или репетирование более адаптивных методик при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта. Предпосылки широкого эффективного применения психотерапии: 1. Прямое использование ее лечебного действия при большом круге заболеваний, где психическому фактору принадлежит определяющая или существенная роль; 2. лечебно-профилактическое значение с учетом психосоциальных реакций на соматические болезни и их последствия, влияние соматических расстройств на псхилогическое функционирование. Наибольшее развитие получили 3 психотерапевтических направления: 1. психоаналитическое – психоанализ Фрейда и его учеников, индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга, неофрейдизм Хорни, Фромм и Салливан. 2. бихевиористское (Айзенк и Вольпе). 3. экзистенциально-гуманистическое – недирективная психотерапия Роджерса, гештальт-терапия, логотерапия Франкла. Можно проанализировать все многообразие значений, в которых используется понятие методов психотерапии: 1. Методы психотерапии, имеющие характер "техник" (гипноз, релаксация, психогимнастика). 2. Методы психотерапии, определяющие "условия", которые способствуют оптимизации достижения психотерапевтических целей (семейная психотерапия и др.). 3. Методы в значении "инструмента". Таким инструментом может быть психотерапевт при индивидуальной и группа при групповой. 4. Методы в значении "терапевтических интервенций" – рассматриваемые либо в параметрах "стиля" (директивный, недирективный), либо в параметрах "формы" (убеждение, разъяснение). Целью психотерапии является устранение патологической симптоматики, которая имеет следующие иерархические уровни: психическая; неврологическая; вегетативная; соматическая: а) системная; б) органная. Сложная структура клинических синдромов, включающая, как правило, симптоматику всех уровней, обусловлена наличием единой интегративной системы психо-нейро-вегетотрофо-соматической регуляции, осуществляемой нервной системой. Открытие новых классов нейротрансмиттеров, эндорфинов и пр. заполнило недостающие звенья в цепи подчинённости считавшихся ранее относительно автономными гуморальной и эндокринной систем. Выбор форм и методов психотерапии определяется следующими факторами: 1. Нозологической принадлежностью патологии для выбора этиопатогенетического воздействия. 2. Определением личностных особенностей пациента. 3. Относительным преобладанием какого-либо из уровней симптоматики. 4. Личностной аутоидентификацией психотерапевта. 5. Концептуально-методологической основой психотерапевтического направления, определяющего характер корригирующего воздействия.
- Часть 2. Клиническая психология
- Клиническая психология как научная дисциплина. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
- Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.
- Нейропсихология как раздел клинической психологии. Предмет, задачи, области применения.
- Современные представления о системной организации впф и мозговых механизмах познавательной деятельности. Три функциональных блока мозга (по а.Р. Лурия).
- Нейропсихологическая диагностика: основные принципы и методология исследований высших психических функций при очаговых поражениях мозга.
- Агнозии: классификация и общие мозговые механизмы, связанные с морфофункциональной организацией анализаторных систем мозга.
- Нарушения речи: афазии и дизартрии, дифференциальная диагностика. Классификации афазий и принципы их диагностики в зависимости от тяжести поражения мозга.
- Соотношения общемозговых и локальных синдромов в топической диагностике мозговых поражений.
- Патопсихология как раздел клинической психологии. Задачи, проблемы.
- Особенности и задачи патопсихологического исследования.
- Основные концепции возникновения и развития психосоматических расстройств.
- Механизмы возникновения психосоматических расстройств.
- Роль личности в происхождении психосоматических расстройств.
- Психологические особенности семей с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами. Роль семьи в профилактике психосоматических расстройств у детей.
- Соматогенные нервно-психические и соматизированные расстройства.
- Внутренняя картина болезни соматического больного. Типы отношения к болезни. Факторы, участвующие в формировании внутренней картины болезни.
- Психосоматические расстройства в младенческом и раннем детском возрасте.
- Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры).
- Эмоциональный стресс и механизмы его развития.
- Понятие психогении и ее значение для психологии и медицины. Систематика неврозов.
- Роль преморбидных особенностей личности и условий воспитания для возникновения невротических расстройств.
- Невроз как болезнь личности. Патогенетическая концепция неврозов в.Н. Мясищева.
- Психотерапия: определение, классификации, цели.
- Понятие стратегии и тактики в психотерапии. Патогенетическая и симптоматическая психотерапия.
- Основные направления психотерапии.
- Принципы и методы организации психотерапевтического процесса. Варианты взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Качества и навыки, необходимые психотерапевту. Профессиональный этический кодекс терапевта.
- Базовые понятия психоанализа и основные методы психоаналитической терапии.
- Анализ феноменов переноса, контрпереноса и сопротивления в динамике терапевтического процесса.
- Основные теоретические и методологические положения когнитивно-поведенческой терапии.
- Основные положения клиенто-центрированной терапии Роджерса, условия обеспечения личностного роста.
- Принципы и методы гештальттерапии. Экзистенциальный принцип «здесь и сейчас».
- Теоретические основы и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
- Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
- Роль и задачи психолога в судебно-психологической экспертизе.
- Психологическое консультирование. Определение, цели, задачи, виды. Место психологического консультирования среди видов психологической помощи. Личность консультанта, этика консультирования.
- Психологическая консультация как организационная структура. Требования к оформлению помещения, обязанности консультанта. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий.
- Эффективность консультативного процесса. Факторы, снижающие и повышающие успешность консультативного процесса.
- Этапы психологического консультирования. Техники и процедуры консультирования. Особенности психодиагностики в процессе консультирования.
- Специфика консультативного процесса в зависимости от возраста, культуральных и эмоциональных особенностей клиента.
- Мотивационное интервью. Цели, этапы. Транстеоретическая модель изменений Прохаски и Ди Клименте.
- Психология влияния. Механизмы влияния, виды. Способы противостояния негативному воздействию.
- Аддиктивное поведение. Определение, виды, этапы развития.
- Модели формирования аддиктивного поведения. Этапы формирования химических зависимостей (алкогольная, наркотическая зависимости).
- Профилактика аддиктивного поведения (первичная, вторичная, третичная). Виды реабилитации. Психологическая помощь созависимым.
- Девиантное поведение. Определение, классификации, критерии девиантного поведения.
- Нарративная психотерапия.
- Постмодернизм и его роль в современных психотерапевтических подходах.
- Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования.
- Концепция «стресс-диатез» в пограничных психических расстройствах.
- Феноменологический подход в работе психолога с пациентом. Языковая проблематизация и деконструкция.
- Современное понимание идентичности как центра самоорганизации и сохранения психического здоровья.
- Индивидуальный нарратив как источник и воплощение невротического состояния.
- Негативная и позитивная диагностика неврозов, концепция неврозов по в.Н. Мясищеву.
- Этиологические концепции невротических расстройств.
- Понятие о неврозоподобных состояниях различной этиологии.
- Субъективные психологические реальности как возможная основа для срыва психической саморегуляции.
- Пограничный уровень психической патологии. Диагностические критерии.
- Диагностический процесс в работе клинического психолога: подходы и компоненты.
- Роль психологической модели дискурса для понимания пациента, существующих у него проблем и эффективного психокоррекционного воздействия.
- Нехимические аддикции: виды, этапы формирования, клинико-психологические особенности.
- Гэмблинг: особенности вовлечения, развития, психологическая коррекция.
- Компьютерная и интернет зависимости: причины, этапы формирования и клиническая картина.
- Нарушения мышления при эндогенных расстройствах. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения памяти и внимания. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики.
- Нарушения интеллекта: возрастные особенности, методы диагностики.
- Нарушения сознания: классификация, особенности проявлений.
- Судебно-психологическая экспертиза по половым преступлениям.
- Судебно-психологическая экспертиза состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза о праве на воспитание детей.
- Взаимодействие эксперта-психолога и эксперта-психиатра при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз.
- Организация проведения психологического исследования и структура написания психологического заключения.